Деятельность инспекторов народных училищ Якутской области в начале XX в

Автор: Макарова Аграфена Иннокентьевна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: История

Статья в выпуске: 8, 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается история создания инспекции народных училищ в Якутской области. На основе архивных документов раскрывается деятельность инспекторов народных училищ, определяется их роль в распространении и развитии просвещения и образования в крае. Выделены основные проблемы, над решением которых они работали: строительство и открытие новых школ, ремонт зданий, организация курсов для учителей, библиотечное обеспечение и др. Значительное внимание отведено деятельности первого инспектора народных училищ в Якутской области С.О. Огородникова, итогом работы которого стало открытие 26 начальных училищ. Он также разработал и апробировал учебную программу для инородческих начальных училищ, способствующую более качественному изучению русского языка. Сделан вывод, что учреждение должности инспектора народных училищ в Якутии позволило более эффективно управлять делами народного образования, несмотря на множество проблем, включая отдаленность края и суровые климатические условия.

Еще

История образования, система российского образования, министерство народного просвещения, инспекторы народных училищ, начальные школы, министерские школы, народная школа, просвещение, образование, якутская область

Короткий адрес: https://sciup.org/149133799

IDR: 149133799   |   DOI: 10.24158/fik.2018.8.18

Текст научной статьи Деятельность инспекторов народных училищ Якутской области в начале XX в

Макарова Аграфена Иннокентьевна

Истории российской системы образования посвящены многочисленные исследования как зарубежных [1], так и отечественных исследователей. В то же время в советский период этой теме не уделялось должного внимания, деятельность инспекторов народных училищ часто представлялась в уничижительной форме, за исключением деятельности И.Н. Ульянова – инспектора, впоследствии директора народных училищ Симбирской губернии.

В последнее время стали появляться работы, посвященные роли института директоров и инспекторов народных училищ в развитии просвещения и образования [2]. Из современных исследователей изучением системы общего образования в Восточной Сибири второй половины XIX – начала XX в. занимается И.Н. Мамкина [3]. По ее мнению, учреждение должностей главного инспектора училищ, окружных инспекторов позволило организовать более эффективное управление учебными делами. Деятельность инспекторов, прежде всего С.О. Огородникова, В.П. Васильевского, упоминается в работах В.Ф. Афанасьева, А.А. Павлова [4]. Однако специальных работ, раскрывающих деятельность инспекторов народных училищ в Якутской области, нет.

Инспекция народных училищ была создана в 1869 г. по инициативе министра народного просвещения графа Д.А. Толстого для наблюдения и контроля за деятельностью школ и благонадежностью учителей. По Положению о начальных народных училищах 1874 г. и инструкции, утвержденной в 1871 г., самая главная обязанность инспекторов народных училищ заключалась в заведовании их учебно-воспитательной частью и руководстве посредством личных советов и указаний малоопытными учителями. По существующему законоположению, утвержденному 25 мая 1874 г., инспекторы выбирались из лиц, известных педагогической опытностью. Однако из-за недостатка достойных кандидатов или по каким-то другим причинам требование закона выполнялось не всегда. Практика показала, что далеко не все инспекторы определенно и ясно, широко и многосторонне понимали проблемы народной школы. К тому же не все были достаточно подготовлены к практическому и теоретическому руководству начальным школьным обучением, так как не были знакомы с условиями его правильной методической постановки.

К концу 1860-х гг. в Восточной Сибири назрела необходимость создания специальных органов власти для управления народным образованием. Потребность в профессиональных кадрах, увеличение числа учебных заведений изменили отношение местной администрации к народному просвещению. В декабре 1867 г. по ходатайству генерал-губернатора М.С. Корсакова и по представлению министра народного просвещения графа Толстого в Восточной Сибири высочайшим указом введена должность главного инспектора народных училищ [5, с. 45]. С 1872 г. в Восточной Сибири формируются первые инспекции, в 1884 г. учреждены дирекции в Иркутске и Чите. В 1900 г. в Восточной Сибири действовало 12 инспекторских районов.

24 мая 1900 г. на Государственном совете рассматривалось представление Министерства народного просвещения (МНП) Российской империи об учреждении новых должностей директоров и инспекторов народных училищ. Так, с 1 июля 1900 г. были учреждены новые должности инспекторов в Иркутской губернии – 2 должности, Енисейской – 1 должность и в Якутской области – 1 должность [6]. В 1904 г. для повышения эффективности деятельности якутского инспектора власти утвердили должность делопроизводителя и увеличили расходы на ревизии на 1000 р. Нововведение приравняло штат и полномочия якутского инспектора народных училищ к статусу дирекции [7, с. 49].

Приказом Иркутского военного генерал-губернатора от 14 октября 1900 г. первым инспектором народных училищ Якутской области был назначен надворный советник Сергей Осипович Огородников, инспектор Иркутского городского 4-классного училища императора Александра III, который состоял на службе в Министерстве народного просвещения с 27 июня 1883 г. [8].

Новый инспектор, ознакомившись с делами в Якутске, в течение первого полугодия 1901 г. с ревизией объехал Вилюйский и Олёкминский округа области. В своем отчете главному инспектору училищ Восточной Сибири он выделил три основные проблемы. Первая – состояние зданий большинства училищ. Огородников отмечает, что здания училищ требуют ремонта, за исключением Сунтарского, Дюпсинского и Кыллахского училищ. Все классные комнаты не удовлетворяют требованиям гигиены, в них ощущается недостаток света и воздуха, а зимой холодно, поэтому дети вынуждены сидеть в верхней одежде.

Вторая проблема – материальное положение учителей. В своем отчете Огородников пишет, что учителю необходимо увеличить содержание с 420 до 600 р., так как труд учителя якутской школы тяжелый, учитывая неблагоприятные стороны жизни отдаленной окраины. При этом он отмечает, что деньги на содержание училищ поступают с опозданием, вследствие чего учитель не получает своего жалованья вовремя, поэтому он вынужден прибегать к займам – брать в кредит продукты первой необходимости.

Третья проблема – преподавание русского языка. Инспектор пишет, что «якутская школа просуществовала более 30 лет, а подъезжаешь к ней и не слышишь русской речи, даже дети казаков и духовенства говорят на якутском языке и не понимают русской речи» [9]. Впоследствии он пришел к выводу, что примерная программа, утвержденная в 1897 г. для начальных училищ Министерства народного просвещения, не может быть выполнена в якутской школе за 3 года, так как в школу поступают дети инородцев, не умеющие говорить по-русски. Для обсуждения данного вопроса летом того же года он собрал учителей в Якутске. На собрании все учителя поддержали мнение инспектора Огородникова, учебный материал программы 1897 г. был распределен на 4 года, были составлены расписание уроков, перечень письменных работ по русскому языку для каждого года обучения и т. д.

В результате проделанной работы осенью 1905 г. Огородников обратился к главному инспектору училищ Восточной Сибири с прошением о введении в одноклассных инородческих начальных училищах Якутской области четырехгодичного курса обучения с тремя отделениями при одном учителе, не изменяя требований Программы начальных училищ Министерства народного просвещения от 7 февраля 1897 г. В ноябре 1905 г. главный инспектор училищ Восточной Сибири ответил, что «не встречает препятствий к применению испрашиваемой меры в виде опыта» [10].

По долгу службы инспектор народных училищ Якутской области должен был взаимодействовать с местной властью по вопросам открытия новых школ, организации педагогических курсов, поведения учителей и т. д. Например, в январе 1907 г. якутский губернатор был обеспокоен самовольным оставлением в октябре минувшего года школы учениками-пансионерами Хочин-ского народного училища Вилюйского округа. Как выяснилось, причиной ухода из школы 17 учеников из 20 явилось плохое содержание и грубое обращение учителя Березина [11].

В дореволюционной школе Закону Божьему отводилась роль главного воспитательного инструмента. Многие законоучители являлись духовным авторитетом для местного населения. Однако в силу разных причин не все священники прилежно выполняли свои школьные обязанности, что вызывало недовольство инспекторов народных училищ. Тем более что в начале XX в. некоторыми земскими собраниями был возбужден вопрос о допущении светских лиц, не получивших богословского образования, к преподаванию Закона Божьего в начальных училищах. Обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев уведомил Министерство народного просвещения, что при постоянном увеличении количества начальных школ, действительно, могут быть затруднения с вакансиями законоучителей. Но по Положению о начальных народных училищах 1874 г. законоучителем должен быть приходской священник. Победоносцев констатировал, что предоставление преподавания Закона Божьего светским учителям, из которых многие сами недостаточно тверды в истинах православной веры, внесет неустойчивость религиозных понятий, отдалит священника от народа [12].

Проблема педагогических кадров была одной из главных в системе народного образования в дореволюционной России: нехватка учителей, частые переходы из одной школы в другую, неустойчивое правовое и материальное положение и т. д. В связи с этим, например, в 1900 г. вышел циркуляр МНП № 29840 о воспрещении перехода учителей из одного учебного заведения в другое в середине учебного года [13]. В Якутской области учителя испытывали крайнюю необходимость в организации педагогических курсов, съездов для обсуждения насущных проблем. В 1909 г. по ходатайству инспектора С.О. Огородникова и известного губернатора И.И. Крафта МНП разрешило открытие 2-годичных педагогических курсов при Якутском 4-классном училище. Главный инспектор училищ Восточной Сибири Василенко в резолюции написал, что «теперь в Иркутскую учительскую семинарию из Якутской области нет надобности посылать детей учиться» [14].

В 1910 г. С.О. Огородников ушел на пенсию. За годы его деятельности в Якутской области открылось 26 начальных училищ, из них два двухклассных. Он разработал и апробировал учебную программу для инородческих начальных училищ, способствующую более качественному изучению русского языка. После отставки вернулся в Иркутск.

В сентябре 1910 г. инспектор Якутского городского 4-классного училища Е.И. Севастьянов сдал все дела по инспекции, принятые на время от Огородникова, вновь назначенному инспектору Ивану Григорьевичу Бычкову-Подъянову, который до этого работал учителем-инспектором Минусинского городского 4-классного училища [15]. Новый инспектор по состоянию здоровья проработал недолго. В апреле 1912 г. он скончался [16].

18 мая 1911 г. Министерство народного просвещения утвердило новое штатное расписание инспекторов. В Восточной Сибири было открыто дополнительно 4 инспекции, одна из них в Якутской области [17, с. 50].

С 1 сентября 1911 г. инспектором вновь открывшегося района Якутской области был назначен Кузьма Ксенофонтович Атласов, преподаватель Якутского реального училища [18]. В ведение нового инспектора были выделены Вилюйский, Верхоянский и Колымский округа области. Резиденция 2-го инспектора народных училищ находилась в Якутске [19].

После 9 месяцев работы инспектор К.К. Атласов докладывал о своей деятельности главному инспектору училищ Восточной Сибири. В течение учебного года он два раза выезжал с инспекцией в Вилюйский округ и один раз побывал в Верхоянске. В первом округе посетил 7 начальных училищ и одно городское 3-классное, во втором – единственное в округе 2-классное начальное училище. В отчете инспектор признает удовлетворительной учебно-воспитательную работу училищ, но приходит к выводу, что методы, применяемые учителями, устарели и нужны изменения [20].

С 1 июля 1912 г. приказом Иркутского генерал-губернатора инспектором народных училищ 1-го района и одновременно председателем педагогического совета Якутской женской гимназии был назначен статский советник Владимир Петрович Васильевский, который до этого занимал должность помощника смотрителя Иркутского духовного училища [21].

Из-за огромной территории Якутской области инспекторы часто запаздывали с представлением отчетов вышестоящему начальству и получали замечания по службе. В частности, инспектор 2-го района Атласов писал следующее объяснение: «…я должен был ожидать получения первой январской почты и отчетов от учителей отдельных северных округов из Верхоянска 870 верст и Булуна 1810 верст зимою, причем с почтами, которые выходят из этих пунктов однажды в месяц и проводят время в пути из Верхоянска 2 недели, а из Булуна – 1 месяц» [22].

В 1915 г. Верхоянский и Колымский округа были присоединены к 1-му району. Кроме этого, по представлению В.П. Васильевского, инспектора народных училищ 1-го района, местожительство инспектора 2-го района было перенесено в Олёкминск. В письме главному инспектору училищ

Восточной Сибири он указывал, что инспектору 2-го района нет нужды проживать в Якутске вдали от своих училищ, так как 2-й район чересчур огромен, требует больших расходов на объезде. Кроме этого, в письме он указывал, что с его переводом на должность директора Якутской учительской семинарии на вакансию 1-го инспектора полезно было бы перевести К.К. Атласова, а вместо него поставить уроженца Вилюйского округа В.В. Попова [23].

С 1 марта 1915 г. К.К. Атласов переведен на должность инспектора народных училищ 1-го района, вместо него 2-м инспектором назначен коллежский советник Василий Васильевич Попов, который ранее был инспектором народных училищ 3-го района Иркутской губернии [24]. Попов родился 9 декабря 1876 г. Окончил Якутскую духовную семинарию. Работу начал в 1902 г. в Благовещенской духовной семинарии, где преподавал общую церковную историю, историю Русской православной церкви, греческий язык. Весной 1909 г. перевелся преподавателем греческого языка в Тобольское духовное училище, затем с января следующего года до назначения на должность инспектора преподавал русский язык в Якутской духовной семинарии [25].

Приказом главного инспектора училищ Восточной Сибири от 21 марта 1917 г. на Попова было возложено временное исполнение обязанности инспектора народных училищ 1-го района Якутской области в связи с увольнением К.К. Атласова [26].

После февральских событий 1917 г. 4 марта был создан Якутский комитет общественной безопасности (ЯКОБ), в состав которого вошли большевики, меньшевики и эсеры. ЯКОБ немедленно осуществил практические меры для захвата политической власти. 1 апреля 1917 г. инспектор В.В. Попов в телеграмме главному комиссару училищ доложил, что временно заведует 1-м районом, исполняет текущие дела и после окончания областного съезда крестьян-якутов при участии членов учебно-воспитательной комиссии при ЯКОБ примет архив 1-го инспекторского района [27].

В 1919 г. постановлением Временного военно-революционного штаба был образован Губернский школьный коллектив. Все руководство учебно-воспитательной, административной работой органов народного образования было возложено на этот коллектив. Началось строительство советской школы.

Таким образом, огромная отдаленная территория, сложные климатические условия, значительное расстояние между населенными пунктами осложняли работу инспекторов в Якутской области. Но, несмотря на это, благодаря их организаторской работе в начале XX в. удалось увеличить количество министерских школ практически в 4 раза. Деятельность инспекторов сыграла значимую роль в распространении грамотности среди местного населения.

Ссылки:

Список литературы Деятельность инспекторов народных училищ Якутской области в начале XX в

  • Wartenweiler D. Civil Society and Academic Debate in Russia (1905-1914). Oxford (UK), 1999. 272 p.
  • Баршова О.А. Роль института директоров и инспекторов народных училищ в деле просвещения и образования мордовского народа // Интеграция образования. 2012. № 2. С. 81-85.
  • Мамкина И.Н. Развитие системы общего образования в Восточной Сибири в условиях модернизации (1864-1917 гг.): монография. Чита, 2016. 317 с.
  • Мамкина И.Н. Управление учебными заведениями Восточной Сибири (XIX - начало XX в.) // Вестник Забайкальского государственного университета. 2013. № 9. С. 13-22.
  • Мамкина И.Н. Формирование системы общего образования в Якутской области в XIX - начале ХХ в. // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культура. Востоковедение. 2016. № 1 (10). С. 9-18. DOI: 10.28995/2073-6355-2016-1-9-18
  • Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. Якутск, 1966. 345 с.; Павлов А.А. Профессиональные и средние школы Якутии в ХVIII - начале ХХ в. Якутск, 2013. 176 с.
  • Дамешек Л.М., Мамкина И.Н. Государственная политика в области управления народным просвещением в Восточной Сибири в XIX - начале ХХ в. // Гуманитарный вектор. Серия: История. Политология. 2016. Т. 11, № 4. С. 42-49.
  • НА РС (Я) (Нац. арх. Респ. Саха (Якутия)). Ф. 288. Оп. 1. Д. 13. Л. 2.
  • Мамкина И.Н. Региональная модель власти в системе общего образования Восточной Сибири в имперский период // Известия Иркутского государственного университета. 2017. Т. 22. С. 45-53.
  • НА РС (Я). Ф. 288. Оп. 1. Д. 13. Л. 4.
  • НА РС (Я). Ф. 288. Оп. 2. Д. 18. Л. 33.
  • НА РС (Я). Ф. 288. Оп. 1. Д. 5. Л. 5.
  • НА РС (Я). Ф. 288. Оп. 1. Д. 362. Л. 2.
Еще
Статья научная