Деятельность Конституционного Суда по защите прав и свобод граждан в Республике Татарстан
Автор: Демидов В.Н.
Журнал: Вестник Казанского юридического института МВД России @vestnik-kui-mvd
Рубрика: Государственное и гражданское право
Статья в выпуске: 4 (10), 2012 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается работа Конституционного суда Республики Татарстан в части принятия им судебных решений, обеспечивающих права и свободы граждан. Определена правовая природа Конституционного суда Республики Татарстан как органа конституционного правосудия, приведены примеры принятых им судебных решений и раскрыто их значение для обеспечения прав и свобод граждан в Республики Татарстан.
Конституционный суд, конституционное правосудие, права и свободы, защита прав, судебное решение, правовая позиция, правовая норма
Короткий адрес: https://sciup.org/142197533
IDR: 142197533
Текст научной статьи Деятельность Конституционного Суда по защите прав и свобод граждан в Республике Татарстан
Конституция Республики Татарстан содержит положения, имеющие определяющее значение для стабильного социально-экономического развития республики, обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина. Роль Конституции в государственно-правовой системе Татарстана, в жизни региона в целом требует закрепления в ее тексте определенных гарантий, обеспечивающих точную и безусловную реализацию конституционных положений всеми государственными, муниципальными органами, должностными лицами и гражданами. Одной из таких конституционных гарантий стало создание органа регионального конституционного правосудия, которым в нашей республике является Конституционный суд Татарстана.
Согласно статье 109 Конституции Республики Татарстан и статье 3 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан» Конституционный суд наделен такими важными и ни с кем не разделяемыми полномочиями, как толкование Конституции Республики Татарстан, рассмотрение дел о конституционности законов Республики Татарстан, иных нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, споров о компетенции между органами государственной власти Республики Татарстан, между органами государственной власти Республики Татарстан и органами местного самоуправления, между органами местного самоуправления, проверка по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и запросам судов конституционности законов Республики Татарстан или их отдельных положений, нормативных правовых актов Президента и Кабинета Министров Республики Татарстан, а также органов местного самоуправления.
Конституционный суд Татарстана, осуществляющий свои функции более 12 лет, с 29 июня 2000 года, заменил действовавший ранее (с декабря 1990 года) Комитет конституционного надзора Республики Татарстан, который был в некоторых аспектах своей деятельности прообразом Конституционного суда, но при этом являлся не судебным, а совещательным органом, действовавшим при республиканском парламенте и формулировавшим ему свои рекомендации. Конституционный суд осуществляет судебную власть в форме конституционного судопроизводства. Деятельность Конституционного суда Республики Татарстан на региональном уровне по существу аналогична деятельности Конституционного Суда Российской Федерации в общегосударственном масштабе.
Правовые основы создания Конституционного суда Татарстана были заложены Конституцией республики, которая еще в 1992 году одной из первых среди субъектов Российской Федерации закрепила положение о судебном органе конституционного контроля, а также определила его полномочия. Впоследствии Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», определяя строение данной системы, также предусмотрел возможность создания региональных органов конституционного правосудия в форме конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. В соответствии с данным Законом конституционные (уставные) суды отнесены к судам субъектов Российской Федерации и включены в состав единой судебной системы Российской Федерации. Эта федеральная норма предусматривает возможность создания в субъектах Федерации своих конституционных (уставных) судов, но не обязывает их к этому, оставляя решение данного вопроса на усмотрение самих российских регионов. Республика Татарстан в июне 2000 года окончательно сделала свой выбор в пользу обеспечения на своем уровне конституционной законности, создания дополнительного механизма формирования правового государства, защиты прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, создание Конституционного суда Татарстана придало целостность системе органов государственной власти республики, основанной на принципе разделения властей, обеспечив присутствие в ней республиканского органа судебной власти. Кроме того, это событие увеличило численность органов конституционного судопроизводства, функционирующих на уровне субъектов Российской Федерации, и стало значимой вехой в становлении российской региональной конституционной (уставной) юстиции. В соответствии с установленными законодательством полномочиями Конституционный суд Татарстана осуществляет судебный контроль за соблюдением республиканской Конституции, обеспечивает ее верховенство в правовой системе республики, гарантирует защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Практика работы Конституционного суда Татарстана, как и остальных конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, показывает, что защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в сложившихся в государстве на современном этапе его развития условиях выходит на первый план как в количественном, так и в качественном отношениях. Дела по защите основных прав и свобод человека и гражданина в практике Конституционного суда Татарстана являются самой многочисленной из категорий дел, рассматриваемых им при осуществлении своих судебных полномочий. Возможность обжалования гражданами и организациями положений республиканских и муниципальных нормативных правовых актов, касающихся осуществления ими основных прав и свобод, стала для них дополнительным, по сравнению с не имеющими своего органа конституционного (уставного) правосудия регионами, механизмом защиты данных прав и свобод.
Как показывает статистика, все большее количество граждан обращается в Конституционный суд Республики Татарстан за защитой своих прав и свобод. Доля рассмотренных в суде дел по жалобам граждан и их объединений на нарушение основных прав и свобод в общей практике Конституционного суда Татарстана превышает 80 процентов и из года в год увеличивается. Наиболее значимую часть составляют дела о предоставлении гарантий конституционных прав граждан в области социальной защиты и социального обеспечения. Доля обращений граждан по этим вопросам в общем количестве жалоб достигает 60 процентов. Социальная направленность итоговых решений Конституционного суда республики по данной категории дел предопределяется тем обстоятельством, что чаще всего в суд обращаются пенсионеры, ветераны Великой Отечественной войны и других вооруженных конфликтов, ветераны труда, инвалиды, члены многодетных семей, малообеспеченные граждане, жертвы техногенных катастроф (например, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне), а также иные лица, являющиеся получателями мер государственной поддержки. В частности, предметом рассмотрения Конституционного суда Татарстана становились правовые нормы, регулирующие порядок предоставления социальной помощи гражданам при внесении ими платы за жилье и за предоставленные им коммунальные услуги, правовые основания пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, условия проведения капитального ремонта в многоквартирных жилых домах, порядок оказания бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан.
Так, 29 июня 2010 года Конституционный суд Татарстана вынес постановление по делу о конституционности отдельных положений Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» в связи с жалобой гражданина Ю.Я. Семибратова, являющегося лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. По данному делу суд исследовал вопрос предоставления гражданам, имеющим одновременно право на получение мер социальной поддержки в соответствии с данным Законом и федеральными законами, мер социальной поддержки по одному из оснований по выбору гражданина, если иное не установлено федеральным законом. Конституционный суд республики признал оспариваемую норму соответствующей Конституции Республики Татарстан. При этом, исходя из проведенного анализа положений Федеральных законов, регламентирующих предоставление мер социальной защиты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, Конституционный суд Татарстана рекомендовал республиканскому законодателю внести в оспариваемую норму необходимое уточнение в условия предоставления мер социальной поддержки данным категориям граждан, что, как указал суд, явилось бы дополнительной гарантией соблюдения прав и законных интересов граждан, подвергшихся радиационному воздействию. Принимая во внимание данную правовую позицию Конституционного суда, Государственный Совет Татарстана внес в указанный республиканский Закон соответствующее дополнение. Примечательно, что в результате внесенных по рекомендации Конституционного суда поправок гарантии соблюдения прав в сфере социального обеспечения получили сразу две категории граждан – лица, подвергшиеся радиационному воздействию и вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В практике Конституционного суда Республики Татарстан также есть дела по жалобам граждан на нарушение их гражданских (личных) и политических прав и свобод. Так, в постановлении от 24 мая 2007 года Конституционный суд Республики Татарстан подтвердил правомерность закрепленной в Уставе муниципального образования города Казани процедуры избрания на должность Мэра города Казани, согласно которой Глава муниципального образования города Казани избирается Городской Думой из своего состава тайным голосованием и данный порядок утрачивает силу со дня избрания депутатов Городской Думы второго созыва. Конституционный суд в своем решении указал, что предусмотренный оспариваемыми нормами порядок избрания Мэра города Казани не ограничивает право граждан на осуществление местного самоуправления, право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления.
В постановлении от 17 апреля 2012 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Республики Татарстан «О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время» в связи с жалобой гражданина Д.А. Фролова Конституционный суд Республики Татарстан сформулировал правовую позицию, касающуюся реализации конституционных прав на охрану здоровья, отдых, свободу совести и свободу вероисповедания. Суд, в частности, подтвердил правомерность осуществления религиозных обрядов, культов и иных церемоний в ночное время, указав при этом, что его правовая позиция в равной мере распространяется на все конфессии в Республике Татарстан. Данное судебное решение способствовало сохранению традиций межконфессионального мира и согласия, устоявшихся в Татарстане. Оно получило широкий общественный резонанс, в том числе в религиозной среде. Трагически погибший в результате террористического покушения настоятель Апанаевской мечети Казани Валиулла хазрат Якупов так комментировал указанное постановление: «На мой взгляд, Конституционный суд Республики Татарстан принял очень взвешенное решение. Если бы решение суда было бы другим, то оно стало бы дискриминационным по отношению к достаточно большому сегменту населения Казани и Татарстана, которое заинтересовано в том, чтобы слышать азан… Если мы живем в едином обществе, то должны относиться с уважением к некоторым проявления конфессиональной культуры. Они могут кому-то не нравиться, но искусство совместного проживания в общем доме в том и заключается, что на некоторые вещи приходится закрывать глаза. А разрушить всегда легче, чем создать, но в течение столетий мы создали такой паритет. И республиканский закон о тишине принимался после тщательного обсуждения. Мы были рады, что наш депутатский корпус отнесся с уважением к таким моментам, которые затрагивают чувства людей, их святыни. Так что я считаю, что это решение очень адекватно и поддержало эту традицию межконфессионального мира и взаимного уважения. От этого решения выиграло все общество» [1].
Правовые позиции Конституционного суда республики содержат ориентиры для законодательной и другой правотворческой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Татарстан. В частности, в феврале 2012 года Конституционный суд Республики Татарстан рассмотрел дело о проверке конституционности отдельных норм Положения об организации деятельности станции скорой и неотложной медицинской помощи и Положения об организации деятельности отделения скорой медицинской помощи, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 7 августа 2000 года № 694 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Республики Татарстан», в связи с запросом Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан. Указанные положения данных нормативных правовых актов, ставшие предметом рассмотрения в Конституционном суде Татарстана, устанавливали, что в рабочие дни и часы станции (отделения) скорой медицинской помощи не осуществляют межбольничные перевозки. Поводом для обращения Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан в Конституционный суд стала поступившая к Уполномоченному по правам человека жалоба гражданки В.Н. Воропаевой на нарушение ее конституционных прав и свобод, в которой указывалось, что сотрудники скорой медицинской помощи, ссылаясь на указанные нормы, отказались принять вызов на перевозку ее сына из одного медицинского учреждения в другое, что, по мнению автора жалобы, повлекло неоказание своевременной медицинской помощи больному и привело к его смерти. Конституционный суд в своем постановлении по данному делу в очередной раз обратил внимание правоприменителей на установленное Конституцией Республики Татарстан требование о том, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Данные примеры наглядно демонстрируют роль Конституционного суда Республики Татарстан как органа судебного конституционного контроля, стоящего на защите прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией. Итоговые решения Конституционного суда по жалобам граждан и их объединений на нарушение основных прав и свобод позволяют вносить необходимые коррективы в республиканское законодательство, обеспечивать соответствие правоприменительной практики положениям Конституции Республики Татарстан и по сути представляют собой эффективный инструмент отстаивания гражданами и их объединениями своих законных интересов в отношениях с государством. Тем самым осуществление Конституционным судом Республики Татарстан своей правозащитной функции свидетельствует о важной роли института регионального конституционного (уставного) правосудия и способствует повышению правовой защищенности граждан, проживающих в Республике Татарстан.
Список литературы Деятельность Конституционного Суда по защите прав и свобод граждан в Республике Татарстан
- нтервью настоятеля Апанаевской мечети Казани Валиуллы хазрата Якупова «Искусство совместного проживания в том и заключается, что на некоторые вещи приходится закрывать глаза» Интернет-порталу 116.ru. URL: http:116.ru/text/pulse/511085.html