Деятельность монгольской народно-революционной партии после отставки Ю. Цеденбала (1985-1990 гг.)
Автор: Ганжуров Андрей Владимирович
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Отечественный опыт
Статья в выпуске: 3, 2011 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются формирование новой политической системы в Монголии и первые свободные демократические выборы после отставки Ю. Цеденбала
Монгольская народно-революционная партия (мнрп), ю. цеденбал, перестройка, демократическая партия монголии (дпм), великий народный хурал (внх), выборы, распад, монголия
Короткий адрес: https://sciup.org/170165752
IDR: 170165752
Текст научной статьи Деятельность монгольской народно-революционной партии после отставки Ю. Цеденбала (1985-1990 гг.)
Ухудшение дел в стране некоторые политические деятели закономерно начали связывать с ослаблением авторитета и власти лидера МНР-П и руководителя страны Ю. Цеденбала. Представители монгольского руководства стали открыто выражать недовольство супругой Цеденбала А-.И. Филатовой, которая грубо вмешивалась в решение кадровых и государственных вопросов. В августе 1984 г. прошел внеочередной VIII пленум ЦК МНР-П, освободивший Ю. Цеденбала от всех должностей и избравший Ж. Б-атмунха генеральным секретарем ЦК МНР-П. Кадровый состав руководства в период руководства Ж. Б-атмунха был значительно обновлен. По мнению монгольских историков1, новое руководство отличалось более ответственным подходом к работе, способностью искренне осознавать и понимать собственные ошибки. Нацеленность на решение экономических проблем стала приоритетной в партийно-политической работе.
Курс на перестройку, объявленный в СССР- после апрельского Пленума 1985 г., был взят на вооружение МНР-П. В мае 1986 г. состоялся XIX съезд па р тии, н а котором были намечены задачи по интенсификации экономики. На съезде было впервые заявлено о необходимости проведения широкомасштабной экономической рыночной реформы страны, об отказе от тупикового пути постепенного введения незначительных корректировок в централизованную и плановую экономику. МНР-П осознавала необходимость политических преобразований и выступила инициатором политических перемен. Прозвучали первые сомнения в правильности выбора социалистического пути развития, «минуя стадию капитализма». В 1987 г. на XIII съезде Совета мо н гол ь ск и х профсоюзов генеральный секретарь ЦК МНР-П Ж. Б-атмунх официально объявил, что страна взяла курс на перестройку. В этот период целью МНР-П, под несомненным влиянием горбачевского лозунга о «социализме с человеческим лицом», было превращение социализма в более гуманную, демократическую модель с эффективной и развитой экономической системой.
Необходимо отметить, что приход к власти новой генерации руководителей сопровождался социально-экономическим кризисом, предопределившим в дальнейшем крах социалистической системы хозяйствования. Отказ от централизованного планирования не только не привел к экономическим успехам, но и в какой-то степени завел страну в тупиковое состояние. Вскоре стало ясно, что, вопреки настроениям большинства членов партии, решения XIX съезда МНР-П не были претворены в практическую плоскость. Политическая номенклатура, рассуждая об обновлении социализма, демократизации и гласности, выборности хозяйственных руководителей, ограничилась лишь обещаниями. Ожидаемых быстрых преобразований в стране не произошло.
В то же время новые веяния все более настраивали монгольский социум на критическое отношение к происходящим событиям. Критике подвергались низкий уровень демократии, государственная цензура, вмешательство партии во все вопросы политического, экономического и культурного строительства. Критический настрой масс затронул негативный исторический опыт страны: репрессии монгольских граждан по политическим и религиозным мотивам 1930-х гг., культ личности, факты притеснений монгольских ученых и политических деятелей.
Во второй половине 1980-х гг. необходимость реальных демократических перемен в Монголии ясно осознавалась частью руководства страны, представителями передовой общественной мысли, обывателями. В 1988 г. состоялся V пленум ЦК МНР-П, которому предшествовала большая подготовительная работа. Б-ыли созданы несколько рабочих групп, которые разработали предложения по вопросу обновления монгольского общества и МНР-П. На пленуме было заявлено, что «перестройка является неотложной задачей в политической, экономической и интеллектуальной отраслях»2. Но некоторая часть консервативно настроенных руководителей была не склонна ускорять осуществление этого положения. Неудовлетворенность работой правительства вызвала эмоциональный взрыв молодой интеллигенции, в массах чувствовалась общая напряженность, нервозность и недовольство. Р-аспространялись листовки, содержавшие упреки в адрес властей. Ч-лены одного из первых политических клубов «Орчлон» («Вселенная») выступили с критикой в адрес действующей власти. С ними солидаризовались и группы «Шинэ Уе», «Е-ртонц», «Клуб молодых экономистов». Студенты Педагогического института организовали собственный печатный орган, подпольно издавая газету «Цагийн толь». Но первые оппозиционные МНР-П группы не имели единой программы и организационно-правовой базы, у них не оформилась объединяющая идея.
В Монгольском государственном университете нынешний директор Института исторических исследований при МонГУ, а тогда молодой перспективный ученый Ж. Б-олдбаатар прочитал лекцию, посвятив ее рассмотрению основ социал-демократического движения1, в которой провел параллели с современным состоянием монгольского общества. Лекция вызвала ажиотаж среди студентов и преподавателей. Обществоведы активно публиковали статьи, книги, определяющие пути достижения демократии. В конце ноября 1989 г. состоялось II Совещание молодой творческой интеллигенции. Принятое на нем заявление о готовности создания новой политической силы, которая смогла бы противостоять МНР-П, стало катализатором протестных настроений среди населения в аймаках и сомонах Монголии. Первый не санкционированный властями митинг состоялся 7 декабря 1989 г. на центральной площади г. Ховда Ховд-аймака, на котором были выдвинуты жесткие требования к руководству ЦК МНР-П. Главными лозунгами стали: курс на демократизацию страны, обновление партии, жесткая борьба с недостойными общественными явлениями. Почти одновременно с этими событиями заявил о своем создании Монгольский демократический союз (МДС), который провел несколько масштабных массовых митингов в Улан-Б-аторе. Требования демонстрантов носили явный антикоммунистический характер. Р-ечь шла об отставке политбюро МНР-П и созыве чрезвычайного съезда партии. МДС потребовал от высшего монгольского руководства принять закон о партиях, закон о печати, твердо соблюдать права граждан. Союз настаивал на обновлении системы выборов депутатов в Великий Народный Хурал (ВНХ), на ликвидации системы специального снабжения для партийных и государственных руководителей. В числе требований были: перестройка экономических основ государства; реабилитация репрессированных по политическим мотивам граждан; признание со стороны МНР-П принудительного характера массового кооперирования аратов, вины за последствия антирелигиозной политики 1930-х гг.
В Монголии начался бурный процесс регистрации и становления политических партий. В январе–феврале 1990 г. были со- зданы Движение социалистической демократии, Новый прогрессивный союз, Союз солидарности. 18 февраля 1990 г. на первом съезде Демократического союза была образована Монгольская демократическая партия. В марте того же года были созданы Монгольская социал-демократическая партия, Партия национального прогресса, Партия зеленых Монголии, Партия свободного труда Монголии. Новые партии выступали за формирование свободных рыночных отношений и изменение политического и государственного устройства страны. Деятельность этих политических сил не выходила за пределы правового поля, носила мирный характер.
4 марта 1990 г. нараставшее недовольство медленным ходом реформ вылилось в массовый 90-тысячный митинг, организованный Демократическим союзом на центральной площади Улан-Б-атора перед Домом правительства. Но его требования, обращенные к руководству МНР-П, не были удовлетворены. В ответ на это 10 членов Главного координационного совета МДС объявили голодовку. 7 марта руководство МНР-П, проявив взвешенный подход, предпочло путь переговоров с представителями демонстрантов. По итогам встречи генеральный секретарь ЦК МНР-П, председатель Президиума ВНХ Ж. Б-атмунх объявил по национальному телевидению и радио об уходе в отставку ЦК МНР-П в полном составе. Как генеральный секретарь, Ж. Б-атмунх полностью исключил силовой метод разрешения назревшего противостояния. В марте 1990 г. состоялся VII I пленум ЦК МНР-П, на котором члены политбюро подали в отставку. 21 марта генеральным секретарем ЦК был избран партийный работник Гомбожавин Очирбат. Кроме того, МНР-П предложила отменить ст. 82 Конституции МНР-, определявшую МНР-П как управляющую и направляющую силу государства и общества. В мае 1990 г. на сессии ВНХ было закреплено решение МНР-П об исключении ст. 82 из текста Конституции. На сессии ВНХ был принят закон о политических партиях и решение о проведении досрочных выборов в ВНХ и местные органы власти.
Таким образом был создан прецедент законодательного оформления многопартийной системы. Кроме того, на сессии Хурала было решено создать постоянно действующий Малый Государственный
Хурал (МГХ) и институт Президента страны. Эти события в Монголии принято считать свершившейся демократической революцией, которая открыла путь к созданию новых рыночных отношений, либерализации внешней торговли, рождению предпринимательских начал.
Политическую значимость этих событий отметила и зарубежная пресса. New York Times сравнила текущую политическую ситуацию с 1984 г. – годом снятия с руководящих постов лидера страны Ю. Цеденбала. Газета подчеркнула, что Монголия стремится к укреплению связей с США-, Японией и странами Западной Е-вропы, пытаясь «ослабить свою зависимость от Советского Союза»1. Другие СМИ обращали внимание на сравнительно молодой возраст избранных членов политбюро и их ориентированность на проведение реформ. Одним из кардинальных шагов обновления МНР-П и ее отказа от советского влияния стало решение пленума ЦК об исключении из рядов МНР-П Ю. Цеденбала, которого заочно обвинили в том, что за период его руководства страной многие члены партии подверглись преследованиям и гонениям2. ЦК МНР-П принял решение начать работу по реабилитации невинно осужденных и пострадавших в годы политических репрессий 1930–1950-х гг. Идя навстречу устремлениям демократической оппозиции, на первом заседании обновленного политбюро было принято решение о прекращении государственных дотаций, переходе на самофинансирование МНР-П и сокращении огромного бюрократического аппарата, в частности аппарата ЦК партии. Политбюро дало разрешение на издание новой независимой газеты, которая бы освещала мнение оппозиционных сил.
В августе 1990 г. состоялись свободные демократические выборы на многопартийной основе, в результате чего были избраны депутаты ВНХ. Первый в истории Монголии президент Пунсалмаагийн Очирбат (делегат от МНР-П) был избран не на всенародных выборах, а на сессии ВНХ.
По результатам выборов МГХ МНР-П набрала 61,7% голосов избирателей,
МДП – 24,3%, Монгольская социал-демократическая партия (МСДП) – 5%, Монгольская партия национального прогресса (МПНП) – 5,9%, Партия зеленых – 1,2%, Партия свободного труда – 1,3%3. Таким образом, МНР-П получила право на самостоятельное формирование правительства. Но, вопреки ожиданиям, МНР-П пошла на создание правительства, в котором также были представлены лидеры других партий. Это свидетельствовало о том, что МНР-П реально предпринимала меры, нацеленные на обновление правительства и поддержку новых политических партий. П. Очирбат возглавил созданную сессией специальную комиссию по разработке концепции и проекта новой конституции.
Итак, распад социалистического лагеря повлиял на политическую и социальноэкономическую ситуацию в Монголии. За короткий срок в стране сформировалась активная некоммунистическая оппозиция, деятельность которой оказала решающее влияние на состояние политического климата в Монголии. Монгольский народ принял демократические перемены бурного 1990 г. С этого периода главным постулатом для каждого монгола стала новая, непривычная на первых порах ценность – демократия, состоялись честные выборы и политический диалог. Под влиянием общественно-политических перемен, усилившейся деятельности новых партий демократического толка МНР-П, разрабатывая основные направления самообновления, объективно создавала условия для развития политического плюрализма. МНР-П отошла от своих фундаментальных основ, пересмотрела ряд программных положений, признав плюрализм политической системы и форм собственности. В партии сменилось руководство.
Демократическая революция 1990 г. выдвинула на политическую арену одного из неординарных политиков – лидера Демократического союза С. Зоригта и тем самым открыла новую историческую полосу в развитии страны.
Таким образом, 1985–1990 гг., – период после Ю. Цеденбала – стал революционным, способствовавшим созданию нового, демократического государства – со временной Монголии.