Деятельность органов государственной власти по профилактике безнадзорности и правонарушений детей и подростков в послевоенный период 1945-1955 годов
Автор: Седова Д.В.
Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu
Рубрика: История и историография
Статья в выпуске: 4 (14), 2013 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена одной из важнейших проблем профилактики массовой детской беспризорности и подростковой преступности в послевоенный период 1945-1955 годов - роли государства в помощи детям-сиротам и трудным подросткам. Работа написана на основе опубликованных и архивных источников.
Детская беспризорность, подростковая преступность, послевоенный период, государство
Короткий адрес: https://sciup.org/14113853
IDR: 14113853
Текст научной статьи Деятельность органов государственной власти по профилактике безнадзорности и правонарушений детей и подростков в послевоенный период 1945-1955 годов
Великая Отечественная война привела к росту численности детей-сирот, а следовательно, и к всплеску беспризорности несовершеннолетних. В послевоенные годы эта проблема также оставалась актуальной.
По данным послевоенного времени, число детей-сирот составляло 680 тыс. человек.
Рассматриваемый нами послевоенный период 1945—1955 годов стал временем активного развития деятельности органов и учреждений социального обеспечения детей-сирот и трудных подростков. Основной упор органами государственной власти и внутренних дел был сделан на профилактику правонарушений подростков, совершенствование форм и методов воспитательной работы; изъятие беспризорных и безнадзорных детей с улиц сменилось организацией профилактической работы с трудными подростками [1].
Для руководства детскими учреждениями были созданы самостоятельный отдел по борьбе с детской беспризорностью, безнадзорностью и преступностью НКВД СССР, соответствующие отделы и отделения на местах [2].
Директива НКВД СССР от 23 ноября 1946 года № 277 сообщает о принятии необходимых мер к открытию и оборудованию в кратчайший срок предусмотренных дислокацией детских комнат милиции на железнодорожном транспорте.
В 1950 году в крупных городах и промышленных центрах были созданы детские комнаты милиции. Их работа осуществлялась во взаимодействии с комиссиями по делам несовершеннолетних. В практику работы вошло создание детских комнат на общественных началах, серьезную помощь в работе сотрудникам милиции стал оказывать созданный институт внештатных инспекторов детских комнат.
В короткий срок детская комната милиции стала центром борьбы с детской безнадзорностью, помогая несовершеннолетним в трудоустройстве, в продолжении учебы [3].
Указанием МГБ СССР от 2 июня 1952 года при отделениях милиции и линейных отделах охраны МГБ на транспорте создаются детские комнаты милиции.
С середины 50-х годов изучением проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних занимались такие научные учреждения, как Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, Институт государства и права АН СССР, Всесоюзный институт юридических наук Министерства юстиции СССР, Высшая школа милиции и др.
Приказ МВД СССР от 31 декабря 1953 года № 265 утвердил «Инструкцию о работе органов милиции по ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» и установил, что детские комнаты милиции организуются на основании решений исполкомов местных советов депутатов трудящихся при городских и районных отделах (отделениях) милиции для временного помещения беспризорных и безнадзорных детей и подростков. В данной инструкции говорилось, что борьба с безнадзорностью и беспризорностью — это задача всех сотрудников милиции, но в первую очередь инспекторов детских комнат милиции, участковых и патрульных милиционеров.
Согласно Инструкции, сотрудникам детских комнат милиции совместно с другими службами предписывалось систематически проверять по месту жительства поведение подростков, отданных на поруки и условно осужденных. Кроме этого, в 1953 году были расформированы подразделения по борьбе с преступностью несовершеннолетних в структуре уголовного розыска и отделения по руководству детскими комнатами милиции [4].
27 июня 1945 года утверждается Положение о детских приёмниках-распределителях, основной задачей которых являлся приём и дальнейшее устройство беспризорных и безнадзорных детей. Руководство приёмником-распределителем возлагалось на начальника, который подчинялся непосредственно отделу НКВД/УНКВД по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. Заместитель начальника обязательно должен был иметь педагогическое образование и опыт соответствующей работы. Образование воспитателей предполагалось не ниже среднего [5, c. 38].
14 февраля 1946 года принимается Директива Народного комиссара внутренних дел СССР № 37 «Об улучшении работы отделов НКВД/УНКВД по борьбе с детской беспризорностью, безнадзорностью и преступностью». В директиве сообщалось, что «…в ряде республик, краёв и областей не проводится необходимая работа по выявлению и устранению причин, способствующих детской беспризорности, безнадзорности и преступности» [6].
Народные комиссары внутренних дел республик и начальники УНКВД краёв и областей должны были усилить руководство работой отделов по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью, провести новую проверку работы трудовых и трудовых воспитательных колоний и приёмников-распределителей, а также
«…своевременно изымать ребят с улицы и на транспорте... обеспечить первоочередное снабжение детских колоний и приёмников-распределителей продовольствием и вещевым довольствием лучшего качества» [6].
По приказу министра внутренних дел СССР № 155 от 25 апреля 1947 года «О мероприятиях по выполнению постановления Совета Министров СССР «Об улучшении работы по устройству детей и подростков, оставшихся без родителей» в срок до 1 июня 1947 года организуется дополнительная сеть детских колоний. Создаются специальные ремесленные и сельскохозяйственные училища для передачи в них из приёмников-распределителей беспризорных и безнадзорных детей. Ставится вопрос о дальнейшем расширении числа детских домов [7].
8 апреля 1952 года Совет Министров СССР принимает постановление № 1708 «О мерах ликвидации детской беспризорности в РСФСР», где подчёркивается, что «…во многих детских домах, ремесленных училищах, школах ФЗО и ФЗУ и детских приёмниках-распределителях слабо поставлена воспитательная работа, не созданы надлежащие бытовые условия, не изжито грубое обращение работников с учащимися и воспитанниками и имеются факты самовольного ухода детей и подростков из этих учреждений» [8]. В соответствии с принятым постановлением во многих регионах ликвидируются комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей.
30 января 1954 года Совет Министров СССР принимает постановление № 171 «О мероприятиях по улучшению работы детских домов». В постановлении указывается, что наличие беспризорных детей и неудовлетворительное состояние ряда детских домов является «…результатом плохой работы местных советских органов по выявлению и устройству детей, оставшихся без родителей, и по наведению должного порядка в детских домах». Придаётся значение тому, что в ряде регионов не устранены недостатки, отмеченные в постановлении Совета Министров СССР от 8 апреля 1952 года «О мерах ликвидации детской беспризорности в РСФСР» [9].
Начиная с 1954 года улучшаются условия содержания детей в детских домах. Так, в соответствии с постановлением № 171 увеличена норма питания воспитанников детских домов, установленная постановлением Совета Министров СССР от 18 мая 1949 года № 2004, на 75 граммов ржаного и 75 граммов пшеничного хлеба на одного ребёнка в день. Министерство внутренних дел СССР и Советы Министров союзных республик по согласованию с Министерством финансов СССР в срок до 1 июня 1954 года должны были установить нормы обеспечения одеждой и обувью детей и подростков, отправляемых из детских домов и приёмников-распределителей к родителям или лицам, их заменяющим [9].
В связи с большим количеством безнадзорных детей в послевоенное время процветала и преступность среди несовершеннолетних, увеличивалось количество «трудных» подростков.
Как отмечает историк Олег Лейбович, преступность пятидесятых зарождалась в иной возрастной среде, выросшей при советской власти. Она была молодёжной. Милицией и прокуратурой указывается группа риска — подростки и юноши в возрасте от 14 до 25 лет, учащиеся школ и ремесленных училищ и работающие на предприятиях. «Почва для преступности была хорошо унавожена: в переполненных бараках, в обстановке ужасающей нищеты и бесправия вырастало поколение людей, не знавших отцовского ремня и материнской ласки, людей ожесточённых, злых и нервных, очень часто пьяных. Появление амнистированных на улицах городов можно сравнить с детонатором, приведшим в действие уже готовый взрывчатый материал» [10, с. 285].
Только по состоянию на 1 июля 1950 года в трудовых и трудовых воспитательных колониях наибольшее количество несовершеннолетних содержалось за кражи и хищения — 27 475 человек (82,7 %). Здесь же находились осужденные за грабежи и разбой, убийства и ранения, хулиганство и другие уголовные преступления. Возрастной состав осужденных был следующим: 18 лет — 11 841 человек, 17 лет — 11 658, 16 лет — 5836, 15 лет — 2712, 14 лет — 980, 13 лет — 265 человек [11].
С 1951 года в большинстве трудовых воспитательных колоний начинается организация летних пионерских лагерей. Теперь с детьми младшего школьного возраста специальными воспи- тателями проводится во внеурочное время воспитательная работа. Для мальчиков 11—12 лет создаются специальные трудовые воспитательные колонии — Каменномостская трудовая воспитательная колония УМВД Краснодарского края и Порошинская трудовая воспитательная колония УМВД Кировской области. С этого времени положение подростков в детских колониях улучшается. Трудовые воспитательные колонии просуществовали на территории СССР до 1964 года [12].
Таким образом, основными направлениями деятельности органов государственной власти по профилактике безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних в послевоенный период являлись: создание детских комнат милиции; создание специальных ремесленных училищ и школ ФЗО и ФЗУ для молодёжи и предоставление в них мест детям-сиротам; создание специальных трудовых воспитательных колоний для детей-правонарушителей; своевременное снабжение детских домов продуктами питания по утверждённым нормам; устранение причин, способствующих самовольным уходам воспитанников из детских домов и детских приёмников-распределителей; улучшение качественного медицинского обслуживания детских домов.
-
1. Трунова А. Ф. Государственная молодежная политика СССР в области предупреждения молодежной преступности в послевоенное время // Актуальные вопросы юридических наук : Материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). Челябинск : Два комсомольца, 2012. С. 11—15.
-
2. Приказ НКВД СССР от 25.06.1945 № 0246.
-
3. Демин В. А., Иванов В. Е., Лучинин А. В., Ляу-
шин В. П. Очерки истории органов внутренних дел Российского государства. Екатеринбург : Изд-во Уральского юрид. ин-та МВД России, 2001.
-
4. История полиции и милиции России : хрестоматия / сост. М. Ю. Гребенкин, Б. И. Кофман, С. Н. Миронов. Казань : Казанский юрид. ин-т МВД России, 2001.
-
5. Славко А. А. Государственное регулирование процесса ликвидации детской беспризорности в России в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2010. № 120. С. 33—43.
-
6. Директива народного комиссара внутренних
-
7. Приказ Министра внутренних дел СССР № 155 от 25.04.1947 «О мероприятиях по выполнению постановления Совета Министров СССР «Об
-
8. Постановление № 1708 от 08.04.1952 «О мерах ликвидации детской беспризорности в РСФСР». URL: .
-
9. Постановление № 171 от 30.01.1954 «О мероприятиях по улучшению работы детских домов». URL: http://www.bestpravo.ru/sssr/eh-dokumenty/ d3p.htm.
-
10. Лейбович О. История сталинизма. «В городе М. Очерки социальной повседневности советской
провинции». М. : Рос. политическая энцикл. (РОССПЭН) : Фонд первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2008. 295 с.
-
11. Архив НИПЦ «Мемориал». Коллекция документов.
-
12. Славко А. А. Роль специальных детских колоний в борьбе с беспризорностью и безнадзорностью в России в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов : Изд-во «Грамота», 2009. № 3(4).
дел СССР «Об улучшении работы отделов
НКВД/УНКВД по борьбе с детской беспризорностью, безнадзорностью и преступностью» от 14.02.1946 // ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 1а. Д. 214. Л. 25—26.
улучшении работы по устройству детей и подростков, оставшихся без родителей».
Список литературы Деятельность органов государственной власти по профилактике безнадзорности и правонарушений детей и подростков в послевоенный период 1945-1955 годов
- Трунова А. Ф. Государственная молодежная политика СССР в области предупреждения молодежной преступности в послевоенное время//Актуальные вопросы юридических наук: Материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2012. С. 11-15.
- Приказ НКВД СССР от 25.06.1945 № 0246.
- Демин В. А, Иванов В. Е., Лучинин А. В, Ляушин В. П. Очерки истории органов внутренних дел Российского государства. Екатеринбург: Изд-во Уральского юрид. ин-та МВД России, 2001.
- История полиции и милиции России: хрестоматия/сост. М. Ю. Гребенкин, Б. И. Кофман, С. Н. Миронов. Казань: Казанский юрид. ин-т МВД России, 2001.
- Директива народного комиссара внутренних дел СССР «Об улучшении работы отделов НКВД/УНКВД по борьбе с детской беспризорностью, безнадзорностью и преступностью» от 14.02.1946//ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 1а. Д. 214. Л. 25-26.
- Приказ Министра внутренних дел СССР № 155 от 25.04.1947 «О мероприятиях по выполнению постановления Совета Министров СССР «Обулучшении работы по устройству детей и подростков, оставшихся без родителей».
- Славко А. А. Государственное регулирование процесса ликвидации детской беспризорности в России в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период//Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2010. № 120. С. 33-43
- Постановление № 1708 от 08.04.1952 «О мерах ликвидации детской беспризорности в РСФСР». URL: http://www.litmir.net/br/?b=42666&p=37.
- Постановление № 171 от 30.01.1954 «О мероприятиях по улучшению работы детских домов». U RL: http://www.bestpravo.ru/sssr/eh-dokumenty/d3p.htm.
- Лейбович О. История сталинизма. «В городе М. Очерки социальной повседневности советской провинции». М.: Рос. политическая энцикл. (РОССПЭН): Фонд первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2008. 295 с.
- Архив НИПЦ «Мемориал». Коллекция документов.
- Славко А. А. Роль специальных детских колоний в борьбе с беспризорностью и безнадзорностью в России в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Изд-во «Грамота», 2009. № 3(4).