Деятельность сезонных яслей на селе в Новосибирской области в годы Великой Отечественной войны

Автор: Семенов Михаил Александрович

Журнал: Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ @social-kgau

Рубрика: История

Статья в выпуске: 3 (25), 2022 года.

Бесплатный доступ

В годы Великой Отечественной войны из-за призыва большей части трудоспособного мужского населения на фронт широкое распространение получило применение женского труда. Однако привлечение женщин к работе сопровождалось определенными трудностями, одной из которых являлось наличие малолетних детей, что требовало организации квалифицированного присмотра за ними. Выходом в этой ситуации стало развертывание дополнительных детских учреждений. Цель исследования - на основе архивных материалов рассмотреть функционирование сезонных детских яслей в сельской местности в годы Великой Отечественной войны на материалах Новосибирской области. При написании статьи использовался комплекс общенаучных и специально-исторических методов. Сезонные детские ясли создавались, прежде всего, в сельской местности, обеспечивая присмотр за младенцами в период проведения сезонных полевых работ. Развертывание этого вида детских учреждений решало несколько задач: позволяло трудоустроить матерей на период полевых работ, укрепить здоровье детей, играло важную социальную роль в поддержке матерей, в первую очередь семей военнослужащих и работающих. Учитывая, что удельный вес женщин среди населения трудоспособного возраста на селе был крайне высок, значение работы подобных учреждений для нормального функционирования сельского хозяйства сложно переоценить. Развертываемые в сельской местности сезонные ясли сталкивались с проблемами в их кадровом обеспечении, материальном снабжении, организации питания, которые приходилось решать местным органам власти и органам здравоохранения. Значительные обязанности накладывались на колхозы, в которых размещались сезонные детские ясли. Зачастую ясли, требовавшие относительно малых ресурсов для обеспечения их деятельности, рассматривались руководством не как средство для облегчения жизни своим односельчанкам, а как досадная помеха, отвлекающая от главной задачи по выполнению плана. Тем не менее приведенные данные показывают, что в основном данный процесс был реализован на территории Новосибирской области успешно.

Еще

Ясли, здравоохранение, село, сельское хозяйство, дети, социальное обслуживание, новосибирская область, великая отечественная война

Короткий адрес: https://sciup.org/140295872

IDR: 140295872   |   DOI: 10.36718/2500-1825-2022-3-283-290

Текст научной статьи Деятельность сезонных яслей на селе в Новосибирской области в годы Великой Отечественной войны

Введение. В годы Великой Отечественной войны наша страна столкнулась с мощнейшим геостратегическим вызовом в своей истории. Адекватный ответ на него потребовал экстренной мобилизации всех имеющихся у общества ресурсов. С призывом большей части трудоспособного мужского населения на фронт, возник острый дефицит рабочих рук, что вызвало необходимость поиска источников дополнительных кадров. В связи с этим получило широкое распространение применение женского труда. Однако привлечение женщин к работе сопровождалось определенными трудностями, одной из которых являлось наличие малолетних детей, что требовало организации квалифицированного присмотра за ними. Выходом в этой ситуации стало развертывание дополнительных детских учреждений, различающихся как по возрасту обслуживаемых детей (детские сады и ясли), так и по характеру работы (временные и постоянные). Стоит отметить, что если детские сады относились к сфере действия органов просвещения, то ответственность за работу яслей несли органы здравоохранения.

Сезонные детские ясли создавались, прежде всего, в сельской местности, обеспечивая присмотр за младенцами в период проведения сезонных полевых работ. Анализ истории организации и деятельности подобных учреждений позволяет расширить наши знания о функционировании социальной сферы Советского Союза, увидеть тесное переплетение социальных и экономических процессов, протекающих в военное время, и ставших фундаментом нашей Победы.

Вопросы социального обслуживания детства вызывали определенный интерес у исследователей в основном при раскрытии более широких тем. Из крупных работ можно назвать диссертацию С.В. Зяблицевой [1], описывающую ряд аспектов оказания медицинской помощи детям. В 2004 году вышло диссертационное исследование Т.И. Дунбинской, посвященное проблеме социальной адаптации детского населения Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны [2]. В труде Т.И. Дунбинской была подробно рассмотрена сеть детских медицинских учреждений Западной Сибири, основные направления их работы. В 2015 году вышла работа К.Г. Букреневой, в которой была рассмотрена система оказания помощи воспитанникам эвакуированных детских домов на территории Ханты-Мансийского автономного округа [3]. Однако деятельность сезонных детских яслей в годы войны, несмотря на значительные масштабы проводимой ими работы, по-прежнему остается вне поля внимания исследователей.

Цель исследования . На основе архивных материалов рассмотреть функционирование сезонных детских яслей в сельской местности в годы Великой Отечественной войны на материалах Новосибирской области.

Методы исследования . При написании статьи использовался комплекс общенаучных методов. Из специально-исторических методов применялся проблемно-хронологический метод при структурировании материала, а также историко-сравнительный для выделения общего и особенного в развитии процессов на различных территориях.

Результаты исследования и их обсуждение . О необходимости создания дополнительной сети яслей государство задумалось уже с первых дней войны. В Новосибирской области 28 июня 1941 года заведующий областным отделом здравоохранения Н.С. Лапченко подписал приказ № 12 о необходимости расширения сети яслей в связи с массовым 285

применением женского труда. В приказе были сформулированы основные мероприятия по расширению сети детских учреждений:

  • -    увеличение количества ясельных мест и выделение под них дополнительных учреждений;

  • -    переход яслей, обсуживающих предприятия, с 10-часового рабочего дня на 11-, 12-часовую работу. Организация не менее 15-20 % круглосуточных яслей;

  • -    обеспечение первоочередного приема в ясли детей военнослужащих и работающих матерей-одиночек;

  • -    увеличение нормы нагрузки медперсонала в яслях. Один врач должен был обслуживать 150 детей, одна медсестра - 20 детей [4, л. 15].

В весенне-осенний период в сельской местности получили широкое распространение сезонные ясли, позволявшие обеспечить ясельным обслуживанием сельское население в наиболее горячую рабочую пору.

Развертывание этого вида детских учреждений решало несколько задач:

  • 1)    позволяло трудоустроить матерей на период полевых работ;

  • 2)    укрепить здоровье детей.

  • 3)    играло важную социальную роль в поддержке матерей, в первую очередь семей военнослужащих и работающих [4, л. 15; 5, л. 130].

Учитывая, что удельный вес женщин среди населения трудоспособного возраста на селе был крайне высок [6, с. 151–152], значение работы подобных учреждений для нормального функционирования сельского хозяйства сложно переоценить.

О масштабах работы свидетельствуют следующие факты. В 1942 году лишь в одном Легостаевском районе Новосибирской области было развернуто сельских сезонных яслей общим количеством до 1200 коек, из них 30 коек в свиносовхозе и 1170 в колхозах [7, л. 39об.–40]. Решением исполкома Новосибирского областного Совета депутатов трудящихся от 17 апреля 1943 года в целях медико-санитарного обслуживания населения в период сельскохозяйственных работ председателей райисполкомов области обязали обеспечить к 1 мая 1943 года открытие сети сезонных яслей в колхозах и совхозах на 84650 коек, из них в совхозах – 1865. Общее количество ясельных работников должно было составить 900 человек [7, л. 39об.–40]. В 1944 году решением облисполкома № 221 от 29 февраля 1944 г. предусматривалось создание сезонно-ясельной сети на 70000 мест [5, л. 134–134об.]. Однако зачастую сеть развернутых учреждений не справлялась с количеством обслуживаемых детей. Так, в Черепановском районе в 1942 году все ясли в период посевной компании обслуживали на 30-50 % детей больше числа имеющихся коек [8, л. 4].

Развертываемые в сельской местности сезонные ясли сталкивались с проблемами в кадровом обеспечении, материальном снабжении, организации питания, которые приходилось решать местным органам власти и органам здравоохранения.

Значительные обязанности накладывались на колхозы, в которых размещались сезонные детские ясли. Правления колхозов должны были обеспечить яслям выделение фондов питания, выделить и отремонтировать помещения; устроить ограду вокруг ясельных помещений, обеспечить ясли необходимым «твердым и мягким инвентарем» (то есть мебелью и бельем), а также оплачивать работу обслуживающего персонала. Выполнение обязательств колхозами проверялось райисполкомами [7, л. 37–37об.].

Если решение многих вопросов происходило за счет ресурсов самих колхозов, то другие проблемы требовали помощи региональных властей. Например, в целях организации надлежащего медико-санитарного обслуживания сельского населения в колхозах и совхозах в период уборочных работ в 1944 году Новосибирским облздравотделом было намечено направить работников из городов и районов области для оказания медицинской помощи в период уборочных работ в районы, которые плохо обеспечены медицинскими кадрами: из Томска – 2 бригады в составе 2 врачей и 2 средних медработников в Пышкино-Троицкий и Ту-ганский районы, из городов Татарск, Барабинск, Куйбышево, Болотное, Искитима – по 2 бригады для одноименных районов.

В остальном медицинское обслуживание яслей проводилось путем прикрепления к каждым сельским яслям одного из медицинских работников района, обеспечивавшего регулярное медицинское наблюдение за ними и проверку санитарного состояния, как правило, не реже одного раза в 10 дней.

Для обеспечения подготовки кадров ясельных работников создавались специальные подготовительные курсы. В 1941 году по территории Новосибирской и Томской областей в современных границах подобные курсы прошли 676 человек, а в 1943 году – 682 человека [5, л. 118].

Остро стоял вопрос питания. Организуемым детским яслям, помимо обеспечения продуктами за счет колхозов, облпотребсоюз централизованно выделял хлеб, сахар и другие продукты [7, л. 37–37об.]. Тем не менее во многих случаях возникали значительные трудности с открытием и функционированием сезонных детских ясель. Так, в 1942 году в Чере-пановском районе такое положение дел объяснялось следующими причинами:

  • 1.    Отсутствие надобности в открытии на период посевной компании (Верхне-Мильтюшский сельсовет).

  • 2.    Отсутствие продуктов питания для снабжения сезонных детских яслей (колхозы Бурановского сельсовета).

  • 3.    Категорический отказ председателя колхоза в открытии сезонных детских яслей (колхоз «Наша сила» Заимского сельсовета) [8, л. 3].

Как видно из этого перечня, зачастую ясли, требовавшие относительно малых ресурсов для обеспечения их деятельности, рассматривались колхозным руководством не как средство облегчения жизни своим 287

односельчанкам, а как еще одна досадная помеха, отвлекающая от главной задачи, – выполнения плана.

Не слишком отличалось в лучшую сторону и руководство вышестоящих органов власти, зачастую проявляя черствость и равнодушие к подчиненным людям. В качестве примера подобных ситуаций можно привести сложившееся положение в деятельности сезонных детских яслей в Шегарском районе в 1944 году и в Новосибирском районе в 1945 году.

Так, в Новосибирском районе сложилась особо тяжелое положение со снабжением продуктами питания яслей НКВД через спецторг, которые «выдали нам (Новосибирскому райисполкому. – М.С.) бумажку, что у них фондов на детские учреждения нет, и выходит – что они дадут, то и хорошо. Норм никаких не придерживаются: сахара совсем не дают, масло иногда дают сливочное, а большей частью комбижира 150 гр., тогда как по нормам должно быть жиров 500 гр. на ребенка в месяц» [9, л. 27]. Остро стоял вопрос о снабжении яслей при подсобных хозяйствах, где обл-торготдел и спецторг перебрасывали ответственность за снабжение яслей друг на друга, в результате чего районным властям пришлось посылать запрос в Москву [9, л. 27].

Сложившаяся в Черепановском районе в 1944 году ситуация с фактической ликвидацией здесь детских яслей вызвала эмоциональную реакцию даже у столь опытного бюрократа, как заместитель заведующего Новосибирским облздравотделом М.В. Гришкевич, заметившего: «Были организованы сезонные ясли на 1000 ребят, но это помещение заняли под зернохранилище, и сейчас колхозных яслей в районе нет. Не понимаю, как будут готовиться к весенней посевной кампании, как матери выйдут в поле, на кого они оставят своих ребят. С питанием в колхозных яслях дело поставлено так, что те матери, которые имеют корову, приносят в ясли свое молоко, а если коровы нет – дети сидят голодные. Как назвать такое отношение к детям. Мы находим возможность выдать каждому теленку по 6 литров молока ежедневно, а для ребенка молока не находим. Что это за отношение к ребенку, неужели у нас ребенок хуже теленка. Кто дал право, так издеваться над детьми» [10, л. 131–132].

Разумеется, отнюдь не все руководители считали развертывание детских яслей досадной помехой, только отвлекающей ресурсы от выполнения спущенных сверху планов, среди них было и много порядочных людей, ревностно заботящихся о благополучии населения на вверенной им территории. Например, под руководством заведующей Сузунским райздравотделом Фадякиной во всех колхозах района была проведена закладка овощей из урожая 1943 года на нужды сезонных детских яслей в 1944 году. В районе были проведены курсы ясельных работников, которые прошли 70 человек. Отремонтированы помещения, предназначаемые под ясли, все учреждения были снабжены самодельной глиняной посудой [5, л. 135]. Председатель колхоза «Большевик» 288

Нижне-Сузунского сельсовета Бондарев выделил для сезонных яслей 100 м остродефицитной мануфактуры, капусту, картофель, свеклу, морковь и другие овощи [5, л. 135]. Теплые слова и уважение рядовых колхозников заслужили активной работой по медицинскому обслуживанию детей заведующая Ново-Юдинским фельдшерским участком Каргасокского района Задорожная, фельдшер Барлакского медпункта Мошков-ского района Разумова и многие другие.

Активными помощниками в обеспечении работы сезонных детских яслей выступали комсомольские организации. Комсомольцы служили главным источником кадров для них. Они изготавливали из отходов производства игрушки, мебель, инвентарь для детских ясель. Над сезонными детскими яслями брали свое шефство пионерские дружины, тимуровские команды, помогавшие воспитателям в организации игр, прогулок, чтении книг, уборке помещений.

Заключение . Функционировавшая в годы войны сеть сезонных детских яслей, несмотря на ряд проблем в их деятельности, играла важную роль не только в медицинском, но и в социально-экономическом плане. Массовое развертывание яслей в условиях мобилизации большинства мужчин на фронт позволило привлечь к труду молодых женщин трудоспособного возраста и избежать провала в осуществлении полевых работ. Большинство недостатков в их работе, несмотря на объективные трудности военных лет, обуславливались, прежде всего, позицией конкретных руководителей. Само создание и организация деятельности подобных учреждений требовали широкого взаимодействия самых разных ведомств и учреждений, огромного трудолюбия и упорства организаторов. Данные исследования показывают, что в основном данный процесс был реализован на территории Новосибирской области успешно.

Новосибирск, 2017. 350 с.

Список литературы Деятельность сезонных яслей на селе в Новосибирской области в годы Великой Отечественной войны

  • Зяблицева С.В. Социально-бытовая сфера Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны (1941-1945): автореф. дис. … канд. ист. наук. Кемерово, 1995. 22 с.
  • Дунбинская Т.И. Социальная адаптация детей на территории Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны: Анализ исторического опыта: автореф. дис. … канд. ист. наук. Томск, 2004. 28 с.
  • Букренева К.Г. Эвакуированные ленинградские детские дома в Ханты-Мансийском национальном округе в годы Великой Отечественной войны: автореф. дис. … канд. ист. наук. Екатеринбург, 2015. 23 с.
  • ГАНО. Ф.Р-29. Оп. 1. Д. 189.
  • ГАНО. Ф.Р-29. Оп. 2. Д. 42А.
  • Демографическая история Западной Сибири (конец XIX - XX вв.). Новосибирск, 2017. 350 с.
  • ГАНО. Ф.Р-29. Оп. 1. Д. 308.
  • ГАНО. Ф.Р-1030. Оп. 1. Д. 202.
  • ГАНО. Ф.Р-1020. Оп. 2. Д. 279а.
  • ГАНО. Ф.Р-1020. Оп. 2. Д. 232а.
Статья научная