Демиург в античной космогонии
Автор: Афонасин Евгений Васильевич
Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole
Рубрика: Космос и душа
Статья в выпуске: 1 т.7, 2013 года.
Бесплатный доступ
Статья начинается с краткого разбора основных элементов ранних греческих космологий Ферекида Сиросского и орфиков. Основное внимание уделяется фигуре Кроноса и демиургической активности Зевса. Античная космогония сопоставляется с современной теорией времени И. Пригожина, который, подобно древним космологам и в отличие от сторонников стандартной космологической модели (теории Большого взрыва), считает, что время не возникло вместе с нашим миром и не закончится после его исчезновения. Затем я перехожу к подробному изучению платонической метафоры кормчего (kybernētēs) в контексте античной интеллектуальной традиции. Наконец, в качестве иллюстрации к теме я изучаю необычную кельтскую монету, выпущенную в Нормандии ок. 100 до н. э., на которой изображен воин на колеснице, держащий в руке приз победителя в виде модели корабля. Интересно наблюдать, как, истолковывая мифологический образ в политическом смысле, неизвестный кельтский мастер проделывает тот же путь, что и древнегреческий философ.
Античная космогония, современная космология, платонизм, время, идеальное государство, душа и тело, метафора кормчего, кельтские монеты
Короткий адрес: https://sciup.org/147103352
IDR: 147103352
Список литературы Демиург в античной космогонии
- Афонасин, Е. В. (2008) «Папирус из Дервени», ΣΧΟΛΗ 2.2, 309-336.
- Афонасин, Е. В., Афонасина Е. В., пер. (2009) «Нумений из Апамеи. Фрагменты и свидетельства», ΣΧΟΛΗ 3, 213-278.
- Афонасин, Е. В. (2012) «Ямвлих о душе», ΣΧΟΛΗ 6.2, 228-258.
- Афонасина, А. С. (2012) «Рождение гармонии из духа tekhne», ΣΧΟΛΗ 6.1, 58-67.
- Лебедев, А. В., пер. (1989) Фрагменты ранних греческих философов. Москва. Диллон, Дж. (2002) Средние платоники. Санкт-Петербург.
- Пригожин, И. (2001) Конец определенности. Время, хаос и новые законы природы. Москва-Ижевск.
- Рис, М. (2002) Наша космическая обитель. Москва-Ижевск.
- Серебряный, С. Д. (1999) «Многозначное откровение Бхагавад-Гиты», Древо индуизма. Москва: 152-194.
- Bernabé, A., ed. (1996-2007) Poetarum Epicorum Graecorum Testimonia et Fragmenta. Stuttgart-Leipzig.
- Betegh, G. (2004) The Derveni Papyrus: Cosmology, Theology, and Interpretation. Cambridge.
- Bojowald, M. (2010) Once before time. A whole story of the universe. New York.
- Breglia Pulci Doria, L. (2000) “Ferecide di Siro tra orfici e pitagorici”, in Tra Orfeo e Pitagora. Origini e incontri di culture nell'antichità: atti dei seminari napoletani 1996-1998, a cura di Marisa Tortorelli Ghidini, Alfredina Storchi Marino, Amedeo Visconti. Napoli: Bibliopolis: 161-194.
- Brisson, L. (1985a) “La théogonies orphiques et le Papyrus de Derveni”, Revue de l'Histoire des Religions 202, 389-420.
- Brisson, L. (1985b) “La figure de Chronos dans la théogonie orphique et ses antécédents iraniens”, in D. Tiffenau, ed., Mythes et représentations du temps. Paris: 37-55.
- Brisson, L. (1997) “Chronos in Column XII of the Derveni Papyrus”, in A. Laks, G. Most, eds. Studies in the Derveni Papyrus. Oxford: 149-165.
- Brisson, L. (2003) “Sky, Sex and Sun. The meaning of αἰδοῖος/αἰδοῖον in the Derveni papyrus”, Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 144, 19-29.
- Brisson, L. (2004) “Kronos, Summit of the Intellective Hebdomad in Proclus' Interpretation of the Chaldean Oracles”, in G. van Riel and C. Macé, eds. Platonic Ideas and Concept Formation in Ancient and medieval Though. Leuven: 191-210.
- Brisson, L. (2009) “Zeus did not commit incest with his mother. An interpretation of column XXVI of the Derveni Papyrus”, Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 168, 27-39.
- Chase, M. (2011) “Discussions on the Eternity of the world in Late Antiquity”, ΣΧΟΛΗ 5.2, 111-173.
- Dillon, J., Finamore, J., eds. (2002) Iamblichus, De anima. Leiden.
- Ellmers, D. (1996) “Celtic Plank Boats and Ships, 500 BC-AD 1000”, in Gardiner, R., ed., Conway's History of the Ship, vol. 1: The Earliest Ships. London: 52-71.
- Finamore, J. F. (1985) Iamblichus and the Theory of the Vehicle of the Soul. Chico. Gomperz, H. (2001) “Zur Theogonie des Pherekydes von Syros”, Wiener Studien 47, 14-26.
- Janko, R. (2001) “The Derveni Papyrus (Diagoras of Melos, Apopyrgizontes logoi?): a New Translation”, Classical Philology 96, 1-32.
- Janko, R. (2002) “The Derveni Papyrus: an Interim Text”, Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 141, 1-62.
- Kouremenos, T., Parássoglou, G. M., Tsantsanoglou, K., eds. (2006) The Derveni Papyrus. Florence.
- Laks, A., Most, G., eds. (1997) Studies in the Derveni Papyrus. Oxford.
- Mansfeld, J. (1980) «Anaxagoras' other world», Phronesis 25, 1-4.
- May, G. (1994) Creatio ex nihilo. The doctrine of ‘Creation out of Nothing' in early Christian thought. Edinburgh.
- Prigogine, I. (1997) The End of Certainty. Time, Chaos and the New Laws of Nature. New York.
- Rees, M. (2001) Our Cosmic Habitat. Princeton.
- Saudelli, L. (2011) “Le chêne et le voile de Phérécyde. Note sur un témoignage du gnostique Isidore (7 B 2 DK, F 76 S)”, Revue des Études Grecques 104.1, 79-92.
- Schibli, H. S. (1990) Pherekydes of Syros. Oxford.
- Sedley, D. (2007) Creationism and its critics in antiquity. Berkeley, Calif.
- Sider, D. (2009) “The Orphic Poem of the Derveni Papyrus”, in I. Papadopoulou and L. Muellner, eds. Classics. An Online Journal. Issue 5: Proceedings of the Derveni Papyrus Conference: http://chs.harvard.edu/wa/pageR?tn=ArticleWrapper&bdc=12&mn=2653.
- Tortorelli Ghidini, M. (1989) “Nephele: una metafora orfica arcaica”, La Parola del Passato 44, 29-36.
- Tortorelli Ghidini, M. (1991) “Due nuovi teonimi orfici nel papiro di Derveni”, P. Borgeaud, ed. Orphisme et Orpheé. Geneva: 249-261.
- West, M. (1983) The Orphic Poems. Oxford [частичный рус. пер. А. С. Афонасиной и Е. В. Афонасина: http://www.nsu.ru/classics/plato/interest.htm].