Демографическая ситуация в Костромской области: варианты развития и пути улучшения
Автор: Шершунов Виктор Андреевич
Журнал: Регионология @regionsar
Рубрика: Социология региона
Статья в выпуске: 3 (48), 2004 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются перспективы демографического развития Костромской области на период до 2052 года. Представлены отрицательный, стационарный, принудительно-оптимальный и максимально выгодный варианты.
Короткий адрес: https://sciup.org/147222127
IDR: 147222127
Текст научной статьи Демографическая ситуация в Костромской области: варианты развития и пути улучшения
Сложившаяся в стране демографическая ситуация близка к катастрофической. Сглаженная за счет положительного сальдо миграции убыль населения в послед ние годы уже ничем не компенсируется. Для перелома сложившейся тенденции нужны согласованные действия власти и общества в регионах, максимальный учет традиций и особенностей их населения.
Костромская область, восстановленная как административная единица в 1944 г., до 1990 г. в демографическом отношении характеризовалась высоким естественным приростом и еще большим миграционным оттоком населения. В связи с этим в области была одна из самых высоких в РСФСР доля молодого населения (в 1991 г. лица моложе трудоспособного возраста составляли 22,7 %). Начиная с
1990 г. в области стал наблюдаться отрицательный прирост населения (в 2002 г. коэффициент естественного прироста составил -11,3 чел. на 1 тыс. чел.). Население области в 2002 г. (по предварительным итогам переписи населения) составило 737,5 тыс. чел.1
Негативная демографическая ситуация актуализирует разработку прогноза ее развития. В сложившейся ситуации он может быть негативным, стационарным, вынужденнооптимальным и максимально благоприятным. В основу возможных «сценариев» развития демографической ситуации в Костромской области положены предположения о величине коэффициентов рождаемости и смертности на 50 лет2 Основанием для проведения расчетов послужили данные Госкомстата России3
ШЕРШУНОВ Виктор Андреевич, губернатор Костромской области, кандидат экономических наук.
Расчет количества рождений по негативному «сценарию» проведен с учетом некоторых допущений: во-первых, начиная с 2003 г. уровень рождаемости в Костромской области установится на наихудшей отметке, зарегистрированной на территории области за последние 10 лет, и не будет изменяться на протяжении всего рассматриваемого периода; во-вторых, уровень смертности населения, как и рождаемости, останется неизмененным начиная с 2003 г., а его показатели — наихудшими за последние 10 лет.
Расчет показывает, что к 2016 г. в области ожидаемая численность детей обоих полов в возрасте от 0 до 5 лет составит не более 26,8 тыс. чел., а еще через 5 лет достигнет 21,7 тыс. чел. В то время как на 1 января 2002 г. их численность составила 30,6 тыс. чел.
Снижение численности населения области будет сопровождаться и изменением его возрастного состава, что приведет к крайне негативным последствиям. Наиболее отчетливо отрицательные тенденции проявятся в старении населения области. Так, к 2032 г. доля населения в возрасте старше 20 лет, но не достигшего пенсионного возраста, будет составлять 71,1 % от соответствующего показателя на 1 января 2002 г., а в 2052 г. эта доля уменьшится до 42,3 % от уровня 2002 г. Численность пенсионеров в 2052 г. будет составлять 37 % населения области. Это означает, что социальная нагрузка на наиболее экономически активное население возрастет более чем в 1,5 раза.
В последнее время политика области направлена на осуществление ряда социальных мероприятий, в том числе на поддержание одиноких женщин с детьми, молодых семей, семей с двумя и более детьми. Основываясь на этом можно предположить, что если рождаемость и не повысится (в соответствующих возрастах), то останется на прежнем уровне. Кроме того, в области проводятся многочисленные мероприятия по снижению заболеваемости населения. Уровень заболеваемости в области — один из самых низких по Центральному федеральному округу (ЦФО) (кроме болезней, связанных с протеканием беременности, родов и послеродового периода), и он продолжает снижаться. В связи с этим можно предположить, что другим возможным сценарием развития демографической обстановки в области может стать закрепление как возрастных коэффициентов рождаемости, так и возрастных коэффициентов смертности на уровне показателей 2001 г.
Развитие демографической ситуации по стационарному «сценарию» приведет к снижению численности населения области в ближайшие 15 лет до 659 тыс. чел., что соответствует 86 % населения области на 1 января 2002 г. Далее снижение продолжится, и к 2052 г. численность населения составит 395 тыс. чел. Результатом развития ситуации по этому сценарию будет сокращение депопуляции населения к 2052 г. только на 36 тыс. чел. Но разница в численности детей в возрасте до 5 лет составит около 3 тыс. чел.
Стабилизация рождаемости по детородным возрастам на уровне показателей 2001 г. приведет к временному увеличению среднего числа детей, рожденных одной женщиной за свою жизнь до 1,34 в 2017 г., а затем к резкому снижению до уровня ниже 1 и далее к постепенному росту до 1,2 к 2048 г. с последующим безвозвратным снижением, т.к. возможности следующего роста рождаемости через 30—35 лет едва обеспечат даже рождение одного ребенка у среднестатистической женщины.
Вынужденно-оптимальный «сценарий» развития демографической ситуации в области показывает, к чему приведет постепенное увеличение коэффициентов рождаемости в долгосрочной перспективе. Обеспечит ли это повышение перелом сложившейся ситуации в области? Или хотя бы позволит улучшить состояние возрастно-половой структуры и обеспечит увеличение доли детей и трудоспособного населения?
Потребность в наиболее высоком повышении рождаемости у женщин в возрасте 20—24 лет в первое десятилетие объясняется не столько сложившимися традициями в российских семьях в последние 50 лет и разрушающимися в последнее десятилетие, сколько необходимостью максимально возможного использования имеющегося в настоящее время детородного потенциала молодых женщин области. Осталось 10—15 лет, в которые область будет располагать значительным числом потенциальных молодых мам. Пройдут эти годы, и наступит десятилетие, которое можно назвать «эхом реформ» по аналогии со сложившейся ситуацией после Великой Отечественной войны. Сейчас числен- ность детей в возрасте до 5 лет соответствует числу детей в послевоенный период. И девочки, которых сейчас вдвое меньше, чем женщин в возрасте 20—24 года, будут определять уровень рождаемости в области, начиная уже с 2017—2022 гг.
Даже увеличение коэффициентов рождаемости в 1,5— 1,6 раза приведет к неутешительным результатам — ста билизировать численность населения области не удастся

Рис. 1. Ожидаемая численность населения Костромской области (мужчин и женщин) по стационарному и вынужденно-оптимальному «сценариям»*
Снижение численности населения за первые 15 лет составит 78 тыс. чел., за 30 — 155, а за 50 — около 230 тыс. чел. Однако этого результата в стационарном «сценарии» область достигнет уже к 2033 г. Число детей в возрасте до 5 лет возрастет по сравнению со стационарным «сценарием», что позволит к 2052 г. выйти на уровень более значительный, чем в 2002 г.
* Здесь и далее сохранена орфография автора.
Рассмотрение максимально-благоприятного сценария вызвано необходимостью определения тех показателей рождаемости и смертности, которые могли бы обеспечить не только стабилизацию численности населения, но и затем его стабильный естественный прирост.
Анализ в рамках этого сценария ведется с учетом ряда предпосылок: во-первых, достижение почти максимальных показателей рождаемости (ранее зарегистрированных на территории Костромской области) в соответствующих детородных возрастах за первые 10 лет существования региона с целью доведения к 2012 г. числа детей, рожденных одной женщиной за всю ее жизнь, до 2 и более; во-вторых, обеспечение увеличения рождаемости на 1 женщину до 3 детей к 2047 г.; в-третьих, использование меньших коэффициентов смертности в зрелых возрастах.
Подобное изменение смертности и рождаемости приведет к стабилизации численности населения области в период 2035—2040 гг. до уровня 656 тыс. чел., или 85,7 % от уровня 2002 г., а к 2052 г. — до 87,8 %. Прирост населения в период 2037—2052 гг. будет составлять около 1 тыс. чел. в год (рис. 2).

О демографической ситуации в Костромской области 161

возраста (максимально-
ГОДЫ благоприятное развитие)
----Младше 20 лет (вынужденно-оптимальное развитие)
.........Младше 20 лет (максимально-благоприятное развитие)
----Старше 20 лет не достигшие пенсионного возраста (вынужденно-оптимальное развитие)
■■"—Старше 20 лет не достигшие пенсионного возраста (максимально-благоприятное развитие)
----Старше трудоспособного возраста (вынужденно-оптимальное развитие)
Старше трудоспособного возраста (максимально-благоприятное развитие)
Рис. 3. Ожидаемое изменение возрастной структуры населения Костромской области в долевом соотношении от общей численности

----Младше 20 лет (вынужденно- опт им альное развитие)
-
— Младше 20 лет (максимально-благоприятное развитие )
----Старше 20 лет не достигшие пенсионного возраста (вынужденно-оптимальное развитие)
-
— Старше 20 лет не достигшие пенсионного возраста (максимально-благоприятное развитие)
----Старше трудоспособного возраста (вынужденно-оптимальное развитие)
-Старше трудоспособного возраста (максимально-благоприятное разеитие)
Рис. 4. Ожидаемое соотношение численности населения Костромской области по трем основным возрастным группам на период до 2052 г.
Заказ № 5673
Кроме увеличения численности населения с 2037 г. произойдет его существенное омоложение. Так, доля населения старше 20 лет, но не достигшая пенсионного возраста, составит к 2052 г. 45 % всего населения, а моложе 20 лет с 2037 г. будет неуклонно возрастать с одновременным снижением доли пенсионеров в области (рис. 3 и 4). Начиная с 2017 г. предполагается стремительное снижение убыли населения, а с 2040 г. — увеличение его численности (рис. 5).

— женщины (вынужденно-оптимальное развитие) ---мужчины (вынужденно-оптимальное развитие) — женсцины (максимально-благоприятное развитие) ---мужчины (максимально-благоприятное развитие)
Рис 5. Ожидаемая динамика темпов убыли (прироста) численности населения Костромской области до 2052 г.
По максимально-благоприятному «сценарию» к 2052 г. ожидается наличие 59,1 тыс. детей в возрасте до 5 лет, по вынужденно-оптимальному — 34,7 тыс. детей. Стационарный «сценарий» позволит иметь региону в 2052 г. только 14,5 тыс. детей в возрасте до 5 лет.
Демографические перспективы области, на наш взгляд, в значительной степени зависят от социально-экономических условий жизни населения, которые в свою очередь, определяются государственной социальной политикой. Ос- новной целью государственной социальной политики, проводимой администрацией Костромской области, является стабилизация численности населения и создание предпосылок к последующему демографическому росту. Ее осуществление реализуется по двум взаимосвязанным направлениям, оказывающим влияние на демографическое развитие области: во-первых, забота о здоровье и продлении жизни граждан Костромской области путем реализации соответствующих программ в сфере здравоохранения и, во-вторых, создание механизмов, обеспечивающих государственную поддержку семьям с детьми.
В перспективе должно получить развитие и третье направление государственной демографической политики — управление миграционными потоками с целью привлечения в Костромскую область молодых образованных переселенцев из других регионов России и стран СНГ, создав для этого необходимые условия (трудоустройство, предоставление жилья и т.д.).
Главным на сегодняшний день, требующим немедленного вмешательства государства, является вопрос обеспечения условий для повышения рождаемости в области. Создать правовые механизмы для этого призван предлагаемый к принятию закон «О государственной поддержке семьи в Костромской области». В законе определены цели государственной поддержки семьи: преодоление негативных тенденций в изменении уровня и качества жизни семьи, стабилизация численности населения Костромской области и создание предпосылок для повышения рождаемости на территории Костромской области; укрепление семьи, обеспечение условий для полноценной реализации семьей ее основных функций; охрана семьи, материнства, отцовства и детства; адресное и рациональное использование бюджетных средств.
Закон также устанавливает основные принципы государственной поддержки семьи в Костромской области, к числу которых отнесены: учет демографической ситуации в областных программах социально-экономического развития; приоритет интересов семей с детьми при формировании и реализации социальной политики; преемственность и стабильность мер государственной социальной политики; диф- ференцированный подход к предоставлению государственной поддержки семьям, имеющим детей.
Первые два принципа подчеркивают признание на государственном уровне значимости демографической проблемы и готовность принять все меры для ее решения. Принцип преемственности и стабильности мер государственной политики при его последовательном и неуклонном осуществлении призван постепенно обеспечить восстановление доверия граждан к государству — независимо от прихода к власти новых людей все принятые государством на себя обязательства, связанные с обеспечением демографического роста и поддержкой семей с детьми, должны и будут соблюдаться.
Вместе с тем государственная поддержка не должна носить характер бессистемной траты бюджетных средств без учета материального положения получателей государственной помощи и целей ее оказания. Поддержка семей должна быть адресной, направленной на повышение социальной ответственности граждан, увеличение числа детей в семьях. Для этого законом установлены приоритеты при предоставлении государственной поддержки. Его имеют молодые, малообеспеченные, многодетные, приемные и опекунские семьи, семьи, имеющие детей-инвалидов, и другие категории семей, нуждающиеся в повышенной социальной защите.
Есть в законе и ограничения. Получателями государственной поддержки не могут быть семьи, которые имеют среднедушевой доход, превышающий в 5 раз величину прожиточного минимума, установленного в Костромской области. Кроме того, предусмотрено пропорциональное увеличение пособий при рождении ребенка в зависимости от числа детей в семье. При этом пособие по беременности является равным для всех.
Для исключения из числа лиц, получающих пособие, асоциальных граждан предусмотрен порядок ее выдачи, аналогичный общероссийскому порядку выдачи пособия на детей. Право на получение пособия не предоставляется гражданам, дети которых находятся на полном государственном обеспечении; гражданам, лишенным родительских прав и выехавшим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.
Законом предусмотрен четкий и понятный порядок принятия решения об оказании государственной поддержки и четкие основания для отказа в поддержке с правом его обжалования в суде. Порядок предоставления пособия является заявительным, опирающимся на собственную инициативу граждан, но государство также будет и самостоятельно отслеживать ситуацию. Ст. 6 закона предусмотрено создание социального банка данных, содержащего информацию обо всех категориях семей (в зависимости от обеспеченности жильем, числа детей, уровня доходов и других факторов), проживающих на подведомственной центрам поддержки семей территории и нуждающихся в государственной поддержке, банка данных семей и детей, находящихся в социально-опасном положении, в том числе нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Государство открыто для взаимодействия с общественными организациями, семьей и готово к диалогу на принципах социального партнерства. Законом предусмотрено, что в планировании, финансировании и осуществлении государственной поддержки семьи участвуют государственные органы, организации всех форм собственности, общественные, религиозные и другие объединения.
Список литературы Демографическая ситуация в Костромской области: варианты развития и пути улучшения
- Стат. ежегодник «Костромская область 2002». Кострома, 2003.
- Шершунов В.А. Демография Костромской области в первой половине XXI века. М., 2002.
- Регионы России. 1998: Стат. сб.: В 2 т. Т. 2 / Госкомстат России. М., 1998
- Регионы России. 1999: Стат. сб.: В 2 т. Т. 2 / Госкомстат России. М., 1999
- Регионы России. 2000: Стат. сб. В 2 т. Т. 2 / Госкомстат России. М., 2000
- Регионы России. 2001: Стат. сб. В 2 т. Т. 2. /Госкомстат России. М., 2001
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2002
- Российский ст. ежегодник. 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2002.