Денежное половодье
Автор: Караваев Валерий
Журнал: Прямые инвестиции @pryamyye-investitsii
Рубрика: Реальные деньги. Макроэкономика
Статья в выпуске: 7 (63), 2007 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/142168589
IDR: 142168589
Текст статьи Денежное половодье
Приток прямых иностранных инвестиции (ПИИ) в российскую экономику по-прежнему идет по нарастающей. В 2006 году общий объем иностранного капитала превысил $55 млрд., приток ПИИ, по уточненным данным, практически удвоился и составил примерно $26 млрд. Россия вошла в десятку ведущих стран-реципиентов ПИИ в мире, укрепила свое лидерство в регионе Юго-Восточной Европы и СНГ.
Среди emerging markets, к которым Россию относят эксперты Всемирного банка, она уступает только Китаю. Однако в 2006 году, по предварительным оценкам ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), приток ПИИ в Китай сократился — впервые за длительный период — на 3,3%. По темпам роста ПИИ Россия лидирует в данной группе стран.
Можно говорить об укреплении позиций России на международном рынке ПИИ, который по-прежнему остается высоко конкурентным сектором инвесторов, имеющих возможность выбирать страну и сферу вложения своего капитала, за привлечение которого идет жесткая борьба.
Позитивные тенденции и результаты истекшего года породили оптимизм в прогнозных оценках на 2007 год, в полной мере проявившийся на XI Петербургском экономическом форуме (ПЭФ), в выступлениях официальных лиц и высказываниях экспертов. По мнению министра финансов Алексея Кудрина, объем ПИИ в текущем году может превысить $30 млрд., руководство компании «Ренессанс-Капитал» называет даже цифру $40 млрд. Что касается общего поступления иностранного капитала, то, по некоторым оценкам, его объем может достигнуть $70 миллиардов.
Денежное половодье
Итоги СПЭФ подтверждают обоснованность оптимистических прогнозов. В Санкт-Петербурге были подписаны инвестиционные соглашения и меморандумы о намерениях по ряду крупных проектов на общую сумму в $13,5 млрд., среди которых можно отметить соглашения об инвестиционном сотрудничестве американского концерна Boeing с российскими авиастроительными компаниями, соглашения с французской компанией Peugeot-Citroen и шведской Volvo Trucks o строительстве сборочных автозаводов в российских регионах.
Весьма позитивными в области привлечения иностранного капитала оказались итоги I квартала нынешнего года. Объем ПИИ в российскую экономику вырос в 2,5 раза по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составил $9,8 млрд., а доля ПИИ в общем поступлении иностранного капитала практически достигла 40%, то есть почти вернулась к докризисному уровню 1997 года. В то же время объем портфельных инвестиций из-за рубежа сократился, а прочие инвестиции — различные займы и кредиты — продолжают оставаться главным каналом поступления внешних инвестиционных ресурсов как по годовому, так и по накопленному их объему.
По состоянию на 1 апреля 2007 года накопленный объем иностранных инвестиций в России превысил $150 миллиардов.
Сохранение и упрочение высокой положительной динамики ПИИ объясняется действием целого ряда внутренних и внешних факторов. Прежде всего это благоприятная внутри-экономическая и мирохозяйственная конъюнктура. Вот уже восемь лет подряд в стране наблюдается экономический рост — что позволяет говорить о его устойчивом характере, о достижении макроэкономической и финансовой стабилизации, об этом же свидетельствует и снижение темпов инфляции.
При этом по международным меркам темпы роста ВВП в России весьма высоки. Достаточно сказать, что в 2006 году, при темпе прироста ВВП на 6,7%!, Россия опередила по этому показателю все страны «большой семерки»
и подавляющее большинство других государств, уступая среди сопоставимых по масштабам экономики государств только Китаю и Индии. Столь масштабный и быстро растущий рынок с постоянно расширяющимся внутренним потребительским спросом просто не может не притягивать внешних инвесторов.
Сохраняющаяся благоприятная ценовая конъюнктура на мировом рынке первичных энергоносителей — главных экспортных товаров страны — стимулирует приток ПИИ в добывающие отрасли. Наряду с доступом к природным ресурсам продолжают действовать и такие привлекающие зарубежных инвесторов факторы, как научно-технический потенциал, наличие достаточно квалифицированной и относительно дешевой рабочей силы.
В совокупности эти факторы пока перевешивают такие негативные, сдерживающие иностранных инвесторов моменты, как высокие страновые риски, связанные с разгулом коррупции и преступности, с несовершенством и нестабильностью законодательно-нормативной базы, с мнимой или реальной угрозой национализации.
Несмотря на сдвиги последнего времени, пока не удалось превратить приток ПИИ в действенный фактор активизации инвестиционного процесса в стране. Между тем сама жизнь дала сбалансированный ответ на вопрос о роли иностранных инвестиций в развитии экономики. Иностранный капитал представляется важным, хотя и не основным источником инвестиций для обеспечения устойчивого экономического роста необходимыми стране высокими темпами.
Однако вклад ПИИ в укрепление инвестиционной базы этого роста увеличивается медленно и остается скромным. По данным Института экономики переходного периода, из общего объема инвестиций в основной капитал инвестиции из-за рубежа в 2005 году составили 5,2%, в 2006-м — 6,1%.
В России сложилась экстенсивная модель развития, при которой темпы роста инвестиций примерно вдвое превышают прирост ВВП. Обеспечить такое опережение, а следовательно, и сам рост только за счет внутренних источников невозможно, отсюда рост потребности в ПИИ.
Где деньги
Однако важен не только сам по себе рост притока ПИИ, но и его структура, распределение по секторам и отраслям, по регионам страны. И здесь при динамичном росте ПИИ сохраняются застарелые диспропорции.
ВI квартале 2007 году в первичный сектор экономики, включающий сельское хозяйство и добывающие отрасли, поступило 79% ПИИ, во вторичный, к которому относятся обрабатывающие производства, — около 7%, в третичный — сферу услуг —14%. Для сравнения: по итогам 2006 года в мире доля первичного секто- ра в ПИИ составляла 34,4%, вторичного — 19, третичного — 47,6%. Следовательно, диспропорциональность и отклонения от мировых структурных пропорций возросли.
Среди отраслей экономики абсолютно доминировала промышленность, получившая 85,5% ПИИ. С большим отрывом далее следовали финансовая деятельность (5,2%), операции с недвижимым имуществом (4,7%), оптовая и розничная торговля (3,1%). Буквально крохи получили традиционные отрасли материального производства—транспорт и связь, сельское хозяйство, строительство (от 0,2 до 0,5%). Не менее серьезные перекосы наблюдаются по отраслям промышленности: свыше 90% ПИИ получили отрасли ТЭК, 2,2% — пищевая промышленность, 0,9 — металлургия, 0,6% — химическая промышленность. Доля остальных отраслей крайне незначительна.
Традиционная диспропорциональность сохраняется и в распределении ПИИ по территории страны, в их региональной структуре. В 2006 году 48% объема ПИИ поступило в Центральный федеральный округ, чуть более половины (50,2%)—в столичные города-мегаполисы и непосредственно прилегающие к ним области.
При этом Москва получила практически одну треть (33,1%) ПИИ, то есть примерно столько же, сколько вся азиатская часть страны с ее богатейшими природными ресурсами. В то же время 15 субъектов Федерации вообще не получили ПИИ. В основном это удаленные от центра, слабо развитые северные, восточные, южные территории, как раз наиболее нуждающиеся в инвестициях просто для элементарного выживания. Такое положение нельзя признать приемлемым по социальным критериям.
Чрезмерная концентрация наблюдается и в поступлении ПИИ по странам-инвесторам. По состоянию на начало II квартала 2007 года на долю десяти основных государств-инвесторов приходилось 85,9% накопленных в стране ПИИ. При этом семь из этих стран и две из тройки лидеров — Нидерланды и Кипр — представляли Евросоюз. На долю стран ЕС приходится свыше 77% накопленных ПИИ, на офшорные зоны (Кипр, Британские Виргинские острова) — 32,2%. Эти показатели примерно соответствуют данным за 2006 год. При этом в числе ведущих инвесторов отсутствуют такие быстро развивающиеся страны, как Китай и Индия, хотя примеры привлечения их ПИИ в отдельные отрасли имеются.
Стихия рынка
Ддя того чтобы ПИИ стали фактором не только ускорения экономического роста, но и модернизации экономики, обеспечили интенсивную модель развития, государство должно их регулировать. Следует разработать систему структурных приоритетов, наиболее соответствующих национальным интересам, а так же создать действенный механизм реализации инвестиционной политики.
Необходимо не только увеличивать приток ПИИ, оптимизировать их структуру, но и минимизировать связанные с ними риски. Масштабное привлечение ПИИ иногда вызывает опасения возможности захвата иностранным капиталом целых отраслей, в том числе стратегических. Между тем в некоторых подотраслях — пивоваренной, табачной, кондитерской промышленности — концентрация иностранного капитала довольно высока, при этом они не являются стратегическими. Высокая доля ПИИ в инвестициях в основной капитал (27%) наблюдается в добыче топливно-энергетических ископаемых, прежде всего нефти и газа.
В этой связи вполне оправданными представляются меры по консолидации активов государственных предприятий в этих отраслях, создание мощных холдингов путем покупки крупных пакетов акций, в том числе у иностранных инвесторов, но строго на добровольной основе, по реальным рыночным ценам.
Отрасли ТЭК, безусловно, являются стратегическими, но уже не приоритетными с точки зрения привлечения ПИИ. Сегодня в России приоритетом должны стать хай-тек, инновационная сфера, куда пока ПИИ мало поступают, но отдельные примеры имеются. Так, американская корпорация Intel создала в Москве, Нижнем Новгороде и других городах центры по разработке программного обеспечения. Чтобы таких примеров было больше, надо подкреплять структурные приоритеты действенными стимулами, включая налоговые льготы.
Определенные опасения вызывает возможность притока в страну, а затем нерегулируемого оттока спекулятивного капитала, что чревато финансовыми кризисами. Однако этот риск связан не с прямыми, а с портфельными инвестициями, которых в страну поступает слишком мало. Более реальная опасность связана с масштабным притоком прочих инвестиций в виде займов и кредитов, привлекаемых корпоративным сектором. Огромную задолженность накопили монополии «Газпром» и «Роснефть», по долгам которых формально государство не отвечает, но вряд ли сможет допустить их дефолт, а тем более банкротство.
И все же масштабное привлечение ПИИ несет больше выгод, чем рисков. В краткосрочной перспективе оно может способствовать поддержанию высоких темпов роста экономики, а в долгосрочной — обеспечить существенное укрепление позиций страны в мировом хозяйстве. При сохранении нынешнего двух-, трехкратного превосходства по темпам экономического роста над странами «большой семерки» Россия вполне может через 15-20 лет переместиться с 10-го на 56-е место в мире по объему ВВП. • макроэкономика