Деофшоризация как одно из направлений налоговой политики на международном уровне
Автор: Кочорадзе Г.Р., Прошина К.Н.
Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness
Статья в выпуске: 11-2 (57), 2019 года.
Бесплатный доступ
В представленной статье обсуждаются международная практика деофшоризации в условиях разнообразия и развития офшорных схем. Подчеркивается, что деофшоризация является одним из важнейших направлений в политике любого государства мира и является международной проблемой, так как влияет на развитие экономики в целом и провоцирует новые схемы мошенничества. Описываются методы борьбы с офшорными схемами и ведением нелегального бизнеса, применяемые как на локальных, так и на международных уровнях, а также практика организаций и стран в направлении деофшоризации.
Офшоры, деофшоризация, уклонение от уплаты налогов, нелегальное ведение бизнеса, методы борьбы с офшорными схемами
Короткий адрес: https://sciup.org/170189849
IDR: 170189849 | DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11341
Текст научной статьи Деофшоризация как одно из направлений налоговой политики на международном уровне
Уклонение от уплаты налогов и непре-кращающиеся попытки выявления «болевых точек» системы налоговой политики сопровождают любую рыночную экономику на протяжении её становления и развития. Инструментарий средств ослабления налогового бремени пополняется со скоростью развития новых технологий и эволюцией системы мировой экономики [1, 2]. В представленной статье речь пойдёт о таком направлении налоговой политики государства как деофшоризация.
Офшоры - они же оффшорные зоны -представляют собой территориальные единицы, государства или отдельные их части, на территории которых для компаний-нерезидентов существует ряд налоговых и экономических преференций в виде сниженной налоговой ставки (особенно привлекательны оффшорные зоны с нулевой либо фиксированной налоговой ставкой), упрощённой процедурой ведения финансовой и бухгалтерской отчётности, полной анонимности бенефициаров и другими «приятными» бонусами. Бенефициарный собственник - это лицо или группа лиц, которые оказывают прямое влияние на деятельность компании, являясь при этом основными выгодополучателями [3, 4]. Они не прописаны в документации компании и ведут свою деятельность в условиях полной анонимности. Для того, чтобы офшорная схема была приведена в действие, необходимо двухстороннее соглашение об избежании двойного налогообложения данной страны со страной регистрации офшора. У каждого государства имеются свои оффшорные зоны в зависимости от внутренних налоговых ставок.
В качестве оффшорных зон выступают как крупные, значимые мировые державы в лице Китая, Гонконга, Сингапура, так и незаметные в масштабах мировой экономики государства по типу Сейшельских островов, Британских Виргинских островов, Белиза, которые получают неимоверный источник поступлений в государственный бюджет от предоставления таких финансовых услуг [5].
Для наглядного представления всех преимуществ, которые получает лицо от пользования офшорами, рассмотрим условия регистрации компании в Белизе, одной из наиболее значимых офшорных зон мира. Основными преимуществами регистрации компании в Белизе является отлаженная и быстрая система регистрации офшора, отсутствие какой-либо отчетности, полная анонимность и максимальная безопасность информации, минимальные затраты на регистрацию и обслуживание предприятия [6, 7].
Одним из конкурентных преимуществ данной офшорной зоны является тот факт, что для регистрации компании не нужно личное пребывание на территории страны, более того, на регистрацию офшора на Белизе обычно уходит от 1 до 2 дней, еще 5 дней необходимо на сбор документов и их заверение у нотариуса.
Для регистрации необходимо оплатить работу регистрационного агентства, государственную пошлину за первый год работы офшорной компании, оплата услуг номинальных директора и акционеров при необходимости. Если резидентные предприятия платят на территории Белиза налог на прибыль в 25%, то нерезиденты уплачивают фиксированный годовой лицензионный сбор в размере 100 долл. США (при размере уставного капитала не больше 50 тыс. долл. США) или 1000 долл. США (при размере уставного капитала свыше 50 тыс. долл. США). Типичные схемы офшорного бизнеса имеют следующий вид:
– Оплата услуг. Если у компании за определённый период времени появилась прибыль, но данная компания хочет избежать уплаты налога, то через офшорную компанию, которая, к примеру, занимается услугами аудита, можно провести большую часть прибыли под предлогом оплаты услуг аудита. Вся реальная прибыль компании окажется на счету офшора и налоговое бремя уменьшится в разы [8, 9].
– Международная торговля. Если компания покупает товар у одной страны и перепродает его другой, то регистрация компании в офшорной зоне позволит существенно сэкономить на налогах.
– Открытие счёта в зарубежном банке. Если, к примеру, российская компания откроет свой счёт в банке другой страны и переведёт туда необходимую сумму, то данная операция будет записана как перевод между своими счетами [10]. Таким образом, для налоговых инспекторов данная сумма будет лежать на счету в иностранном банке, но проверить это будет проблематично.
– Покупка недвижимости за рубежом. Если компания одной страны хочет приобрести недвижимость во второй стране, но не желает платить налог на своей родине, то можно провести эту покупку через оффшорную компанию, недвижимость будет принадлежать другому лицу и налоговое бремя будет существенно уменьшено.
В настоящий момент времени, в борьбе за привлечение всё большего источника доходов оффшорные зоны стараются создать наиболее привлекательные условия по сравнению с конкурентами, что выражается в обострении проблемы экономической безопасности ряда государств. Облегчение процедуры регистрации офшоров и снижение налогового бремени приводит к катастрофическим изъятиям из экономики, снижает темпы экономического развития стран ввиду недополучения прибыли от налогов и утечки капитала заграницу [11, 12]. Более того, участились случаи явной мошеннической деятельности, когда интернет-мошенники, выдавая себя за представителей оффшорных фирм, обманным путём заполучали средства физических лиц, введённых в заблуждение.
Практика использования оффшорных схем существует уже достаточно долгое время, на протяжении которого напряженность касательно данного вопроса росла в среде государственных чиновников и политической элиты. Международное сотрудничество в отношении данной проблемы началось в 2012-2013 годах в связи с повсеместным увеличением оттока капитала за границу. Существенным призывом к действию послужили события весны 2013 года, Международный Консорциум Журналистов-Расследователей (ICIJ) вывел в сеть ресурс под названием OffshoreLeaks, крупнейшую базу данных об индустрии офшоров за несколько десятков лет. Данная база данных включала название директоров и владельцев, информацию о крупных компаниях, участвующих в оффшорном бизнесе, по примерным подсчётам, порядка 2-3 миллионов записей об офшорных активах вылились в свет после публикации базы данных. Данное событие пошатнуло всю индустрию офшоров, заставило владельцев активов сменить оффшорную зону и пошатнуло уверенность в полной анонимности таких действий.
В продолжение борьбы с офшорами, с 2013 года в рамках Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) страны-участники ОЭСР и Большой Двадцатки разрабатывают план мероприятий по борьбе с отмыванием денег и уклонением от налогов (Base Erosion and Profit Shifting, BEPS Plan). Данный план включает в себя 15 пунктов по борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения. Применительно к практике офшорной деятельности относится 5 пункт плана BEPS, который нацелен на борьбу с вредоносными налоговыми практиками. Вредоносной практикой считается не каждый преференциальный налоговый режим, важными пунктами отнесения налоговых практик к вредоносным считается недостаток прозрачности, отсутствие надзора и раскрытия информации по соответствующему требованию налоговых органов, реклама режима как инструмента налоговой оптимизации, а также стимулирование операций, не имеющих под собой реального содержания, кроме как налоговых махинаций. Так, 6 пункт плана BESP нацелен на предотвращение ситуаций, когда прибыль экономического субъекта формируется в одной стране, но концентрируется в другой, тем самым смещая центр прибыли в низконалоговую юрисдикцию.
Борьба с уклонением от уплаты налогов на международном уровне имеет множество способов влияние на оффшорные зоны. Одним из таких методов является черный список офшоров Европейского Союза. Данный список включает ряд государств и территориальных единиц, которые не предпринимают необходимых средств для борьбы с уклонением от уплаты налогов и не сотрудничают в борьбе мирового сообщества в лице ЕС с налоговыми махинациями.
Данный список постоянно изменяется, если государство идёт на встречу Европейскому Союзу и пересматривает налоговые режимы своей страны, то происходит перемещение государства из черного спи- ска в серый. Попадание в серый список означает, что законодательство страны не соответствует международным стандартам в области налогообложения, но принимает необходимые меры для изменения ситуации. На данный момент времени, черный список офшоров ЕС состоит из 8 государств, к которым относятся Американское Самоа, Белиз, Гуам, Самоа, Тринидад и Тобаго, Виргинские острова, Фиджи, Оман и Вануату. По состоянию на декабрь 2017 года, когда впервые был опубликован черный список офшоров, он состоял из 17 государств, что говорит об эффективности борьбы Европейского Союза и применением необходимых инструментов воздействия на протяжении прошедших 2 лет [13, 14].
К странам черного списка могут применяться такие методы воздействия как тщательный мониторинг налоговых систем, специальные требования к документированию, особые правила налогообложения, запрет на проведение транзита денежных средств из ЕС через организации данных стран и другие. Всё это по задумке экспертов Евросоюза должно подталкивать такие страны к изменению собственного законодательства в пользу соответствия мировым стандартам, таким как честная конкуренция, открытость и реальность экономической деятельности. Корень всех проблем заключается в том, что поступления в бюджет данных стран от предоставления оффшорных услуг являются пугающе высокими [15]. При отказе от существующих правил налогообложения офшорные страны могут потерять основной источник доходов, поэтому мелкие территории и государства со слабыми экономическими системами ведут свою деятельность вразрез с мировыми стандартами.
Для рассмотрения частного случая борьбы с офшоризацией можно обратиться к опыту Российской Федерации. Данное направление в России как ни как актуально в связи с высоким местом государства в международном рейтинге коррупции. По предварительным данным, россияне хранят более 50% ВВП страны на офшорных счетах [16].
В связи с этим Россия принимает ряд мер по противостоянию уходу от налогообложения:
– изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ, которые подразумевают налогообложение доходов компаний, находящихся в офшорной юрисдикции, если доходы таких компаний не распределены в пользу контролирующих такие компании российских лиц;
– установление запрета на получение кредитов Внешэкономбанка компаниями, находящимися в офшорной юрисдикции;
– принятия Федерального закона 15 февраля 2016 г. N 23-ФЗ, предусматри- вающего установление запрета на получение субсидий из бюджета, бюджетных инвестиций и государственных гарантий компаниям, находящимся в офшорной юрисдикции, и Федерального закона N 227-ФЗ на запрет на заключение государственных и муниципальных контрактов с такими компаниями;
– всевозможные меры, подталкивающие компании к легализации деятельности.
По окончании написания данной работы, необходимо прояснить наше отношение к самой проблеме ухода от налогов посредством офшоров. Проблема недополучения доходов государством от налогообложения в связи с различными махинациям организаций и физических лиц в принципе не может быть устранима пол- ностью, это нормальное явление в рыночной экономике. Борьба с офшорами послужит толчком к появлению новых методов ухода от налогов, а увеличение собираемости налогов вряд ли составит сколь либо существенную цифру.
Тем не менее, офшорные зоны, которые держатся на плаву только благодаря существующему подходу к налогообложению, могут существенно пострадать от всё более удушающих санкций и ущемлений.
Требования мирового сообщества по предоставлении конфиденциальной информации о бенефициарах офшоров не могут быть выполнены из-за последующей потери многомиллионных доходов офшорными зонами вследствие падения доверия «инвесторов». Добиться благоприятного для обеих сторон (мирового сообщества и офшорных зон) исхода можно только посредством многосторонних соглашений. Ведь под борьбой с офшорами имеется нечто большее, это и борьба с коррупцией, борьба с международным терроризмом и преступностью.
С нашей точки зрения, следует на меж- дународном уровне свести две стороны друг с другом: страны, которые страдают от наибольшей утечки и вывоза капитала через офшоры, и страны, предоставляющие офшорные зоны. Офшорные зоны при этом сотрудничестве будут предоставлять конфиденциальную информацию о владельцах офшоров для осуществления про- верки на законность имеющихся средств на счетах. При обнаружении мошеннических, преступных истоках имеющихся на счетах средств будет производиться заморозка счетов с последующей выплатой процентов странам-офшорным зонам за помощь в содействии.
Такой подход позволит офшорным зонам не потерять значимую часть доходов бюджета, а странам-страдающим от утеч- ки капитала вернуть преступно полученные средства обратно. Данная проверка будет производиться только применительно к наиболее подозрительным счетам, и только при условии экономической эффективности такой проверки. Такой исход требует очень тесного сотрудничества между странами, он возможен только при крупных экономических выгодах обоих сторон и желании сотрудничать на благо собственного государства.
Список литературы Деофшоризация как одно из направлений налоговой политики на международном уровне
- Макарова Н.Н. Отмывание денежных средств с использованием оффшорных финансовых центров и юрисдикции банковской тайны // Налоговый вестник. - 2000. - № 7. - С. 46-54.
- Солянникова С.П., Аландаров Р.А., Горлова О.С., и др. Федеральный бюджет на 2019-2021 годы: сбалансированность или экономический рост? // Финансы: теория и практика. - 2018. - Т. 22. №S11. - С. 4-41.
- Башкирова Н.Н. Влияние вступления в ВТО на условия ведения бизнеса в России // Экономика. Налоги. Право. - 2016. - Т. 9. №2. - С. 75-80.
- Понкратов В.В., Кузнецов Н.В. Налоговое стимулирование инвестиционной активности в России // Вестник университета. - 2017. - №11. - С. 134-140.
- Быканова О.А., Ахмадеев Р.Г. Диверсификация портфельных инвестиций суверенных фондов // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2016. - Т. 5. № 4 (17). - С. 59-63.