Департамент полиции в системе органов, обеспечивающих поддержание самодержавного строя в России (1880 г. - начало XIX в.)

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14932533

IDR: 14932533

Текст статьи Департамент полиции в системе органов, обеспечивающих поддержание самодержавного строя в России (1880 г. - начало XIX в.)

Как известно, на 1879 - 1880 гг. в России имел место период повышенной революционной активности террористической направленности - покушения и теракты на императора и высших сановников следовали один за другим, что породило панику, и правительство ответило на них широким применением репрессий, в т.ч. и смертных казней, а также массовыми высылками из столиц и крупных городов студентов. Помимо это этого, было принято решение о реорганизации органов политического сыска. Так, указом от 6 августа 1880 г. было ликвидировано III Отделение с одновременной централизацией жандармскополицейских органов в системе одного ведомства - МВД, что обеспечивала министру значительно большую власть. В структуре МВД образовывался Департамент госу-дарственной полиции, который и стал центральным органом политиче-ского сыска.

В литературе отмечается, что 21 чиновник упраздненного III Отде-ления выразил желание перейти для «дальнейшего прохождения службы» в Департамент государственной полиции, однако там строго подошли к отбору кандидатов и приняли лишь немногих, особо доверенных1. Более того, Департамент не взял в свой штат ни одного сотрудника III Отделения, «методы которого давно скомпрометировали себя. В лице Департамента полиции, как утверждали власти, они стремились создать учреждение на чисто правовой основе, скомплектовав штат его из лиц с юридическим образованием»2. Однако есть и другая точка зрения по этому поводу: «всех чиновников III отделения вместе с секретными агентами… поглотил вновь созданный Департамент государственной полиции. Никто уволен со службы не был. Начальство опасалось обижать своих подчиненных, располагавших секретными сведениями, и желало быть спокой-ным за сохранение тайн. Обиженные могли нанести непоправимый вред делу политического сыска»3. Как бы то ни было, но Департамент государственной полиции использовал опыт упраздненного III Отделения.

15 ноября 1880 г. к Департаменту государственной полиции был присоединен Департамент исправительной полиции МВД, а 18 февраля 1883 г., когда к Департаменту государственной полиции был присоединен Судебный отдел МВД, осуществлявший надзор за политическими дознаниями, он был переименован в Департамент полиции4. Штат Департамента государственной полиции состоял из следующих должностей: директор Департамента, вице-директор, чиновники особых поручений -3, секре-тарь - 1, журналист - 1, делопроизводители - 3, старшие помощники де-лопроизводителей -10, младшие помощники делопроизводителей - 9, ка-значей - 1, начальник архива - 1, помощники начальника архива - 2, чи-новники для письма - 18 5 ; итого - 51 сотрудник. К 1881 г. в Департаменте было уже 125 чиновников, в 1895 г. - 153, в 1899 г. - 1746.

Директором Департамента полиции был назначен барон Велио Иван Осипович (в прошлом губернатор г. Симбирска и руководитель в течение полутора лет Департамента исполнительной полиции в конце 60-х годов, директор почтового Департамента в 1868 - 1880 гг.), вицедиректором -Юзефович (до 1879 г. был старшим производителем работ по строительству и оценке казенных оброчных статей в Киевской палате государственных имуществ)7. Остаются загадкой причины, по которым выбор миистра внутренних дел М.Т. Лорис-Меликова пал на чиновников, не являющихся профессионалами в полицейском деле. По мнению П.А. Зайончковского, министр внутренних дел М.Т. Лорис-Меликов не хотел, чтобы Департамент государственной полиции возглавлялся чинами Корпуса жандармов8.

В этой связи, госсекретарь А.А. Половцов, говоря о назначении директором Департамента барона И.О. Велио, указывает, что «с места начальника Управления почт он был переведен на должность директора Департамента полиции потому, что, когда Лорис-Меликов был назначен министром внутренних дел, то решился прогнать директора канцелярии Перфильева, который был другом оставшегося во главе почтового Управления Макова (Л.В. Маков был министром внутренних дел с ноября 1878 по август 1880 гг., после реорганизации МВД был назначен министром почт и телеграфа. авт.). Маков пожелал устроить судьбу приятеля и сообщника, а для того уговорил государя перевести Велио и отдать его место Перфильеву»1.

Департамент полиции занимал ведущее место в системе МВД. Непосредственным начальником директора Департамента являлся один из товарищей министра внутренних дел, которому «Инструкцией товарищу Министра Внутренних дел, заведывающему государственной полицией» от 16 июля 1882 г. предписывались следующие функциональные обязанности: «ближайшее заведывание государственной полицией», «командование Отдельным Корпусом жандармов»; в непосредственное подчинение передавались Департамент государственной полиции и петербургский обер-полицмейстер; «ему же, как ответственному распорядителю всех учреждений, призванных к предупреждению и пресечению государственных преступлений, подчиняются в сем отношении прочие обер-полицмейстеры»2. Кроме того, товарищ министра одновременно являлся и председателем Особого совещания. В его состав входили два чиновника МВД и два - Министерства юстиции. Совместно с Четвертым и Пятым делопроизводствами Департамента полиции Особое совещание занималось поднадзорными лицами и административной ссылкой политически неблагонадежных. Своим решением Особое совещание могло без судебного решения отправить любое лицо в административную ссылку на срок от 1 до 5 лет. Заседания носили формальный характер, т.к. большое количество дел, рассматриваемых на каждом из них, не позволяло вникнуть в суть дела. Например, 27 января 1897 г. постановлением Особого совещания из Петербурга и Москвы, за подстрекательство рабочих к забастовкам, было выслано 173 человека на срок от 1 до 3 лет с последующим запрещением проживать в столичных губерниях и фабричных городах. Естественно, что в течение одного заседания невозможно было решить во-прос о виновности каждого из 173 обвиняемых3.

За период с 1881 по 1904 гг. состоялось 153 заседания Особого совещания, на которых рассмотрено 7 159 дел и привлечено к ответственно-сти 11 879 человек. Из них по первой категории - «политически неблагонадежных» - 2 971 дело с общим числом привлеченных 4 077 человек; по второй категории - обвиняемых в «подстрекательстве рабочих к забастовкам» - 351 дело (1 891 чел.); по третьей категории - обвиняемых в аграрных беспорядках - 350 дел (733 чел.); по четвертой категории - 3 279 дел по обвинению в порочном поведении (4 424 чел.) и 253 дела по обви-нению в сектантской пропаганде (744 чел.)4. В течение 1905 - 1912 гг. в Сибирь было направлено в ссылку в административном порядке 9 100 че-ловек, осуждено на вечное поселение 4 700, отправлено на поселение после отбытия каторги 3 400, а всего - около 17 200 человек5.

К 1914 г. численность ссыльных значительно уменьшилась, т.к. заседания Особого совещания проводились не более двух раз в месяц и на каждом рассматривались дела 20 - 30 лиц. По словам товарища министра внутренних дел В.Ф. Джунковского «причиной этому было, во-первых, вообще уменьшение политических выступлений, во-вторых, жандармские управления стали тщательнее производить расследование политических дел, т.к. я ставил им в прямую вину, если у них большая часть дел направлялась к рассмотрению административным, а не судебным порядком», что, по мнению В.Ф. Джунковского «было следствием неумелого производства следствия и желания поскорее сбыть дело с рук»6.

Департамент полиции был наделен обширной и разносторонней компетенцией:

  • 1)    предупреждение и пресечение преступлений и охрана общественной безопасности и порядка;

  • 2)    расследование дел о государственных преступлениях;

  • 3)    организация и надзор за деятельностью полицейских учреждений;

  • 4)    охрана государственных границ и пограничных сообщений;

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

  • 5)    выдача паспортов русским подданным, видов на жительство в России иностранцам, высылка иностранцев из России;

  • 6)    наблюдение за всеми видами культурно-просветительной деятельности и утверждение уставов различных обществ1.

Бывший чиновник Департамента полиции Н. Веселаго отмечал, что «Департамент полиции был в министерстве как бы центром всей работы, как политической, так и уголовной, в Империи»2. В целом же можно кон-статировать, что, напуганное террористической активностью революци-онных организаций, власть попыталась реорганизовать органы политиче-ского сыска, которые поддерживали самодержавный строй. С этой целью был создан Департамент полиции при МВД. Сущность его мало измени-лась по сравнению с ликвидированным III Отделением; вместе с тем ме-нялась система управления и соподчинения, в частности. император не-сколько отходил в сторону от решения текущих вопросов по охране госу-дарственного строя от преступных (по действовавшим тогда законам) посягательств, делегирую соответствующие полномочия министру внутрен-них дел и губернаторам. Однако такой подход не решал кардинально ост-рейших социальных задач, стоящих перед российским обществом, поэто-му и эта реорганизация в итоге не спасла самодержавие от поражения.

Список литературы Департамент полиции в системе органов, обеспечивающих поддержание самодержавного строя в России (1880 г. - начало XIX в.)

  • ПСЗ. Т. 1. Ч. 2. Кн. 5.
  • Был ли Сталин агентом Охранки? Сборник статей, материалов и документов/Ред.-сост. Ю. Фильштинский. М., 1999. С. 332.
  • Половцов А.А. Дневник государственного секретаря. В 2 томах. Т. 2. 1887 -1892 гг М., 1966. С. 239.
  • ПСЗ. Собр. 3. Т. II. № 1022.
  • Мулукаев Р.С. Полиция в России (IX в. -нач. ХХ в.). Н.Новгород, 1993. С. 46.
  • Мулукаев Р.С. Указ. соч. С. 46-47.
  • Политическая ссылка и революционное движение в России. Конец XIX -начало ХХ в. Новосибирск, 1988. С. 99.
  • Джунковский В.Ф. Воспоминания/Под общ. Ред. А.А. Паниной. В 2 томах. Т. 2. М., 1997. С. 291.
  • 1649 1917. СПб., 1992. С. 95.
  • Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983. С. 208.
  • Зайончковский П.А. Кризис самодержавия на рубеже 1870 -1880-х годов. М., 1964. С. 245.
  • Рууд Ч., Степанов С.А. Фонтанка, 16: Политический сыск при царях. М., 1993. . С. 90.
  • Зайончковский П.А. Указ. соч. С. 245.
  • Там же. С. 246.
  • Рууд Ч., Степанов С.А. Фонтанка, 16: Политический сыск при царях. М., 1993. С. 83.
  • Перегудова З.И. Методы борьбы Департамента полиции с революционным движением//Факел. 1990: Историко-революционный альманах. М., 1990. С. 197.
Еще
Статья