Деревянные остовы седел из могильника Боз-Адыр на Тянь-Шане
Автор: Табалдиев Кубатбек Шакиевич, Акматов Кунболот Токтосунович, Орозбекова Жазгуль
Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology
Рубрика: Археология и антропология Евразии
Статья в выпуске: 5 т.13, 2014 года.
Бесплатный доступ
Могильник Боз-Адыр - новый памятник раннего и развитого Средневековья. Расположен у с. Туура-Суу в южном Прииссыккулье. Открыт в 2011 г. в ходе планомерных археологических разведок, предпринятых совместным отрядом (с участием студентов) Кыргызско-Турецкого университета «Манас» и Новосибирского государственного университета. В течение полевых сезонов 2012-2013 гг. на памятнике были вскрыты погребения древнетюркского и монгольского времен, давшие интересный материал. Объект исследования - два деревянных остова седел, обнаруженных в погребениях монгольской эпохи. Для полного представления обстоятельств и контекста находок приводится описание курганов. Судя по конструктивным особенностям и аналогиям, рассматриваемые седла относятся к кругу изделий так называемого монгольского типа, распространенных с начала II тыс. н. э. по всей степной зоне Евразии. По-видимому, они были привнесены на Тянь-Шань в эпоху основания и расширения державы Чингиз-хана. При этом известны разные варианты седел, различающиеся, главным образом, по форме передних лук. Очевидно, применение различных типов седел было связано с разным назначением этих изделий. Судя по этнографическим данным, они играли важную роль в процессе эволюции конского снаряжения кыргызов ТяньШаня.
Кыргызстан, могильник боз-адыр, древнетюркское время, монгольское время, курганы, погребения, седло, передняя лука, типы и варианты седел, кыргызы тянь-шаня
Короткий адрес: https://sciup.org/147219095
IDR: 147219095
Список литературы Деревянные остовы седел из могильника Боз-Адыр на Тянь-Шане
- Абрамзон С. М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Фрунзе: Кыргызстан, 1990. 480 с.
- Археологические памятники Прииссыккулья. Фрунзе: Илим, 1975. 176 с.
- Вайнштейн С. И. Некоторые вопросы истории древнетюркской культуры (в связи с археологическими исследованиями в Туве)//СЭ. 1966. № 3. С. 60-81.
- Вайнштейн С. И. Историческая этнография тувинцев (Проблемы кочевого хозяйства). М.: Наука, 1972. 314 с.
- Вайнштейн С. И. История народного искусства Тувы. М.: Наука, 1974. 226 с.
- Вайнштейн С. И. Мир кочевников центра Азии. М.: Наука, 1991. 296 с.
- Гаврилова А. А. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племен. М.; Л.: Наука, 1965. 145 с.
- Даржа В. К. Лошадь в традиционной практике тувинцев-кочевников. Кызыл: Изд-во ТувИКОПР СО РАН, 2003. 184 с.
- Кирпичников А. Н. Снаряжение всадника и верхового коня на Руси IX-XIII вв.//САИ. ЕI-36. Л.: Наука, 1973. 140 с.
- Киселев С. В. Город на реке Хирхира//Древнемонгольские города. М.: Наука, 1965. С. 23-58.
- Киргизско-русский словарь/Сост. К. К. Юдахин. Фрунзе: Гл. ред. Киргизской Советской энциклопедии, 1985. Кн. 1. 504 с.
- Киргизско-русский словарь/Сост. К. К. Юдахин. Фрунзе: Гл. ред. Киргизской Советской энциклопедии, 1985. Кн. 2. 480 с.
- Кочеев В. А. Погребение II тыс. н. э. ус. Ело//Археологические исследования в Горном Алтае. Горно-Алтайск: Изд-во ГАНИИИЯЛ, 1983. С. 153-162.
- Кыргыз-Түрк Манас университетиндеги археологиялык изилдөөлөр. Бишкек, 2010. 55 с. (на кыргыз. яз.)
- Рашид-ад-дин. Сборник летописей. М.: Ладомир, 2002. Т. 1, кн. 2. 315 с. (Репринтное воспроизведение издания 1946-1960 гг.)
- Савинов Д. Г. Из истории убранства верхового коня у народов Южной Сибири (II тыс. н. э.)//Советская этнография. 1977. № 1. С. 31-48.
- Anke B., Moskalev M. I., Soltobaev O. A., Tabaldiev K. Š. Ausgrabungen auf dem Gräberfeld von Süttü-Bulak, Raj, Kočkorka, Kyrgyzstan//Eurasia Antiqua. Zeitschrift für Archäologie Eurasiens. 1997. Bd. 3. S. 513-569.