Дети в системе ГУЛАГа. 1941 - 1953 гг. (на примере Южного Урала)
Автор: Сипакова Елена Александровна
Журнал: Грани познания @grani-vspu
Рубрика: История
Статья в выпуске: 2 (12), 2011 года.
Бесплатный доступ
Рассматриваются проблемы функционирования исправительно-трудовых учреждений для несовершеннолетних на территории Южного Урала в военные и послевоенные годы.
Дети, подростки, война, безнадзорность, гулаг, исправительно-трудовой лагерь, детская воспитательная колония, трудовое обучение
Короткий адрес: https://sciup.org/14821638
IDR: 14821638
Текст научной статьи Дети в системе ГУЛАГа. 1941 - 1953 гг. (на примере Южного Урала)
Начало Великой Отечественной войны породило массу взаимосвязанных процессов и явлений, которые привели к росту детской беспризорности, безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних. Советское правительство вынуждено было в кратчайшие сроки разрабатывать и внедрять в жизнь новые формы и методы профилактики и ликвидации беспризорности и безнадзорности. Одним из таких мероприятий была организация детских трудовых и воспитательных учреждений.
Первые исправительно-трудовые лагеря для несовершеннолетних появились в 1918 г. Декреты Совета Народных Комиссаров от 14 января 1918 г. и от 6 марта 1920 г. отменили «суды и тюремное заключение для несовершеннолетних», однако уже в 1926 г. статья 12 Уголовного Кодекса позволяла осуждать детей с 12 лет за кражу, насилие и убийство, а Указ от 10 декабря 1940 г. предусматривал расстрел детей начиная с 12 лет за «повреждение железнодорожных и иных путей» [5, с. 369].
В 1930-е гг. проблема детской беспризорности, безнадзорности и преступности несовершеннолетних была решена при помощи лагерей ГУЛАГа. Власти предусматривали, что дети будут отбывать наказание в детских колониях, но зачастую дети оказывались там же, где и взрослые.
Формирование системы исправительно-трудовых учреждений для несовершеннолетних началось с принятием в 1933 г. нового Исправительно-Трудового Кодекса. Для содержания несовершеннолетних правонарушителей организовывались школы фабрично-заводского ученичества особого типа, задачей которых была подготовка квалифицированных рабочих для промышленности и сельского хозяйства и воспитание детей в духе коммунизма. С 1935 г. вводилась типизация трудовых колоний НКВД: трудовые колонии обычного типа для мальчиков и девочек; трудовые колонии с особым режимом; изоляторы для подследственных в тюрьмах. Организационная структура включала учебно-воспитательное, производственно-техническое и административно-финансовое подразделения [6, с. 127– 135].
В сентябре 1939 г. Отдел трудовых колоний для несовершеннолетних заключенных вошел в состав ГУЛАГа НКВД как самостоятельное подразделение. Необходимость такого включения мотивировалась важностью объединения руководства воспитанием и трудовым использованием несовершеннолетних заключенных. С этого времени Отдел трудовых колоний НКВД СССР стал возглавлять все трудовые колонии несовершеннолетних, в колонии должны были быть переданы все заключенные исправительно-трудовых лагерей до 18 лет. Данный факт означал, что детские трудовые колонии прекращали свое существование как самостоятельные учреждения, и многие из них вливались в состав колоний для взрослых на правах специализированных подразделений. В итоге заключенные стали активно привлекаться к обслуживанию детских колоний [3, с. 429 – 431].
Таким образом, система трудовых колоний для несовершеннолетних сформировалась к началу 1940 г. К этому времени в ГУЛАГе функционировало 50 трудовых колоний для несовершеннолетних открытого и закрытого типов. В трудовых колониях открытого типа находились подростки от 12 до 18 лет с одной судимостью или не имеющие судимости вообще (беспризорники или безнадзорники), закрытого типа – подростки, имеющие несколько судимостей.
-
1 5 июня 1943 г. было принято постановление « Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством». Согласно данному постановлению, НКВД разрешалось в дополнение к трудовым колониям, существующим для содержания детей и подростков, осужденных судами, организовывать трудовые воспитательные колонии для беспризорных и безнадзорных детей. Направлялись в детские трудовые воспитательные колонии подростки в возрасте от 11 до 16 лет, задержанные за хулиганство, мелкие кражи и другие незначительные преступления; беспризорные дети без родителей или длительное время живущие без родителей и не имеющие определенного места жительства; воспитанники детских домов, систематически нарушавшие внутренний распорядок [4, с. 256].
На территории Южного Урала в военные и послевоенные годы действовало восемь (по неполным данным) исправительно-трудовых учреждений. В феврале 1944 г. на территории Чкаловской области в введении отдела УНКВД по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью находились две колонии для несовершеннолетних:
-
– Медногорская трудовая воспитательная колония на 300 чел. (комплектование колонии происходило главным образом через детские приемники-распределители, откуда переводили трудновоспитуемых беспризорных и безнадзорных детей, совершивших мелкие кражи и хулиганство);
-
– Бузулукская трудовая колония на 500 чел. (для содержания осужденных подростков в возрасте от 12 до 18 лет) [7, д. 135, л. 17].
Однако в октябре 1945 г. трудовая колония в городе Медногорске была закрыта в связи с отсутствием производственной и сырьевой базы для организации обучения, непригодностью строений для жилья и переведена на станцию Донгуз, где на базе бывшего совхоза имени Первого мая развернули Первомайскую трудовую воспитательную колонию. Данная колония с установленным лимитом на 250 чел. была открыта для содержания беспризорных детей и подростков в возрасте от 11 до 17 лет и подростков до 18 лет, осужденных за уход из ремесленных училищ и школ фабрично-заводского обучения. В колонии было организовано трудовое обучение, воспитанники работали в сапожной, деревообрабатывающей, столярной мастерских. При колонии имелась школа, которая размещалась в отдельном здании, помимо этого организовывались предметные кружки: исторический, литературный и военный (Там же, д. 154, л. 76).
Атлянская воспитательная колония, дислоцирующаяся на территории Челябинской области, начала свою работу еще в 1935 г. Первоначально колония принадлежала к открытому типу, в ней имелись учебные мастерские, школа, где вместе с воспитанниками обучались дети сотрудников учреждения. С 1 апреля 1940 г. колонию обнесли забором, на вышках появились часовые. 27 марта 1953 г. почти всех воспитанников освободили по амнистии, оставшихся этапировали, а колонию расформировали. Однако уже через год Атлянская детская трудовая колония вновь начала функционировать [1].
-
9 июля 1942 г. в поселке Песочный Тракторозаводского района г. Челябинска была открыта детская воспитательная колония, принявшая 249 воспитанников из Атляна. В 1945 г. колонию перевели в новое помещение, построенное немецкими военнопленными и располагавшееся в Металлургическом районе города. В колонии были стадион, школа, библиотека, производственные и швейные мастерские. В 1949 г. построили новые помещения под мастерские, в которых занимались изготовлением детских лопаток и санок. Механический цех при колонии начал свою работу в том же году, здесь стали выпускать заправочные колонки и токарные станки. Колония являлась центром по борьбе с беспризорностью. Общая наполняемость в конце 1940-х – начале 1950-х гг. составляла от 450 до 500 чел. [9].
В Башкирской АССР действовали две детские трудовые воспитательные колонии – в селе Воскресенском Воскресенского района на базе бывшего мебельной фабрики «Пятилетка» на 350 воспитанников, в Уфе – на базе лесозавода № 5 на 450 человек [2, с. 129; 8, л. 518]. В детских воспитательных колониях большое внимание уделялось патриотическому воспитанию. Многие из выпускников колонии пополняли ряды Красной Армии. 19 июня 1943 г. одному из бывших заключенных – воспитаннику Уфимской трудовой колонии А. Матросову – посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В связи с этим событием 18 октября 1943 г. народный комиссар внутренних дел СССР, генеральный ко- миссар госбезопасности Л.П. Берия подписал приказ № 633 «О реорганизации Уфимской трудовой колонии для несовершеннолетних в Уфимскую трудовую воспитательную колонию имени Александра Матросова». Воскресенская колония была ликвидирована в декабре 1945 г., воспитанники переведены в детскую колонию имени А. Матросова. Бирская детская трудовая колония для несовершеннолетних находилась в 12 км от города Бирска и была организована на базе исправительно-трудовой колонии №7 НКВД БАССР. Первая партия воспитанников поступила в нее 15 октября 1943 г. [8, л. 519]. В начале 1950-х гг. началась ликвидация части мастерских детских трудовых колоний, что позволило больше внимания уделять учебной и воспитательной работе среди детей и подростков.
Таким образом, с началом Великой Отечественной войны наблюдалось значительное увеличение числа безнадзорных и беспризорных детей, что привело к открытию новых исправительно-трудовых учреждений для несовершеннолетних, главными целями которых были перевоспитание детей и подростков, их приобщение к общественно-полезному труду и дальнейшая социализация.
Список литературы Дети в системе ГУЛАГа. 1941 - 1953 гг. (на примере Южного Урала)
- Атлянская воспитательная колония: история и современность//На переломе. 1999. 4 авг.
- Блинова В.В., Хисамутдинова Р.Р. Великая Отечественная война и органы НКВД Южного Урала. Оренбург, 2007.
- ГУЛАГ: Главное управление лагерей. 1918 -1960: сб. документов. М., 2004.
- Дети ГУЛАГа. 1918 -1956: сб. документов. М., 2002.
- Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР (1917 -1952 гг.). М.,1953.
- Славко А.А. Исправительно-трудовые учреждения для несовершеннолетних правонарушителей в Советской России. 1917 -1952. Тверь, 2009.
- Центр документации новейшей истории Оренбургской области, ф. 371, оп. 8.
- Центральный государственный архив общественных объединений Республики Башкортостан, ф. 122, оп. 24, д. 44а.
- Челябинская детская воспитательная колония: история и современность//На переломе. 1999. 10 сент.