Девонские бокситы Тимана. История открытия и изучения

Автор: Плякин А.М.

Журнал: Вестник геонаук @vestnik-geo

Статья в выпуске: 3 (171), 2009 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/149128989

IDR: 149128989

Текст статьи Девонские бокситы Тимана. История открытия и изучения

Даты открытия многих месторождений либо не установлены, либо вызывают споры среди геологов. И этому существует множество причин. Главной из них, видимо, является некоторая неопределенность в самом понятии «открытие месторождения». С какого момента можно считать, что месторождение открыто, что оно уже существует?

Представляется, что «моментом» открытия месторождения является вскрытие любого рудного тела с промышленной мощностью и промышленным содержанием полезного компонента. Если при поисково-разведочных работах масштаб этого рудного тела окажется (по запасам) непромышленным, само месторождение не исчезнет, а только будет оценено как непромышленное или в крайнем случае как рудопроявление.

Исходя из такого положения, датой открытия девонских бокситов на Среднем Тимане можно считать 4 октября 1970 г. Именно в этот день из шурфа № 4 на Верхне-Ворыквинской площади была отобрана проба длиной

1.2 м, которая показала содержание в ней глинозема 41.51 % при кремневом модуле 5.42.

Иногда говорят, что открытие девонских бокситов стало чистой случайностью, и приводят занимательные истории. На самом деле это открытие является классическим примером научно обоснованного процесса геологических исследований.

Впервые обломки бокситовых пород были обнаружены В. И. Горским-Кручининым на Четласском Камне, в бассейне руч. Пурзин (вблизи площади развития девонских базальтов), при проведении геологосъемочных работ масштаба 1:200000 в 1957 г. Химические анализы показали повышенное содержание в них глинозема, но серьезного внимания им уделено не было.

В 1965—1968 гг. в центральной части Четласского Камня была проведена геологическая съемка масштаба 1:50000, направленная на поиски ред-кометалльно-редкоземельных месторождений. В верхнем течении р. Ме зени среди четвертичных отложений были обнаружены обломки бокситовых пород с содержанием A12O3 33.66 % и кремневым модулем 1.93. Этими же работами на базальтах района были выявлены коры выветривания. Аналогичные коры выветривания с аллофаном и шамозитом на базальтах установил О. С. Кочетков на Северном Тимане и в бассейне р. Шегмас на Среднем Тимане.

К концу 60-х гг. на Южном Тимане было открыто несколько месторождений бокситов раннекаменноугольного возраста. Анализ собранных по Четласскому Камню материалов позволил высказать предположение о базальтах как источнике глинозема для визейских бокситов Тимана, которое было опубликовано нами совместно с О. С. Кочетковым в Докладах АН СССР [1].

В отчете по геологической съемке было предложено организовать изучение этих кор выветривания в связи с возможной их бокситоносно-стью, что было активно поддержано В. Г. Черным. В результате в Ухтинс-

кой ГРЭ была создана партия по изучению кор выветривания, которая провела опробование всех известных проявлений на Среднем и Северном Тимане в течение 1968—1970 гг.

В 1969 г. при проведении геологической съемки масштаба 1:200000 В. М. Пачуковским в бассейне р. Во-рыквы были обнаружены обломки бокситовых пород, аналогичных обломкам, найденным в 1965 г. в бассейне р. Мезени. Содержание A1 2 O 3 в них составило 32.95—34.35 %, а кремневый модуль — 1.74—2.01. Обломки были отысканы на поверхности, но горных выработок пройдено не было. По результатам находки было рекомендовано проведение поисковых работ на бокситы.

Летом 1970 г. севернее этого места партия по изучению кор выветривания на площади развития базальтов в четвертичных отложениях обнаружила новые обломки бокситовых пород.

Осенью 1970 г. по инициативе В. Г. Черного, главного геолога по твердым полезным ископаемым УТГУ, был создан отряд для оперативного ревизионного опробования разреза бокситовых пород в районе верхнего течения р. Ворыквы. Профиль шурфов был намечен В. М. Пачуков-ским и автором статьи. 4 октября горнорабочий И. Косевских завершил проходку шурфов, а автор статьи осуществил документацию и опробование вскрытого профиля. Полная мощность бокситового пласта в шурфе не была вскрыта, но она оказалась более 1.2 м под слоем четвертичных отложений мощностью всего 2 м.

Первые пробы бокситов были тщательно изучены. Химический состав определила Г. Смирнова (УТЭ УГТУ), минералогический анализ выполнил В. В. Беляев (ИГ Коми фил. АН СССР). Он впервые в составе бокситов Среднего Тимана установил и детально описал бемит, шамозит и каолинит. Материалы исследования ти-манских бокситов нового типа легли в основу первой научной статьи [2], в которой они были классифицированы как латеритные бокситы. Они же стали основанием для начала и последующего широкого развертывания поисково-разведочных работ на латеритные бокситы сначала на Четлас-ском Камне, а затем на всей площади Среднего и Южного Тимана.

Открытие бокситов латеритного типа на Тимане вызвало большой интерес ученых и производственников.

Активную работу по организации поисковых работ возглавили В. Г. Черный и В. П. Абрамов. Уже весной 1971 г. на месте шурфа № 4 была пробурена скв. 522, впервые показавшая полную мощность первого бокситового тела — 15 м.

По профилю буровых скважин было установлено, что бокситы образуют мощные рудные тела, занимающие значительные площади, что они характеризуют новый стратиграфический уровень на Тимане — девонский. Были вскрыты полные профили латеритного выветривания по позднедокембрийским карбонатно-сланцевым породам, это дало основание для пересмотра первых представлений о генезисе бокситов, об их первичном субстрате.

С 1971 г. начались широкие маршрутные и буровые поисковые работы на бокситы вблизи первого, а именно Ворыквинского месторождения. Основываясь на полученных результатах, геологи Ухтинской ГРЭ, Института геологии Коми филиала АН СССР, ВСЕГЕИ, ВИМСа, ЛОПИ и других научных организаций приступили к исследованиям вещественного состава, условий залегания и генезиса бокситов нового типа. К 1972—1976 гг. относится большое количество научных публикаций о девонских бокситах [3—7 и др.]. В это же время были разработаны основные поисковые критерии, которые позволили целенаправленно выходить на научно обоснованные новые площади поисков.

В 1973 г. в Ухте было проведено совещание, целью которого стали обсуждение современного состояния геологической изученности Тимана и выбор основных направлений геологопоисковых и разведочных работ для выявления минерально-сырьевых ресурсов. Материалы совещания должны были способствовать решению важнейшей задачи, стоящей перед геологическими организациями Коми АССР — созданию новой рудной базы на Тимане. В работе совещания приняли участие Н. П. Лаверов, Б. М. Михайлов, В. А. Теняков, В. А. Броневой, Г. Р. Кирпаль, С. Т. Акаемов, В. В. Воронцов, В. В. Беляев и др. Здесь впервые была представлена генетическая классификация среднетиманских бокситов [8].

В Ухтинской ГРЭ в составе Чет-ласской партии была создана тематическая группа для обобщения материалов по бокситам под руководством

В. А. Лебедева. Позже в ее составе трудились В. М. Тарссин, Б. А. Яцкевич и другие геологи, изучавшие вещественный состав девонских бокситов, условия их образования и залегания.

Вслед за Верхневорыквинским вскоре были открыты новые месторождения бокситов аналогичного или близкого типа: Вежаю-Ворыквинское (Верхневорыквинское позже стало одной из залежей крупного Вежаю-Ворыквинского месторождения), Верхнещугорское, Восточное, Заост-ровское, Светлинское.

Большую работу непосредственно на поисках в первые годы провели В. Г. Колокольцев, Г. К. Шароева, Г. П. Гуляев, М. И. Ферапонтов, В. И. Иотов, Э. М. Рапп и другие геологи и техники УГРЭ. Позже полевые работы по поискам, оценке и разведке среднетиманских месторождений бокситов выполняли Р. П. Шкель-дин, В. И. Сиротин, И. Ф. Любинский, В. А. Кретов, В. А. Кретова, К. А. Москаленко, Н. С. Тимошкина, Ю. К. Крылов, И. В. Михайлов, Е. В. Беспалов, В. К. Маханов и др.

В бокситах Верхнещугорского месторождения были установлены высокие концентрации ниобия. Детальным исследованием поведения этого и других элементов в процессе выветривания занимался В. В. Лихачев [9]. В пределах этого же месторождения были выявлены полиметаллические руды. Большую работу по изучению нового типа бокситов выполнили ученые Института геологии Коми НЦ УрО РАН. Главным уче-ным-бокситчиком республики стал В. В. Беляев. Он детально исследовал полные профили коры выветривания и вещественный состав бокситов, написал целый ряд научных статей по бокситам и корам выветривания Тимана [10, 11 и др.] Девонским бокситам посвящена его с соавторами монография [12]. В. В. Беляевым на основании многолетних исследований была дана перспективная оценка Среднего Тимана в отношении девонских бокситов и намечены новые площади для постановки поисковых работ. Он исследовал поведение лития, бора и других элементов в коре выветривания докембрийских и девонских пород и бокситах [13, 14]. Много лет исследованием среднетиманских бокситов, их минералогии и геохимии занималась И. В. Швецова [11, 12].

Работы ученых Института геологии всегда находили полную и всестороннюю поддержку директоров инсти- тута, известных ученых М. В. Фишмана и академика Н. П. Юшкина.

Работами ухтинских геологов в короткие сроки были выполнены все стадии поисковых, оценочных и разведочных работ, и уже в 1977 г. промышленные запасы бокситов Вежаю-Ворыквинского месторождения были утверждены в ГКЗ СССР.

Открытие девонских бокситов на Среднем Тимане позволило создать в Республике Коми новую минеральносырьевую базу — базу алюминиевой промышленности. На этой базе вот уже более 15 лет работает бокситодобывающий рудник, поставляющий сырье для глиноземных и алюминиевых заводов Урала. В ее создании основную роль сыграли производственники и ученые республики.

Разработаны проекты развития в республике глиноземного и алюминиевого производства, осуществление которых завершит полный цикл работ по освоению бокситовых месторождений Среднего Тимана на территории Республики Коми.

Список литературы Девонские бокситы Тимана. История открытия и изучения

  • Кочетков О. С., Плякин А. М. Новые материалы к происхождению визейских бокситов // ДАН СССР, 1969. Т. 187, № 6. С. 1350-1353.
  • Колокольцев В. Г., Пачуковский В. М., Плякин А. М., Беляев В. В. Палеозойские латериты на Тимане // Разведка и охрана недр, 1971. С. 18-21.
  • Плякин А. М. Формирование и размещение среднетиманских латеритных бокситов // Советская геология, 1973. № 4. С. 119-122.
  • Беляев В. В., Швецова И. В. О материнских породах среднетиманских бокситов // Геология, магматизм и металлогения Тимана. Сыктывкар-Ухта, 1973. С. 50-51.
  • Абрамов В. П., Смирнов В. Г., Лысов Ю. М., Плякин А. М. и др Минерально-сырьевая база для создания глиноземного производства в Коми АССР // Сырьевые ресурсы и перспективы развития европейского Северо-Востока и севера Урала. Сыктывкар, 1976. С. 71-77.
Статья