Диагностика рака молочной железы в Республике Хакасия
Автор: Дыхно Ю.А., Черненко О.Н.
Журнал: Сибирский онкологический журнал @siboncoj
Рубрика: Лекции
Статья в выпуске: S2, 2008 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14055056
IDR: 14055056
Текст обзорной статьи Диагностика рака молочной железы в Республике Хакасия
Особую тревогу в мире вызывают рост заболеваемости и смертности от рака молочной железы (РМЖ). Изучение онкологической заболеваемости, ранняя диагностика и профилактика злокачественных новообразований (ЗНО) являются одним из приоритетных направлений отечественного здравоохранения.
Проблема РМЖ для Республики Хакасия (РХ), как и для многих других регионов страны, становится все более важной из-за неуклонного роста заболеваемости, увеличения его удельного веса среди других злокачественных новообразований у женщин. Анализ заболеваемости ЗНО населения Республики Хакасия за 2005–2006 гг., показал некоторое превалирование данной патологии у женщин (53,3 %), по сравнению с мужчинами. В структуре онкологической заболеваемости рак молочной железы стоит на первом месте (11,9 %), на втором – рак кожи (6,9 %), на третьем – рак шейки матки (5,1 %).
Средний показатель заболеваемости РМЖ в Республике Хакасия за 2005–2006 гг. составил – 26,5 0/0000, что ниже, чем в РФ, – 58,7 0/0000, (Чиссов В.И., Старинский В.В., 2004). Анализ индекса накопления контингентов больных РМЖ показал колебательный восходящий тренд, с увеличени- ем с 6,2 (2001 г.) до 7,5 (2005 г.). Темп прироста составил 0,2 %. Максимальный уровень онкологической заболеваемости РМЖ отмечается в возрастной группе 45–49 лет, достигая своей кульминационной точки в возрастной группе – 50–54 года. Второй пик заболеваемости приходится на возраст старше 70 лет. Среди городского населения республики РМЖ за указанные годы встречается чаще, чем у сельских жителей, и составляет в среднем 71 %.
Уровень показателя запущенности злокачественных новообразований в РХ на протяжении 5 лет остается практически неизменным и достаточно высоким. Так, 26,6 % имели I–II стадии заболевания, в т.ч. IIb стадию – около 50 % из всех больных со II стадией, или 18,2 % от всех больных РМЖ с впервые установленным диагнозом. При профосмотрах выявлено лишь 9,1 % больных. В последние годы в связи с низким уровнем доступности бесплатной медицинской помощи почти одна треть больных РМЖ берется на учет при IV стадии процесса (36,2 %), причем 6,7 % из них не доживают до одного года с момента установления диагноза (РФ – 37,6 %).
Раннее выявление РМЖ создаёт прочную основу для выполнения органосохраняющих операций, в том числе с определением сторожевого лимфоузла. Мы придерживаемся точки зрения, что ранний РМЖ – это преинвазивный, а также «микроинвазивный» рак, который на сегодняшний день составляет мизерный процент (6,9 %). К сожалению, «минимальный» рак, – это не всегда ранний РМЖ.
Как известно, снижение смертности от РМЖ и успехи в лечении во многом определяются ранней диагностикой заболевания: при I стадии 5-летний срок переживают 90–95 % больных; при IV – менее 10 %. Большинство заболевших сами обнаруживали у себя опухоль.
Выявленные таким путем новообразования, к сожалению, не соответствовали ранним стадиям процесса. Очевидно, что для улучшения результатов диагностики и лечения должен быть скрининг. Эффективность высоких технологий и имеющегося уникального оборудования в РХ остается недостаточной. Данный факт требует пристального внимания к систематическому изучению состояния здоровья женщин и проведению профилактических оздоровительных мероприятий учреждениями здравоохранения республики.