Диалектика новой парадигмы развития

Автор: Ряполов О.А., Микрюков А.А.

Журнал: Мировая наука @science-j

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 8 (53), 2021 года.

Бесплатный доступ

Анализ показывает, что диалектика развития общественного института денег претерпела качественные изменения, об этом говорит переход общества к кредитным деньгам. Авторы доказывают, что форма кредитных денег, т.е. денег, которые отражают всеобщий обмен вообще товаров и не привязаны к конкретному товару, в сущности, являются абстрактными деньгами. Отсюда делается вывод, что современный оборот капитала в парадигме абстрактных денег переходит в новое качество - неограниченного ресурса общества.

Диалектика, абстрактные деньги, оборот капитала, ресурс, развитие

Короткий адрес: https://sciup.org/140266215

IDR: 140266215   |   DOI: 10.46566/2541-9285_2021_53_37

Текст научной статьи Диалектика новой парадигмы развития

Развитие института денег, как любой диалектический процесс, неизбежно вернёт нас в исходную точку туда, откуда процесс, зародившись, совершал движение через свою противоположность к самому себе. Первым признаком, который указывает на причину появления денег, является обмен. При этом равный обмен неравных сущностей, возникновение которых только и возможно при разделении общественного труда. Одновременно с этим фактом нам известно, что на протяжении длительного времени (возможно около двухсот тысяч лет) при уже существующем разделении общественного труда внутри общины и, соответственно, обмена разного труда, деньги не возникают в материальной форме. Вернее, они выражаются в эквиваленте общественной справедливости и целесообразности выживания общины, т.е. имеют абстрактную форму. В сущности абстрактные деньги прошлого выражали потенциал общины, её ресурс развития. Направляемый в различные сферы общественной деятельности, ресурс общины, возрастая в ходе указанной деятельности, совершив оборот, вновь приобретал форму возросших абстрактных денег — справедливого обмена, распределения материальных жизненных благ. Пока этот оборот ресурса совершался внутри общины, где были понятны и соизмеримы через общинную справедливость все нюансы частей общего ресурса то деньги — эквиваленты справедливости, оставались абстрактными, но как только возникла потребность обменять часть ресурса за пределами общины 1 , так абстрактные деньги устремились к своей противоположности материальным деньгам, к материальной форме денег.

Нет необходимости повторять хорошо исследованную историю диалектической трансформации денег через различные материальные формы, которая совершалась на протяжении последних пяти тысяч лет. Достаточно указать, что конкретные формы определялись величиной возрастающего обмена сначала в первых государствах древности, а в последнее время с ускорением в феодальных национальных государствах и в нарастающем международном обмене. Единичный обмен требовал разнообразия товарных денег от верблюдов у бедуинов до раковин моллюсков у китайцев. Обмен между народами порождал металлические деньги — серебро, золото. Расширение обмена и его разнообразие вводят в общественный оборот бумажные деньги привязанные к величине золотого запаса. Мировой обмен огромной массы дешевых товаров потребовал удешевлять бумажные деньги, уменьшая в них золотую крупицу. Производство золота просто уже не успевало за производством товаров, и таким образом терялся всякий смысл привязывать одну тысячную, а в дальнейшем и одну миллионную грамма золота к единичной бумажной банкноте. Чем дороже становилось золото, тем меньше его оставалось в бумажном эквиваленте. Человеческое общество в своем развитии подошло к кредитным деньгам, как форме абстрактных денег во всё ещё капиталистической действительности. На этот факт указал ещё Карл Маркс, что с развитием общественного процесса производства и на его более высокой ступени развития человечество перейдет к кредитным деньгам 2 . Широкой материальной основой к использованию кредитных денег, порожденных глобальным обменом, и отказу от привязки денег к конкретному товару, послужил телеграф и электронно вычислительные машины. Ускорению процессу придал интернет, заменивший телеграф.

Теперь деньги олицетворяют абстрактный обмен всех товаров вообще, и таким образом обмен вообще. Всеобщий абстрактный процесс обмена породил и соответствующую материальную форму денег — безналичные деньги, записи в учетных организациях, а производство денег в форме кредита кредитора последней инстанции, которым выступает центральный банк. Для производства денег, в указанной системе общественно-производственных отношений, достаточно вбросить в расширение производства товаров некоторую величину кредита, чтобы совершив оборот, часть денег осталась в общественном воспроизводстве или в виде записи на счете производителя, или в виде товарной массы на складе, отражая возросший товарный обмен. При этом совершенно безразлично добавил кредитор последней инстанции денег в кредит из своих запасов или произвел эмиссию, так как деньги, находящиеся в резервах центрального банка и не участвующие в общественном обороте товаров, не существуют для указанного оборота вообще, до тех пока они не материализуются в кредите. В сущности деньги центрального банка активы или эмиссия — это и есть потенциал общественного ресурса, который реализуется в организации материального производства. Абстрактный характер этих денег обеспечивает их неограниченное возрастание через кредит материального производства, и таким образом задача сводится к организации сбалансированного по спросу и предложению расширенного общественного воспроизводства.

На этом пути стоят капиталистические отношения, где неограниченный ресурс общества, при переходе к абстрактным деньгам, зажат узкой формой капитала, когда частная инициатива уже не может реализоваться с наибольшей эффективностью, не выходя за границы капитала. Оставаясь в парадигме противопоставления — «капитал-рабочая сила», расширение общественного производства перманентно воспроизводит разрывы в обороте капитала, требуя всё нового и нового кредита, пока система не приходит в равновесие через очередной кризис перепроизводства, который с определенного времени поднялся с национального до мирового уровня. Диалектическое развитие любого процесса содержит в себе не только противоречие, но и разрешение противоречия через самого себя. Разрыв в обороте капитала за его границей в парадигме абстрактных денег, отражающих всего лишь будущий ресурс общества, становится решением в динамичном общественном развитии, где частная инициатива реализуется с наибольшей эффективностью.

Современный процесс расширенного общественного воспроизводства подразумевает кредит центрального банка опосредованно через систему кредита или рефинансирование коммерческих банков производителю, который производит общественно значимые товары. Наиболее общественно значимые для потребителя товары имеют наибольшую общественную стоимость, выраженную высокой ценой на потребительском рынке, которая недоступна для определенной категории потребителей. Невозможность производителя реализовать свой дорогой, но общественно значимый товар и, соответственно, вернуть кредит коммерческому банку, а последнему погасить долг перед центральным банком, заставляет коммерческие банки использовать систему рефинансирования — получение дополнительного кредита для смены одного заёмщика (производителя) на другого (потребителя), для возврата первого кредита и для поддержания устойчивого оборота дорогих товаров. По существу устойчивого оборота денежного капитала. При этом второй кредит не выражает стоимостных отношений, они реализованы в первом кредите. Указанное обстоятельство открывает неограниченные возможности для всех участников процесса при балансе между спросом и предложением.

Первый кредит, т.е. вся денежная масса за минусом заработной платы и налогов участников сферы производственных потребителей, остается в обороте. Ей противостоит произведенная масса товаров, и чем выше стоимость указанных товаров, тем дольше деньги находятся в обороте производственной сферы. В общественной стоимости товаров, выраженной в их цене, заложены процент центрального банка, процент коммерческого банка и прибыль производителя — заёмщика первого кредита. Поэтому, когда на рынке возникает второй кредит, цель которого ликвидировать разрыв в обороте капитала первого кредита, и таким образом вернуть деньги в исходный пункт, он покрывает все издержки, и в нём содержатся все доходы участников, а также дополнительные доходы от второго кредита, получаемые центральным и коммерческим банками от нового заёмщика. При этом второй кредит, как было замечено ранее, не несет в себе стоимостных отношений, он всего лишь меняет местами слагаемые — одного заёмщика, у которого вместо полученных от первого кредита денег на руках находится товар, на другого заемщика, у которого деньги с убедительно доказуемой вероятностью будут появляться с постоянной периодичностью частями на протяжении долгого времени3. От перестановки заёмщиков, реализуемой посредством второго кредита, не возникает ни новой стоимости, ни новой прибавочной стоимости, ни новой материальной ценности. Именно поэтому деньги второго кредита появляются на потребительском рынке мимолетно, только для того, чтобы учесть первый кредит, и таким образом завершить оборот капитала по известной формуле Д— Т—Д', а товар от производителя переместить к потребителю. Ни деньги первого кредита, остающиеся в обороте производственного потребления, ни деньги второго кредита, появляющиеся в сфере личного потребления исключительно на день подписания тройственного договора купли-продажи, как финансовый инструмент ипотеки, не вызывают инфляции, если спрос точно равен предложению. При всех остальных случаях мы будем наблюдать или перепроизводство товаров, или перепроизводство денег. Равновесие достигается инструментарием целевого спроса, когда под существующие мощности производства мы имеет целевой, но разнообразный спрос индивидуальных предпочтений. Одной единице целевого спроса противостоит одна единица определенного целевого предложения как в материальном, так и в денежном выражении. Тогда, используя финансовый инструмент центрального банка, имеется возможность уменьшить величину второго кредита до размеров, которые без риска для кредитных организаций расширят круг потребителей в рамках целевого спроса, обеспечат доходную часть коммерческих банков, ускорят оборот и возрастание капитала, а также резко повысят благосостояние, участвующих в целевом спросе потребителей.

Финансовый инструмент центрального банка, который определен действующим законодательством Российской Федерации, обеспечивает возможность выпуска облигаций и передачи их в доверительное управление уполномоченному органу. Также законодательством относительно доверительного управления предусмотрены ограничения и целевое использование активов, находящихся в доверительном управлении. Использование указанных облигаций центрального банка в целях погашения большей части второго кредита решает все перечисленные выше задачи для заёмщиков первого кредита, коммерческих банков и заёмщиков второго кредита.

Задача расчета баланса между спросом и предложением вполне тривиальна и легко решается современными методами вычислений, достаточно определить ресурсы и возможности производителей, рассчитать под ресурсные возможности спрос, обеспечить целевое коммерческое кредитование производителя, обеспечить целевое коммерческое кредитование спроса и уменьшить через финансовый инструмент центрального банка величину кредита спроса. Тогда планово расширяя целевой спрос под плановое расширение ресурсов, мы на протяжении длительного времени, в сущности неограниченно, обеспечиваем высокие темпы развития независимо от мировой конъюнктуры.

Произведенные авторами предварительные расчеты при использовании указанных выше как финансовых, так и расчетных инструментов, основанных на современных решениях расчета цифровых межотраслевых балансов, показывают, что в течении 9-11 лет темпы экономического развития могут быть на уровне 25-28% ежегодного роста.

Капитал, за его границами, выступает общественным ресурсом, где с наибольшей эффективностью реализуется частная инициатива. Этому свидетельствует институт денег, как и другие явления в капиталистической действительности, возвращающие нас в свою исходную точку — к абстрактным деньгам, которые раздвигают горизонт возможностей для стремительного развития частного дела, в основе которого лежит стремительное возрастание благосостояния каждого члена общества, а значит в полной мере реализация общественного интереса.

Список литературы Диалектика новой парадигмы развития

  • Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание второе. Т.25. Ч.I. / К. Маркс. Капитал. Т.3. Часть первая. - М.: ГИПЛ, 1961. - С. 348-350.
  • Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание второе. Т. 13. К. Маркс. К критике политической экономии.- М.: ГИПЛ, 1959. - С.49.
  • Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ. О центральном банке Российской Федерации (Банке России). Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 28, ст. 2790.
  • Федеральный закон от 17 мая 2007 года № 82-ФЗ. О банке развития.
Статья научная