Диалог Г. Гауптмана с античностью. Поздняя драма «Ифигения в Дельфах»

Бесплатный доступ

Статья посвящена проблеме осознания поздним Г. Гауптманом античной эпохи, что не только раскрывает более глубокое, чем в ранние годы, чувство трагического в драмах Г. Гауптмана, но и проясняет специфику личности писателя, креативного процесса становления, связанного с перетолкованием прежних творений, восприятием их в качестве личной традиции, подлежащей пересмотру и обновлению. Этому соответствуют и цели работы: выявить своеобразие философского диалога с античностью, предпринятого Г. Гауптманом в его поздние годы; раскрыть характер философской саморефлексии драматурга; обосновать принципы личного мифотворчества писателя; осмыслить его новую мифопоэтическую образность; показать на примере драмы «Ифигения в Дельфах» важность хтонической первоначальности для Гауптмана. В ходе анализа было выявлено, что, сохраняя прежний взгляд на античность с позиции тотального одухотворения, драматург ведет тот диалог с древней эпохой, в котором главной становится тема бессмертия, заложенная в основу его субъективного мифотворчества. Оно, связанное с древними подземными силами первоначальности, осознаваемыми Гауптманом в качестве бессмертных основ всего сущего, способствует пересмотру принципа древних мистерий - движение к свету из непроглядной тьмы. Гауптман творит свой собственный миф, содержанием которого является выход из света и низвержение во тьму, что означает для него возвращение к истокам - к хтоническим корням. Они, являясь началом всякого бытия, призваны, с точки зрения драматурга, способствовать новому рождению мира и человека. Было установлено, что под пером Гауптмана позднего периода кардинально меняется картина мира, представленная в контексте поэтической метафоры захода солнца. Смена мифопоэтической образности, когда житие солнечного дня трансформируется в житие лунной ночи, логически вытекает из раздумий Гауптмана о живительной тайне природной мистики и составляют ту сущность новой религии, которая наиболее полно раскрывается в драме «Ифигения в Дельфах». Дочь Агамемнона, возвращаясь в чертоги Гекаты и Персефоны, не только ощущает необходимость своего низвержения, но и воспринимает его как своего рода новое возрождение собственной личности, утраченной ранее субъектности. Попытка обретения душевного покоя в свете дня приносит лишь страдания, тогда как вход во тьму становится для Ифигении высшим благом, получением того бессмертия, мысли о котором пронизывают позднее творчество Гаупмана.

Еще

Мифопоэтика, тьма, свет, хтоническая первоначальность, креативность, пересмотр, обновление, новая религия

Короткий адрес: https://sciup.org/147241902

IDR: 147241902   |   DOI: 10.17072/2073-6681-2023-3-145-154

Список литературы Диалог Г. Гауптмана с античностью. Поздняя драма «Ифигения в Дельфах»

  • Аствацатуров А. Г. Герменевтическая прелюдия // Человек эпохи модерна: герменевтика субъекта в немецкоязычной культуре XVIII-XX веков. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2020. C.14-36.
  • Нипа Т. С. Античный цикл драм Герхарта Гауптмана: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М.: МПГУ, 2001. 16 с.
  • Шарыпина Т. А. Драматургия позднего Г. Гауптмана и новый взгляд на немецкую литературу XX века // Новые российские гуманитарные исследования. 2010. № 5. URL: http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/articles-germaniya/shary-pina-dramaturgiya-pozdnego-gauptmana.htm (дата обращения: 20.11.2021).
  • Холмагорова И. Г. Гауптман. Драма заката. М.: ГИТИС, 2012. 224 с.
  • Aretz S. Der Opferung der Iphigenia in Aulis. URL: https://www.perlego.com/book/725482/die-opferung-der-iphigenia-in-aulis-pdf (дата обращения: 11.12. 2022).
  • Bachofen J. Versuch über die Gräbersymbolik der Alten. Basel: Bahnmaier, 1857. 426 s.
  • Behl C. F. W. Wege zu G. Hauptmann Coslar -zwiesprache mit G. Hauptmann. München. 1949. 427 s.
  • Burckhardt J. Griechische Kulturgeschichte. Berlin - Stutgart: Verlag von W. Spemann, 1923. 520 s.
  • Gebrard A. G. Hauptmann. Sein Ruhm ver-blassst. Marburg: Tectum Verlag. 2010. 95 s.
  • Hauptmann G. Abenteuer meiner Jugend. Berlin und Weimer: Fischer Verlag, 1980. 901 s.
  • Hauptmann G. Griechische Frühling. Berlin: Fischer. 1908. 226 s.
  • Hauptmann G. Sonnen. Meditationen. Berlin: Fischer. 1942. 28 s.
  • Hauptmann G. Tagebuch 1892 - 1894. Frankfurt am Main: Propyläen, 1985. 282 s.
  • Hauptmann G. Tintoretto. Das Gesammelte Werke in zwölf Bänden. Berlin: Fischer. 1942. B. 12. S. 3-27.
  • Hauptmann G. Iphigenie in Delphi. Ausgewälte Werke in acht Bänden. Berlin: Aufbau-Verlag. 1962. B. IV. S. 453-619.
  • Leppmann W. G. Hauptmann. Leben, Werk und Zeit. Bern: Scherz Verlag. 1996. 415 s.
  • Machatzke M. Geistige Welt um 1900. G. Hauptmann. Tagebücher 1897 bis 1905. Anmerkungen des Herausgebers. Frankfurt am Main: Propyläen. 1989. S. 687-733.
  • Michaelis R. Der schwarze Zeus & G. H. zweiter Weg. Berlin: Arcon Zerlag. 1962. 480 s.
  • Petrovic A. Zwischen Tradition und Zeitbezug. G. Hauptman Atriden Tetralogie. URL: https://www. grin.com/document/149110 (дата обращения: 11.11.2011).
  • Rode E. Psyche. Seelenkult. Tübingen: J. C. B. Mohr, 1907. 454 s.
  • Sprengel P. Die Wirklichkeit der Mythen. Untersuchungen zum Werk G. Hauptmann. Berlin: S. Steineke. 1984. 230 s.
  • Sprengel P. Der Dichter stand auf hoher Küste. G. Hauptmann in Dritten Reich. Berlin: Propyläen. 2009. 400 s.
  • Tempel В. Ein Versuch über G. Hauptmann künstlerisches selbstverstöndnis URL: https://doc-player.org/110918307-Bernhard-tempel-alkohol-und-eugenik-ein-versuch-ueber-gerhart-hauptmanns-kuenstlerisches-selbstverstaendnis.html (дата обращения: 12.12.2022).
  • Voigt F. G. Hauptmann und Shakespeare. Ein Beitrag zur Geschichte des Fortlebens Schakespear's in Deutschland. Breslau: S. Steineke 1938. 152 s.
  • Voigt F. Hauptmann und die Antike. Berlin: E. Schmidt. 1965. 291 s.
Еще
Статья научная