Дифференциация типов общественного участия в социальных исследованиях
Автор: Парма Роман Васильевич
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Политические процессы и практики
Статья в выпуске: 5, 2022 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются подходы к выделению различных типов общественного участия. Исходя из сферы деятельности, общественное участие подразделяется на политическую и неполитическую активность. Направления деятельности позволяют классифицировать общественное участие по определенным типам активности; уровни общественного участия задаются масштабом действий; разнообразные формы общественного участия позволяют подразделять действия по определенным мероприятиям. При измерении интенсивности общественной активности акцент делается на приложении усилий участников для достижения цели. Характер общественного участия заключается в распределение активности, исходя из конвенциональности и радикальности действий.
Общественное участие, гражданский активизм, общественные движения, протестные настроения, политическая мобилизация
Короткий адрес: https://sciup.org/170195962
IDR: 170195962 | DOI: 10.31171/vlast.v30i5.9236
Текст научной статьи Дифференциация типов общественного участия в социальных исследованиях
Такие видные российские исследователи, как Л. Никовская и И. Скалабан, понимают общественное участие как «процесс вовлечения и поддержания взаимодействия субъектов общественных отношений, осуществления целенаправленных или реактивных действий по совместному достижению значимого результата», тогда как гражданское участие представляет собой процессы, при помощи которых граждане прямо или опосредованно влияют на принятие властями общественно значимых решений [Никовская, Скалабан 2017].
Сферы общественной активности. По мнению исследователей, общественное участие происходит за пределами личных и экономических отношений, включает в себя совокупность видов социальной, гражданской и политической активности. При этом происходит размывание границ между различными видами общественного участия. При реализации гражданами общественно значимых проектов и акций наблюдается расширение сетевых связей индивидов. В целом в мире наблюдается перетекание общественной активности из политической сферы в социальную, что объясняется доминированием государства в диалоге с обществом, манипулированием общественным мнением и патерналистскими установками граждан.
Среди оригинальных классификаций общественного участия заслуживает внимание классификация С.В. Патрушева, который, рассматривая проблему слабой вовлеченности граждан в принятие политических решений, выделил два ее основных типа: гражданское участие и гражданское действие. Первый подразумевает публичную активность адаптивного характера, направленную на достижение базовых ценностей на индивидуальном и на коллективном уровнях. Гражданское участие может выражаться через деятельность отдельных индивидов, стремящихся реализовать свои базовые ценности для решения внутрисемейных проблем; через деятельность коллективов, чьи интересы направлены на решение общегрупповых проблем; через общественные объединения, которые борются за права всего населения или его большинства; через глобальных акторов, чьи действия направлены на реализацию базовых прав и свобод в рамках международной системы прав человека. Второй тип представлен публичной активностью неадаптивного характера, направленной на реализацию базовых прав и свобод в процессе корректировки институциональных практик и их ценностных и нормативных оснований. В данном случае на первый план выходит ориентация не на индивидуальные интересы, а на коллективное благо, тесно связанное с базовыми правами человека. Однако гражданское действие может иметь индивидуальный и коллективный характер. Именно уровень развитости гражданского общества определяет соотношение гражданского действия и гражданского участия [Патрушев 2011].
В свою очередь, Н.Н. Седова в гражданском активизме выделяет политические и неполитические сферы деятельности, причем неполитическая сфера по интенсивности общественного участия превалирует над политической сферой. Согласно данным социологических исследований, участие в неполитических объединениях значительно более распространено, чем участие в политических организациях. Вместе с тем политическое и неполитическое участие тесно между собой взаимосвязаны. Исследователь выявляет следующую закономерность общественного участия: «чем выше степень включенности граждан в неполитические формы и практики гражданского активизма, тем выше и более деятельна их политическая включенность» [Седова 2014]. Политическая и неполитическая активность дополняют и усиливают интенсивность общественного участия.
Исследователи А.А. Бекшенева и Н.Н. Ягодка выделяют в общественном участии две составляющие – политическую и гражданскую активность. Политическая составляющая сосредоточена на выражении инициативы по улучшению законодательства, изменении государственного устройства, взаимодействии с органами власти. Политическая активность выражается в участии в выборах, акциях (собрания, пикеты, демонстрации, шествия), дискуссиях, состоящих в обсуждении острых социальных проблем, начиная с бытового уровня и заканчивая экспертным. Гражданская активность имеет бóльшую распространенность в обществе, поскольку охватывает социальную, культурную и экономическую сферы общества [Бекшенева, Ягодка 2020].
Направления общественной активности. Наряду со сферами общественного участия исследователи подразделяют активность граждан по направлениям деятельности. Оригинальная классификация общественного участия пред- ставлена в работах А.М. Евлегиной, которая рассматривает его в рамках четырех основных направлений активности граждан:
– добровольческой (волонтерской) инициативы, суть которой – безвозмездное оказание людям помощи и услуг. Данный вид гражданской активности является самым массовым, поскольку в него вовлечены все возрастные категории населения;
– политической и электоральной активности, которая проявляется прежде всего во время избирательных кампаний. Данный вид активности направлен на создание политических партий и движений, а также участие в выборах различных уровней. Сюда входят и негативные проявления политической активности: бунты, восстания, митинги, пикеты и т.д.;
– конфессиональной активности, которая представлена в трех измерениях: через традиционное проявление религиозности, выраженное в посещении храмов и монастырей, служб в церкви и т.д.; через участие в тайных религиозных сообществах, сектах и кружках; через участие в религиозных движениях радикального характера;
– кибер- или интернет-активности, которая проявляется посредством различных социальных сетей, блогерской деятельности и краудсорсинга. Данный вид активизма на сегодняшний день является одним из самых распространенных, поскольку с развитием технологий человеку гораздо проще проявлять свою гражданскую позицию либо осуществлять мобилизацию и координацию действий участников [Евлегина 2016].
Уровни общественной активности. М.С. Круглова акцентирует свое внимание на масштабе и характере гражданской активности, разработав классификацию структурно-содержательных уровней. В основе «пирамиды» находится локальный уровень, на котором сталкиваются интересы отдельных индивидов, неорганизованных групп, и которые носят во многом социально-бытовой характер. Следующим в иерархии стоит городской уровень, на котором происходит взаимодействие организованных социальных групп, обсуждающих общественно значимые проблемы, связанные с вопросами инфраструктуры, экологии, строительства социальных объектов. Для данного уровня характерно наличие горизонтальных связей. Далее за городским уровнем следует региональный уровень, который имеет ярко выраженную политическую основу. Данный уровень характеризуется решением исключительно социально значимых задач при участии большого числа граждан и привлечением существенных ресурсов. Отличительной особенностью данного уровня является отсутствие личных корыстных интересов среди участников, задействованных в каком-либо предприятии. Следующим идет федеральный уровень гражданской активности, которая происходит сугубо в политической плоскости, подразумевает привлечение больших масс населения и имеет своей целью достижение политических результатов государственного масштаба: проведение выборных кампаний, создание политических партий и т.д. Замыкает иерархию уровень под названием «политическая деятельность», который сосредоточен на том, чтобы проявлять активность для достижения политических целей и решений, которые направлены на улучшение социально-экономического положения всего населения [Круглов 2014].
Формы общественной активности. В целом, общественное участие включает в себя множество форм, которые отражают способы и виды действий. Наиболее важными из них считаются те, которые способны влиять на решения органов власти с целью снять проблемы и удовлетворить интересы граждан. В классификации К.В. Подъячева на первое место поставлена гражданская активность в виде массовых акций – народных шествий, демонстраций, собраний, митингов, поскольку они являются очень важными проявлениями активности граждан и закреплены на законодательном уровне (в Конституции РФ). Однако здесь следует четко различать «гражданские» и «политические» акции, формы которых зачастую имеет схожий характер, а цели различаются.
На втором месте стоит так называемый гражданский контроль, который не является распространенным видом гражданской активности и не имеет однозначной трактовки своего значения, поскольку существуют различные формы его применения. Распространенным значением данного вида общественного участия является наблюдение со стороны населения за деятельностью властных органов и коррекция принимаемых государством решений. Необходимое условие для осуществления гражданского контроля – наличие необходимого образования и профессиональных качеств у наблюдателей. Гражданский контроль подразделяется на два подвида: инициативный контроль со стороны граждан и инициативный контроль со стороны институтов публичной власти.
Третье место занимает финансовое участие, которое выражается в осуществлении влияния на процесс равномерного и справедливого распределения финансовых средств институтов публичной власти. Данный вид гражданской активности позволяет гражданам участвовать в различных государственных грантах, социальных заказах для реализации публичных инициатив.
На четвертом месте приведена образовательная и информационная активность. Данные виды активности предполагают расширение сферы дополнительного образования в виде публичных семинаров, мастер-классов, курсов повышения квалификации, онлайн-тренингов, различных консультаций и т.д. Такой вид не дает быстрого эффекта, но направлен на накопление знаний и профессиональных навыков в процессе социализации [Подъячев].
Классификация общественного участия И.В. Троцук и Е.А. Савельевой выглядит как вариант набора самых важных и актуальных видов активности. Исследователи акцентируют свое внимание на политической активности: участии в организации выборных акций, в референдумах, опросах и создании политических партий; общественном контроле как участии в предприятиях, которые ориентированы на контроль органов государственной власти либо на объединение идейно вдохновленных граждан в профессиональные союзы для отстаивания гражданских интересов; социальной помощи как организации благотворительных учреждений, фондов, а также деятельности в рамках волонтерских движений [Троцук, Савельева 2017].
Интенсивность общественной активности. В зарубежных исследованиях встречаются классификации общественного участия, которые акцентируют внимание на усилиях, масштабе и частоте взаимодействия. Так, исследователи Дж.С. Милошевич-Дордевик и И.Р. Зезельдж разделяют общественное участие, которое обусловлено социально-экономическими проблемами и желанием самореализации, на гражданскую активность мягкого и жесткого типов. «Мягкая активность» заключается в выражении гражданами своего мнения и способности убеждать, «жесткая активность» требует приложения усилий в решении и предполагает непосредственное участие в сборе петиций, проведении собраний и митингов. Различные ситуации и потребность в самовыражении создают новые виды общественного участия [Milosevic-Dordevic, Zezelj 2017].
Западные исследователи Дж. Прис и Б. Шнейдерман сформулировали такую структуру гражданской активности, которая выявила четыре последователь- ных уровня общественного участия: прочтение (общее толкование проблемы и нахождение путей ее решения), содействие (непосредственное участие граждан в разрешении проблемы), сотрудничество (взаимодействие в процессе разрешения проблемы с учетом форс-мажорных ситуаций) и лидерство (характеризуется масштабом проблемы и определенными возможностями индивида для ее разрешения) [Preece, Shneiderman 2009]. При этом число индивидов при переходе от одного уровня к другому постепенно уменьшается.
Характер общественной активности. В целом общественное участие имеет три траектории возможных изменений социального порядка. Первая траектория заключается в умеренных требованиях и действиях оппозиции, характеризуется как агитационный активизм, состоящий в участии и организации протестных действий. Вторая траектория заключается в следовании движению реформ, создающему альтернативу действующей власти посредством формирования новых моделей поведения и конструирования новых структур. Третья траектория характеризуется как революционный активизм, которые настроен на слом существующей системы власти, на коренные изменения в политических институтах и общественных отношениях.
Датский исследователь С. Харреби подразделяет общественное участие по степени требуемых изменений. Радикальный активизм характеризуется использованием насильственных методов для демонстрации своего разочарования в достижении поставленных целей. Радикалы составляют в обществе меньшинство, но благодаря высокой активности и общественному резонансу действий создают информационную повестку, тогда как конфронтационный активизм предполагает меньшую отчужденность участников от общества и готовность обсуждать намерения в широких кругах общественности. При организации протестных действий активисты предпочитают использовать методы гражданского неповиновения, которые носят сознательный, публичный, ненасильственный, но противоречащий закону характер. Конфронтационный активизм отличается от радикального типа следованием общественному согласию и универсальным правам человека.
Творческий активизм строится на принятии участниками основных демократических принципов и правил игры. При этом активисты отвергают тотальные ограничения, бросая вызов привычным способам мышления обычных граждан с помощью творческих средств коммуникации. Для творческого активизма характерна совещательность и посредничество в публичной сфере. Творческий активизм можно определить как выразительную, организованную и проектную гражданскую позицию. Критические взгляды на социальные проблемы или политическую систему передаются образными способами через политическое событие, характеризующееся ироническим отношением, чтобы вызвать внутреннюю рефлексию и будоражить политическое воображение.
Профессиональный активизм характеризуется склонностью представителей группы к переговорам и диалогу, которые ставятся выше антагонизма и оппозиции. В свою очередь, случайный активизм вовлекает ситуативно различных по степени активности граждан, которые в повседневной жизни не испытывали желания участвовать в общественных действиях. Повседневный активизм характеризуется желанием участвовать в мероприятиях, внося постоянные изменения в жизнь окружающих. Так действует общественный деятель, который, как правило, более информирован и политически сознателен. Он полагает, что небольшие усилия могут иметь огромное значение [Harrebye 2011].
Таким образом, общественное участие может проявляться во множестве способов и в различных формах гражданских действий, которые могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Формы активности варьируются от распространения контента в социальных медиа, написания писем в газеты, подачи петиций власти до участия в выборах, проведения или содействия организации политических кампаний, участия в массовых акциях (митинги, марши, забастовки и др.) Общественное участие может принимать форму прямого действия, такого как гражданское неповиновение, протесты, занятия, агитация, бойкоты и демонстрации, и обычного активизма, такого как лоббирование, написание писем, интернет-активизм, петиции и посещение собраний. Однако наиболее ярко выраженное и результативное участие проявляется в форме коллективных действий, в котором многочисленное собрание людей демонстрирует свою силу, оказывая общественное давление на власть. При этом общественное участие может проявляться в различных экономических, политических, социальных и культурных сферах.
Список литературы Дифференциация типов общественного участия в социальных исследованиях
- Бекшенева А.А., Ягодка Н.Н. 2020. Политическая и неполитическая формы участия граждан в общественной жизни России. - Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Государственное и муниципальное управление. № 1(7). С. 25-35.
- Евлегина А.М. 2016. Гражданское участие: Актуальные вопросы содержания и типологии. - Дискуссия. № 7(70). С. 66-70.
- Круглов М.С. 2014. Современные формы гражданской активности в политическом процессе Российской Федерации. - Теория и практика общественного развития. № 3. С. 233-236.
- Никовская Л.И., Скалабан И.А. 2017. Гражданское участие: особенности дискурса и тенденции реального развития. - Полис. Политические исследования. № 6. С. 43-49.
- Парма Р.В. 2021. Общественный активизм российских граждан в офлайн- и онлайн-пространствах. — Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 6. С. 145-170.
- Патрушев С.В. 2011. Гражданская активность как фактор модернизации. -Модернизация и политика вXXI веке (отв. ред. Ю.С. Оганисьян). М.: РОССПЭН. С. 262-275.
- Подъячев К.В. Основные формы гражданского участия в условиях современной России. - Электронная библиотека «Гражданское общество». 15 с. Доступ: https://www.civisbook— .ru/files/File/Podyachev_osn.pdf (проверено 27.09.2022).
- Седова Н.Н. 2014. Гражданский активизм в современной России: форматы, факторы, социальная база. - Социологический журнал. № 2. С. 48-71.
- Троцук И.В., Савельева Е.А. 2017. Структура российского интернет-сообщества по критерию мотивов и видов гражданской активности. - Зборник радова Филозофског факултета у Приштини. Vol. LVII. P. 301-321.
- Deric Sh. 2011. Political Sociology: Oppression, Resistance, and the State. California: Pine Forge Press. 248 p.
- Harrebye S. 2011. Global Civil Society and International Summits: New Labels for Different Types of Activism at the COP15. - Journal of Civil Society. Vol. 4. No. 7. P. 407-426.
- Milosevic-Dordevic J.S., Zezelj I.L. 2017. Civic Activism Online: Making Young
- People Dormant or More Active in Real Life? - Computers in Human Behavior. Vol. 70. P. 113-118.
- Preece J., Shneiderman B. 2009. The Reader-to-Leader Framework: Motivating Technology-mediated Social Participation. - AIS Transactions on Human-Computer Interaction. Vol. 1. No. 1. P. 13-32.