Дифференциально- диагностические критерии дисплазии и рака шейки матки
Автор: Белокриницкая Т.Е., Витковский Ю.А., Пономарева Ю.Н.
Журнал: Сибирский онкологический журнал @siboncoj
Рубрика: Лекции
Статья в выпуске: 3-4 (3-4), 2002 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14053937
IDR: 14053937
Текст статьи Дифференциально- диагностические критерии дисплазии и рака шейки матки
РАК РЕПРОДУКТИВНЫХ ОРГАНОВ: ПРОФИЛАКТИКА, ДИАГНОСТИКА, ЛЕЧЕНИЕ
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ДИСПЛАЗИИ И РАКА ШЕЙКИ МАТКИ
Т.Е. Белокриницкая, Ю.А. Витковский, Ю.Н. Пономарева
Читинская государственная медицинская академия, г. Чита
Одним из перспективных путей расширения возможностей дифференциальной диагностики заболеваний шейки матки является поиск опухолевых маркеров.
Нами проведена сравнительная оценка продукции интерлейкинов (ИЛ) lot, 1(3, 8, фактора некроза опухолей альфа (ФНОа) и экспрессии тканевого фактора моноцитами периферической крови до начала лечения у 43 пациенток с дисплазией шейки матки и у 76 больных цервикальным раком в возрасте от 20 до 60 лет. Дисплазия слабой степени была у 13, умеренной - у 15, тяжелой - у 15 пациенток. С преинва-зивным раком было 15 больных, с I стадией злокачественного процесса — 26, со II стадией — 19, с III стадией — 16. Контрольную группу составили 30 здоровых женщин, сопоставимых по возрасту, анамнезу и не имеющих заболеваний шейки матки. Алгоритм обследования включал клинические данные, кольпоскопию, цитологическое и гистологическое исследование. Концентрацию цитокинов определяли методом твердофазного иммуноферментного анализа с помощью двойных антител и пероксидазной реакции (ТОО «Цитокин», г. Санкт-Петербург). Экспрессию тканевого фактора исследовали по методу R.A. Santucci et al. (2000) в нашей модификации.
Обнаружено, что при слабой и умеренной дисплазии шейки матки в сравнении с показателями контрольной группы отмечалось 5-кратное повышение концентраций ИЛ-lOC и ИЛ-1|3 (р<0,001) на фоне относительно низкого уровня ИЛ-8 и ФНОСХ (р>0,05). При этом экспрессия тканевого фактора моноцитами не отличалась от показателей здоровых женщин (/>>0,05). При тяжелой дисплазии обнаружено увеличение продукции не только молекул семейства ИЛ-1, но также ИЛ-8, ФНОСС (р<0,001), повышение экспрессии тканевого фактора (р<0,05). Злокачественное поражение шейки матки (карцинома 0—III стадий) сопровождалось последовательным увеличением продукции всех исследуемых цитокинов и экспрессии тканевого фактора с наиболее высокими показателями у пациенток со II и III стадиями рака (р<0,001).
Таким образом, повышение уровня провоспалительных цитокинов может служить косвенным показателем активации системы гемостаза, а экспрессия тканевого фактора отражает степень стимуляции иммунокомпетентных клеток при развитии гиперкоагуляции у больных дисплазией и раком шейки матки, что, на наш взгляд, позволяет судить о степени злокачественности процесса и прогнозировать риск тромбофилических осложнений у данной категории пациенток.