Диффузионные и сегрегационные процессы в тяжелонагруженных узлах трения

Автор: Колесников Игорь Владимирович

Журнал: Вестник Донского государственного технического университета @vestnik-donstu

Рубрика: Технические науки

Статья в выпуске: 4 (79) т.14, 2014 года.

Бесплатный доступ

Аналитически установлено и экспериментально подтверждено, что в тяжелонагруженных сопряжениях, таких как тормозная система подвижного состава, максимальное значение температуры в колесе находится не на поверхности, а в подповерхностном слое. Рассмотрение нестационарной контактной связанной термоупругости в задаче о вращении тормозного диска и экспериментальные исследования диффузии водорода показали, что характер расчетной зависимости температурного поля удовлетворительно описывает процесс диффузии водорода в его функциональной зависимости от температуры. При этом максимум концентрации водорода совпадает с максимумом температуры. Представлены результаты по исследованию сегрегационных явлений легирующих и примесных элементов в трибосистеме колесо-тормозная колодка. Методом оже-спектроскопии установлен элементный состав на границах зерён стали железнодорожного колеса. Верхние слои металла дефектов колеса содержат железо, серу, фосфор и цинк. В рабочем слое бандажа содержание серы и фосфора значительно меньше и соответствует их объёмному содержанию.

Еще

Диффузия, контактная термоупругая задача, температура, сегрегация, электризация

Короткий адрес: https://sciup.org/14250098

IDR: 14250098   |   DOI: 10.12737/6911

Текст научной статьи Диффузионные и сегрегационные процессы в тяжелонагруженных узлах трения

Разрушение поверхностного слоя металла происходит как в результате его охрупчивания, так и при восстановительных реакциях с участием водорода.

При температурах в зоне трения 200-600 0С водород способен реагировать с углеродом стали и карбидом железа по реакции FeC+4H^CH4+Fe. Появляющийся на границах зерен и фаз метан дополнительно способствует возникновению микротрещин в объеме стали. Обезуглероживание сплава и появление новой фазы — чистого железа, снижают прочностные свойства стали.

Учитывая, что температура является решающим фактором в процессах диффузии термодеструкции полимеров, нами проведены исследования температурного поля в трибосистеме тормозной диск - тормозная накладка, а также колесо — тормозная колодка подвижного состава. Кроме этого, оценено влияние теплового и электрического полей на диффузионные процессы в зоне фрикционного металлополимерного контакта.

Задача данной работы. По причине сложной геометрии тормозного узла подвижного состава в задачах по определению температурного поля, а также необходимости описания сложного термомеханического поведения, аналитическое решение не представляется возможным. В таких случаях одним

Исследования выполнены при поддержке Российского научного фонда (проект №14-29-00116)

из наиболее эффективных является метод конечного элемента, для определения температурного по-4].

Основная часть. В качестве модельной задачи рассмотрим нестационарную контактную связанную термоупругую задачу о вращении тормозного диска внешнего радиуса R 1 30 см и внутреннего радиуса R 2 20 см, содержащего воздушные каналы, с прижатыми к нему с некоторой заданной силой Р тормозными накладками. Схематичное изображение задачи можно видеть на рис. 1. Тормозной диск вращается против часовой стрелки со скоростью V на промежутке времени t- [0,7"]. В дополнении к декартовой системе координат с началом в центре тормозного диска будем рассматривать цилиндрическую систему (7? ,ф,7) относительно того же центра (ось Z перпендикулярна плоскости диска). Будем обозначать тормозной диск и накладки индексами сверху (пусть (1) — соответствует тормозному диску, а (2,3) — передней и задней тормозным накладкам соответственно). В области SK0HT задан контакт накладки и диска с коэффициентом трения к , а также закон тепловыделения за

Рис. 1. Схематичное изображение исследуемой системы

.

S1

S2

Поведение системы описывается классическими уравнениями движения термоупругой среды (1) и граничными условиями (2). Определяющие соотношения для связанной термоупругости имеют вид (3)

(Х(/) + 2ц(/))УУ ■ u(/) - (Х(/) + ц(/))У х У х u(/) - y(/)V9(/) - p(/)u(,i = 0,

Л(,)у.У9(,) -С(^ -7Lv(,) — V-u(,) = 0, / = 1,3; 0

и у/) =0, xe 54,

U(2) =^2) =0, хе 5   52, рл!^'®^’ ^"'"^ "'

TRZ - ^ ' °ZZ , x е ^ конт , 9 (2)=Ж^6,-6(1)), хе5+о5_ qKOHT=kKOHT (9(1)-9(2)), xeS^ n(1)ген _ к к F у Р ЧКОНТ ~ ЭН’^р'-тр ’ x КОНТ П(2)тен = к П к х Р Чконт      эн )р)итр’х е КОНТ’

9(1) =9(2) = 0,f = 0, ^ 1)=/(7),fe[0,7"];

  • V)       (О      (О (О  (П,с(Пл  JAW   U)     (/)с(')

СТ и - (2Ц   +АЛ11       (^22 + ^33 ) —    °  , ст12 - 2Ц

  • (I)        (/)       и,^/)  ('^('Ь   .,('■) ('■)('■)

СТ22 - (2Ц  +*Л22      (£п + £33)_У  О  , СТ23 -2Ц£

  • (/)        (/)        И,^/)   (').С('Ъ   .,(/)(/)    (А       )₽(/).

СТ33 - (2Ц   +Л)£зз       (е11 +е22)-У  °  , СТ31-2Ц  £31, где х(/),ц(/) — соответствующие упругие модули материалов;  у(,) =(3Х(,) +2ц<'))^<, а^ — коэффи циенты теплового расширения; ам— коэффициенты теплоотдачи; §среды — температура окружа ющей среды; Л(,)— коэффициенты теплопроводности;С^ — теплоемкость тел; То— абсолютная температура начального состояния тел; pw— плотность тел; u(,)— вектора смещений среды; 6(,)

— температура каждого из тел.

Опишем более детально каждое из граничных условий (2). На поверхности S 4 задано ограничение на перемещение тормозного диска в направлении R и z, что дает возможность совершать диску только вращательные перемещения. Аналогично на поверхностях S t,52 задано ограничение на перемещение по направлениям R и ф, определяющее движение тормозных подошв только по перпендикуляру к тормозной поверхности диска. Силовые условия задачи заключаются в задании распределенной нагрузки на поверхностях S и52, что обеспечивает прижимающее усилие тормозной системы величины Р. В области контакта касательные напряжения tRZ пропорциональны нормальным <3ZZ с коэффициентом трения к. Важным фактором при описании температурного поведения тормозных систем является конвективный теплообмен со средой, что связано с обдувом тормозного диска воздухом. Условия конвекции в представленной задаче выражаются в пропорциональности величины теплового потока q (2) на поверхностях тормозного диска 5+,5_,53 , соответствующих правой и левой тормозной поверхности и внутренней поверхности вентиляционных каналов и разности температуры тормозного диска 9(1) и температуры окружающей среды 6среды с коэффициентом а . Необходимым условием при решении контактных задач с учетом теплопроводности является условие контактной теплопроводности в зоне контакта. В случае описываемой задачи такое условие является необходимым для моделирования перехода тепла от одного тела к другому в контактной паре и выражается в пропорциональности теплового потока в контактной паре qKOHT разности температур контактных поверхностей 9(1),9(2) с коэффициентом контактной теплопроводности кконт. Условие генерации тепла за счет трения выражается в задании дополнительных потоков тепла на границах контактирующих тел с интенсивностями, пропорциональными коэффициенту кэн и величине энергии Е,„ , перешедшей из трения в тепло, и весовому коэффициенту кр, обозначающему распределение тепла между двумя поверхностями. Так как рассматриваемая задача является нестационарной, то необходимо задать соответствующие начальные условия, которыми опишем начальную температуру тел 9<1),9<2), равную нулю в нашем случае, а также начальную скорость вращения тормозного диска t>(1) = 1/(0).

Опишем материальные параметры, используемые в задаче. В качестве материала для всех E 2.0 e 11

v = 0.3, плотность р = 7850 кг / м3 , коэффициент теплопроводности Л = 48Вт /(м К}, теплоемкость Сг = 452 Дж / (кгС), коэффициент температурного расширения у = 1.1е"51 / С .

Сложность геометрии и связанное термоупругое поведение системы не позволяют получить решение аналитически. В таких случаях эффективным методом решения является использование со-

-

-

-

"[М] [оШШ J[C] [0]

\Ю) [К] [Kut] |{t/}l = №1 I о     1] кЫ ш/

_   [0Щ{ЛП   [^ч где М — матрица масс; С — матрица демпфирования; К — матрица жесткости; и — вектор смещений; F — сумма узловых усилий и давлений на элементах; с1— удельная теплоемкость; К1— матрица диффузионной проводимости; Т — вектор температур; Kut — матрица термоупругой жесткости. - рамках первого этапа была решена статическая задача о вдавливании с силой ^тормозных накладок в диск. На следующем этапе решалась динамическая нестационарная задача, в рамках которой была задана скорость вращения тормозного диска.

Общий характер нагрева может быть выражен в трех возможных режимах: 1) в случае малой скорости вращения, небольшой прижимной силы, а также значительного теплообмена с окружающей средой температура точки на диске может принимать начальное значение после некоторого момента времени, что обусловлено тем фактом, что величина тепла, излучаемого в окружающую среду, больше величины тепла, генерируемого за счет трения в зоне контакта; 2) при высокой скорости вращения, но небольшой прижимной силе, температура точки может выйти на некоторый стационарный режим; 3) в случае высокой скорости вращения и значительной прижимной силе температура точки после некоторого момента растет линейно.

)

-

Важным результатом расчета является то, что максимум температур по толщине диска в сечениях в удалении от зоны контакта находится не на поверхности, а в глубине. В реальности глубина такого эффекта приблизительно 200-500 мкм.

r — расстояние от поверхности в толщину тормозного диска

На рис. 3 представлено распределение температуры в глубь диска, причем если увеличивать теплоотдачу, что может достигаться конструктивным путем, то эффект максимального поверхностного максимума становится значительным.

Расчет температурного поля для трибосистемы колесо — тормозная колодка подвижного состава проведен в классическом варианте с учетом смены граничных условий, т.е. под колодкой колесо нагревается, а вне колодки — охлаждается. Расчет проводился на основе теории регуляризации сингулярно возмущенных задач путем перехода в пространство безрезонансных решений. Такой подход позволил исследовать характер изменения температуры и температурного градиента в пограничной области фрикционного контакта в зависимости от режимов и характера работы узла трения с учетом изменений свойств материала в поверхностном слое и смены граничных условий. В результате получено, что максимальное значение температуры в колесе находится не на поверхности, а в подповерхностном слое.

Для определения влияния температурного градиента на профиль концентрации водорода в металлическом контртеле была разработана методика и изготовлена установка, позволяющая менять температурное поле по толщине металлического тела, изготовленного в виде наборных плотно прилегающих пластин.

Количественное определение газосодержания стальных образцов проводилось в процессе выделения газа из металла при его нагревании и дальнейшим хроматографированием, а также методом анодного растворения.

В результате получено, что максимум концентрации водорода совпадает с максимумом температуры.

Кроме того, нами проведены исследования сегрегационных явлений легирующих и примесных элементов в трибосистеме колесо — тормозная колодка. Разработаны методы наноструктурной диагностики элементов этих систем.

Атомы, растворённые в теле кристаллического зерна, со временем смещаются и накапливаются по границам зёрен на свободной поверхности или других поверхностях раздела [5, 6]. Величину связи между кристаллитами можно направленно изменять, формируя на границах зерен монослои из тех или иных элементов. При этом необходимо знать, какие элементы и в какой степени упрочняют или, наоборот, разупрочняют границы зерен в данном материале. Своевременное обнаружение элементов, способных охрупчивать границы зёрен металла, позволит разработать конкретные мероприятия и способы аттестации элементов трибосистемы, направленные на повышение безопасности движения и обеспечение эффективности действия трибосистемы колесо-рельс. Методом оже- спектроскопии нами были проведены исследования элементного состава на границах зерен стали железнодорожного колеса. Согласно полученным данным, верхние слои металла дефектов колеса содержат, кроме железа, серу, фосфор и цинк. В рабочем слое бандажа содержание таких элементов, как сера и фосфор, значительно меньше, и оно соответствует их объемному содержанию.

Содержание фосфора и серы на поверхности отделившегося фрагмента достигает 2,1 и 3,1 атомных % соответственно, что превышает объемное содержание этих элементов более чем в 30 и 300 раз. С глубиной этот эффект уменьшается, и на расстоянии 8 мм от поверхности фиксируемая концентрация серы и фосфора приблизительно в 10 раз больше, чем в объеме. В других дефектных местах поверхности катания колеса и на глубине методом оже-электронной спектроскопии обнаружены такие элементы, как барий, цинк и калий, входящие в состав композиционной тормозной колодки. Сера также входит в состав композиционной колодки. Появление линии кальция может быть отнесено на счет обмен но-диффузионных процессов с внешней средой [7, 8]. Все эти элементы, находящиеся на границах зерен, охрупчивают их.

Известно, что специфика полимерных материалов заключается не только в генерации при трении активных продуктов деструкции и в частности водорода, но и в их способности накапливать электрические заряды. В связи с этим мы изучили влияние величины и направления электрического поля в зоне фрикционного контакта на интенсивность его наводороживания и износостойкость. Испытания проводили на торцевой машине трения при частоте вращения /7=5... 15 Гц, удельной нагрузке 7^0,5... 10 МПа на следующих материалах: сталь (в основном закаленная и незакаленная Ст.45), титановый сплав ВТ-                                                   -6-60, 8-1-66, 328-303 и гетинакс.

Для создания в зоне трения электрического поля требуемого направления один из элементов метал-лополимерного узла изолировался от корпуса машины и на сопряженные элементы от внешнего источника питания подавалось постоянное напряжение известной полярности. Вследствие того, что электропроводности гетинакса и материалов 5-6-60, 8-1-66 значительно отличаются друг от друга, для исключения искрения в зоне трибоконтакта и электрического пробоя пластмассы на сопряженные элементы подавалось напряжение различной величины. Так, при трении материала 8-1-66 по металлу напряжение составляло ±30 В, при трении материала 5-6-60 — ±250, а при трении гетинакса — ±2500 В.

Результаты испытаний показали, что при подаче на пластмассу положительного потенциала от внешнего источника по отношению к сопряженному металлическому контртелу износ его в 2...3 раза выше, чем при отрицательном. Такое влияние знака и величины потенциала на износ стали объясняется усилием или торможением процесса наводороживания стального тела трения электрическим полем. Отличия же износов пластмассовых образцов при различном направлении электрического поля в зоне трения обусловлены более интенсивным окислением полимерного образца, подключенного к положительному полюсу источника питания, что приводит к усилению деструктивных процессов и, как следствие, к повышению износа [9, 10].

Заключение. При использовании метода конечных элементов решена термоупругая задача для фрикционного тормозного сопряжения. Расчеты показывают, что максимальная температура достигается не на поверхности, а внутри колеса. Это влияет на диффузионные и сегрегационные процессы в 130

металлополимерной трибосистеме. Наибольшее влияние на диффузионные преимущества оказывает не только температура, но и трибоэлектризация.

Список литературы Диффузионные и сегрегационные процессы в тяжелонагруженных узлах трения

  • Schofer, J. Quantitative Wear analysis using atomic force microscopy/J. Schofer, E. Santer//Wear. -1998. -pp. 74-83.
  • Горячева, И. Г. Механика фрикицонного взаимодействия/И. Г. Горячева. -Москва: Наука, 2001. -478 с.
  • Dmitriev, A. I. Simulation of surface topography with the method of mavable cellular automata/A. I. Dmitriev, V. L. Popov, S. G. Psakhie//Tribology International. -2006. -V.39, № 5. -pp. 444-449.
  • Osterle, W. Towards a better understanding of brake friction materials/W. Osterle, A. Dmitriev, H. Klob, I. Urban//Wear. -2007. -V. 263, № 7-12. -pp. 1189-1201.
  • Mosey, N. J. Atomistic Modeling of Friction/N. J. Mosey, M. H. Müser, K. B. Lipkowitz, T. R. Cundari//Reviews in Computational Chemistry. -2007. -V. 25. -pp. 67-124.
  • Koskilinna, J. O. Friction paths for cubic boron nitride: an ab initio study/J. O. Koskilinna, M. Linnolahti, T. A. Pakkanen//Tribology Letters. -2007. -V.27, №2. -pp.145-154.
  • Yang, R. The effects of 3d alloying elements on grain boundary cohesion in gamma-iron: a first principles study on interface embrittlement due to the segregation/R. Yang, R. Z. Huang, Y. M Wang., H. Q. Ye, C. Y. Wang//Journal of Physics: Condensed Matter. -2003. -V.15, № 49. -pp.8339-8349.
  • Gesari, S. B. Effect of manganese on grain boundary segregation of sulfur in iron/S. B. Gesari, M. E. Pronsato, A. Juan//Applied Surface Science. -2007. -V. 253, №14. -pp. 5939 -5942.
  • Кохановский, В. А. Трение и изнашивание фторопластсодержащих композитов/В. А. Кохановский, Ю. А. Петров//Вестник Дон. гос. техн. ун-та. -2009. -Т. 9, № 1 (40). -С. 30-35.
  • Власенко, И. Б. Антифрикционные композиты в активных водных средах/И. Б. Власенко//Вестник Дон. гос. техн. ун-та. -2013. -№ 7/8 (75). -С. 58-64.
  • Schofer, J., Santer, E. Quantitative wear analysis using atomic force microscopy. Wear, 1998, pp. 74-83.
  • Goryacheva, I. G. Mekhanika frikitsonnogo vzaimodeystviya. Moscow: Nauka, 2001, 478 p. (in Russian).
  • Dmitriev, A. I., Popov, V. L., Psakhie, S.G. Simulation of surface topography with the method of mavable cellular automata. Tribology International, 2006, vol. 39, no. 5, pp. 444-449.
  • Osterle, W., Dmitriev, A., Klob, H., Urban, I. Towards a better understanding of brake friction materials. Wear, 2007, vol. 263, no. 7-12, pp. 1189-1201.
  • Mosey, N. J., Müser, M. H., Lipkowitz, K. B., Cundari, T. R. Atomistic Modeling of Friction. Reviews in Computational Chemistry, 2007, vol. 25, pp. 67-124.
  • Koskilinna, J. O., Linnolahti, M., Pakkanen, T. A. Friction paths for cubic boron nitride: an ab initio study. Tribology Letters, 2007, vol. 27, no. 2, pp.145-154.
  • Yang, R., Huang, R. Z., Wang, Y. M., Ye, H. Q., Wang, C. Y. The effects of 3d alloying elements on grain boundary cohesion in gamma-iron: a first principles study on interface embrittlement due to the segregation. Journal of Physics: Condensed Matter, 2003, vol.15, no. 49, pp.8339-8349.
  • Gesari, S. B., Pronsato, M. E., Juan, A. Effect of manganese on grain boundary segregation of sulfur in iron. Applied Surface Science, 2007, vol. 253, no.14, pp. 5939 -5942.
  • Kokhanovskiy, V. А., Petrov, Y. A. Trenie i iznashivanie ftoroplastsoderzhashchikh kompozitov. Vestnik of DSTU, 2009, vol. 9, no. 1 (40), pp. 30-35 (in Russian).
  • Vlasenko, I. B. Antifriktsionnye kompozity v aktivnykh vodnykh sredakh. Vestnik of DSTU, 2013, no. 7/8 (75), pp. 58-64 (in Russian).
Еще
Статья научная