Динамика автобиографизма в американском модернистском романе: от Г. Миллера до Дж. Керуака

Бесплатный доступ

Статья посвящена проблеме эволюции автобиографизма в американском модернистском романе 30-50-х гг. ХХ в. В работе кратко описана жанровая специфика художественных автобиографий, а также рассмотрена проблема неоднозначной трактовки в современном литературоведении термина «автобиографизм». Методологической базой нашего исследования стала жанровая теория Н. Л. Лейдермана, в основании которой лежит идея о том, что любой жанр есть определенное соотношение его структурных единиц - «носителей жанра» - в первую очередь субъектной, пространственно-временной и речевой организации. Автобиографизм, который в рамках данной статьи рассматривается как принцип изображения автором собственной жизни в художественном произведении, проявляет себя именно в жанровых носителях, определенным образом трансформируя их. Исходя из этого, мы определяем автобиографический роман как жанровую разновидность, в которой целью автора становится изображение жизни собственного «Я» в динамике его взаимоотношений с окружающим миром, материалом служит личный жизненный опыт - реальная биография, а ведущим принципом изображения - автобиографизм. Сопоставительный анализ особенностей автобиографизма модернистских романов позволил проследить тенденцию отказа писателей-модернистов в 30-50-е гг. от идей элитарности и текстоцентричности литературы 20-х г. и их усиливающийся интерес к собственной писательской индивидуальности, а также способы ее выражения в литературном произведении. Автобиографический роман, идейно ориентированный на репрезентацию мироощущения авторского «Я», в этом случае стал жанром, в рамках которого указанная тенденция нашла свое выражение в усложнении форм автобиографизма, отражающего структурные, стилистические и идейные особенности модернистских автобиографий. Материалом исследования послужили автобиографические романы Г. Миллера «Тропик Рака» и Дж. Керуака «В дороге».

Еще

Автобиография, автобиографизм, автобиографический роман, модернизм, американский модернистский роман, г. миллер, дж. керуак, битники, разбитое поколение

Короткий адрес: https://sciup.org/147242748

IDR: 147242748   |   DOI: 10.17072/2073-6681-2023-4-117-126

Список литературы Динамика автобиографизма в американском модернистском романе: от Г. Миллера до Дж. Керуака

  • Аствацатуров А. А. Генри Миллер: художественное и документальное // Филология и культура. 2016. № 4. С. 102–109.
  • Аствацатуров А. А. Жизнь как Творческая эволюция: к проблеме влияния идей Анри Бергсона на Генри Миллера // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2012. № 4. С. 3–9.
  • Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 454 с.
  • Бергсон А. Творческая эволюция / пер. с фр. В. Флеровой; вступ. ст. И. Блауберг. М.: КАНОН-пресс, 2001. 384 с.
  • Жиляков Н. А. Фрагментарность памяти в бит-литературе // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2022. Т. 7, № 2. С. 18–37. doi 10.18522/2415-8852-2022-2-18-37
  • Зверев А. М. Модернизм в литературе США. Формирование. Эволюция. Кризис. М.: Наука, 1979. 319 с.
  • Керуак Дж. Вера в технические приемы в современной прозе // Антология поэзии битников / сост. и пер. с англ. Г. Андреева. М.: Ультра. Культура, 2004. С. 619–621.
  • Ковалева Е. К. Термин автобиографизм в современном литературоведении // Вопросы русской литературы. 2013. № 26. С. 225–231.
  • Лежен Ф. Когда кончается литература? // Автобиографическая практика в России и во Франции / под ред. К. Вьолле, Е. Гречаной. М.: ИМЛИ РАН, 2006. С. 261–275.
  • Лейдерман Н. Л. Теория жанра: научное издание / Ин-т филол. исслед. и образовательных стратегий «Словесник» УрО РАО; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург 2010. 904 с.
  • Миллер Г. Тропик Рака / пер. с англ. Г. Егорова. М.: Изд-во АСТ, 2015. 384 с.
  • Мишина Л. А. Жанр автобиографии в истории американской литературы. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2010. 148 с.
  • Николина Н. А. Поэтика русской автобиографической прозы: учеб. пособие. М.: Флинта, 2017. 424 с.
  • Павлова С. Ю. О соотношении понятий «жанр автобиографии», «автобиографический дискурс», «автобиографизм»: литературоведческий аспект // Жанры речи. 2020. № 1. С. 22–28.
  • Петров Д. С. «Тропик Рака» Г. Миллера. К вопросу о жанре // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2006. № 4. С. 29–34.
  • Тимофеев В. Г. Термин и понятие «модернизм» в англо-американском литературоведении (часть 1) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2014а. Вып. 1(9). С. 93–100.
  • Тимофеев В. Г. Термин и понятие «модернизм» в англо-американском литературоведении (часть 2) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2014б. Вып. 2(9). С. 45–58.
  • Ушакова О. М. Модернизм: о границах понятия // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2010. Вып. 6(12). С. 109–114.
  • Хаустов Д. Битники. Великий отказ, или Путешествие в поисках Америки. М.: РИПОЛ классик, 2017. 300 с.
  • Школьская А. О. Художественное пространство романа Джека Керуака «В дороге» // Вестник Челябинского университета. 2016. № 13. С. 143–148.
  • Янковская Л. С. Автобиографизм или автопсихологизм? К вопросу авторского присутствия в художественном повествовании // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2018. Т. 18, вып. 1. С. 87–91. doi 10.18500/1817-7115-2018-18-1-87-91
  • Collins R. United States: 20th-century Autobiography // Encyclopedia of Life Writing: Autobiography and Biography Forms. ed. by Jolly M. Chicago: Fitzroy Dearborn Publishers, 2001. 1090 p.
  • Cook B. The Beat Generation. New York: Charles Scribner’s Sons, 1971. 248 p.
  • Gordon W. The Mind and Art of Henry Miller. Louisiana State University Press, 1967. 232 p.
  • Kerouac J. On the Road. New York: Penguin Books, 1991. 310 p.
  • Miller H. Tropic of Cancer. New York: Medusa, 1940. 322 p.
  • Nelson J. Form and Image in the Fiction of Henry Miller. Detroit: Wayne State University Press, 1970. 229 p.
  • Tytell J. Naked Angels: The Lives & Literature of the Beat Generation. New York: McGraw-Hill, 1976. 276 p.
Еще
Статья научная