Динамика формуляра метрических книг 1786-1919 гг. (по архивным материалам)
Автор: Статина Наталья Владимировна
Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology
Статья в выпуске: 4 (10), 2010 года.
Бесплатный доступ
По архивным источникам конца ХVIII - начала ХХ вв. рассмотрен один из жанров регистрационных документов церковного учета населения - метрическая книга. Ее учетная функция нашла свое отражение в Своде законов Российской империи. На примере заголовка и первой части метрических книг прослежена эволюция этого жанра.
Регистрационные документы, церковный учет населения, метрическая книга
Короткий адрес: https://sciup.org/14728885
IDR: 14728885
Текст научной статьи Динамика формуляра метрических книг 1786-1919 гг. (по архивным материалам)
В русском государстве с давних времен существовали различные виды учета населения, дающие довольно точные представления не только о его общей численности, но и территориальном размещении, сословной структуре, семейном составе, вероисповедании, национальной принадлежности и т.д. Сбор и фиксирование этих учетных данных, проводившихся, с одной стороны, государством, а с другой – церковью, порождал разнообразные виды регистрационных документов, которые сравнительно широко исследованы историками, но мало изучены в качестве лингвистических источников.
Исследуя регистрационные документы учета населения на протяжении ряда столетий с точки зрения лингвистической содержательности и информационности, можно проследить жанры памятников письменности с их формуляром в динамике, а также увидеть состав и движение антропонимической лексики в аспекте генеалогического поиска.
Остановимся на одном из жанров регистрационных документов церковного учета – метрической книге – и проследим динамику ее формуляра.
Объектом данного исследования стали метрические книги конца ХVIII – начала ХХ вв. Флоро-Лаврского прихода, в который на протяжении нескольких веков входило население села Белоярского, деревень Косулино, Красноярской, Чес-ноковки I, Чесноковки II, Тавранкуля, Феклино, Алабуги, Куликово, Пивкино (в настоящее время – населенные пункты Щучанского района Курганской области и Красноармейского района Че- лябинской области). Плохое состояние и малодоступность 94 сохранившихся в государственных архивах г.Челябинска, г.Кургана этих письменных источников ставит неотложную задачу собрать воедино однотипный материал метрических книг для тщательного изучения и обратить в электронный вариант для широкого информационного использования.
Метрическая книга – совокупность актов культовой регистрации, удостоверяющих события крещения (рождения), венчания (брака), погребения (смерти) конкретных лиц, в виде хронологических записей в книжной форме [Антонов 1996: 20]. Потребность государства в сведениях, содержащихся в метриках, способствовала регистрации и учету населения каждого прихода и тем самым всей страны. В конце метрических книг обязательно содержался экстракт, в котором фиксировались родившиеся, браком сочетавшиеся и умершие прихожане. Это создавало возможность проверки данных одного регистрационного документа учета населения другими (клировые ведомости, исповедные росписи, ревизские сказки) по сходным параметрам.
Учетная функция метрических книг нашла свое отражение в ряде указов Полного собрания законов Российской империи: …ведать о количестве всего Российского государства людей, рождающихся и в брачное супружество совокупляющихся и умирающих… [ПСЗ 1830, VII: 266]; ...требовать немедленно из всех губерний … о числе душ и помещиков … рождавшихся, умерших и в брак вступивших… [ПСЗ 1830, ХVI: 570]; …внесть … выписку о количестве рожден- ных младенцев, также о вступивших в супружество и умерших людях… [ПСЗ 1830, ХХIII: 504]; …чтобы ведомости о родившихся, умерших и браком сочетавшихся, присылали в Сенат в своё время без всякого упущения… [ПСЗ 1830, ХL: 493].
На сегодняшний день историографические сведения о функционировании и ведении метрических книг общеизвестны, хотя, к сожалению, далеко не все исследователи подтверждают их документально ссылками на конкретные статьи Полного собрания законов Российской империи.
Первое законодательное упоминание о необходимости держати во всех церквах записные четыре книги и велеть записывати, кто с кем поемлется в брак и кто у кого и чей приемник в крещении бывает… встречается в решении Московского собора 1666-1667 гг. [ДАИ 1853, V: 461], а с начала ХVIII в. практика ведения этих документов была узаконена в Собрании законов Российской империи указом Петра I от 14 апреля 1702 г. О подаче в Патриарший Духовный приказ приходским священникам недельных ведомостей о родившихся и умерших [ПСЗ 1830, IV: 192] и корректировалась на протяжении последующих столетий. Двадцатые годы ХVIII века стали временем активного формирования, становления и распространения метрических книг: в 1722 г. – вышел закон о повсеместном их ведении [ПСЗ 1830, VI: 707-708], в 1724 г. – определяются графические нормы и единообразие ведения в записи церковных таинств [ПСЗ 1830, VII: 266-267], в 1779 г. – Закон Сената и Синода повторил нормы ведения книг в двух экземплярах (приходского и консисторского) и расширил формуляр заполнения метрик о рождении (крещении), браке и смерти [ПЗС 1830, ХХ: 883-884], в 1825 г. придается консисторскому экземпляру статус оригинального документа, а приходскому – его списка [ПСЗ 1830, ХL: 13-16].
В качестве традиционного материала для переплета консисторских книг использовали картон или серое льняное полотно, а приходские книги имели корешок и более простой переплет. По указу от 1806 г. были введены специальные бланки с церковно-славянским ординарноцерковным шрифтом заголовков и водяными знаками на бумаге с гербами [ПЗС 1830, ХХIХ: 254] (но до 1837 г. метрические книги в селе Белоярском чертились от руки на обычных сшитых листах бумаги). Эти листы, сброшюрованные в книгу, выдавались приходским священникам из консистории через духовные правления [ПСЗ 1867, ХL: 311-312]. Впоследствии право печатать такие бланки принадлежало только одной типографии – Московской Синодальной. В 1875 г.
изменились водяные знаки на гербовой бумаге при печатании бланков метрических листов и других церковных документов. Изображения льва и единорога были заменены изображением сетки из побегов с овалом в центре и гербом в виде двуглавого орла с надписью под ним вязью: «Синодальная типография» [Розанов 1869: 108109].
Утвердилось мнение, что на протяжении столетий формуляр метрических книг оставался неизменным [Белькова 2009: 11]. Но анализ исследованных нами источников регистрационного церковного учета населения на Южном Урале и Зауралье показывает иное. На примере заголовка и первой части «О родившихся» метрических книг церкви Флора и Лавра рассмотрим эволюцию жанра этого документа с 1786 по 1919 гг.
Динамика метрических книг проявилась в структурно-семантическом оформлении их заголовков. «Самоназвание являлось важнейшим элементом документа, одной из определяющих черт его стиля – это как бы извлечение из текста ведущих понятий содержательной и оформляющей частей документа. Употреблением определенного названия автор стремился представить дело как можно объективнее» [Качалкин 2002: 71]. Анализ этих церковных книг позволяет констатировать тот факт, что заголовки священнослужителями записывались ко всей книге в целом и к каждой ее части, соответствующей виду регистрации (о родившихся, о бракосочетавшихся и об умерших), в отдельности, но на протяжении столетий различались набором структурных формул.
Заголовки ко всем метрически книгам конца ХVIII – начала XIX вв. Белоярской церкви включали: [название книги] + [откуда] + [ссылка на императорский указ] + [дата получения из консистории] + [ссылка на указ Синода] + [название села] + [название церкви] + [кому] + [с какой целью] + [разделы книги] + [год].
Например: [ Книга ] + [ данная изчелябинскаго духовнаго правления ] + [ посл h ея императорска-го величества Указа ] + [ Изтоболской духовной консистории пришла в 1780, года Генваря 27, дня ] + [ Состоявшагося атомъ прописаннаго из-святейшаго правительстующаго Синода Указа ] + [ белоярскаго села ] + [ флоролаврской церкви ] + [ священноцерковнослужителелямъ ] + [ назаписку вприходе ] + [ Родившихся бракосочетавшихся иумершихъ ] + [ въ1786 году ] [МК 1786: 1].
Общая модель заголовков метрических книг середины XIX в. Белоярской церкви была следующей: [название книги] + [откуда] + [название села] + [название церкви] + [кому] + [с какой целью] + [указание разделов книги] + [год].
Например : [ Книга ] + [ данная изъ Челябинска - го Духовнаго Правления ] + [ села Б И лоярскаго ] + [ Фроло - Лаврской Церкви ] + [ причту , ] + [ дл < за писки ] + [ родившихс < , Бракомъ сочетавшихс < и Умершихъ ] + [ на 1837 годъ ] [ МК 1837: 1] .
В конце XIX – начала ХХ вв. набор структурных формул заголовков метрических книг становится более конкр етным, появляется название церковной книги – метрическая: [название книги] + [откуда] + [уезд] + [название прихода] + [кому] + [с какой целью] + [указание разделов книги] + [год].
Например : [ Метрическа # книга ] + [ данна < из Оренбургской Духовной Консисторiи ] + [ Че-лябинскаго у И зда ,] + [ Б И лоярскаго прихода ] + [ церковному причту ] + [ дл < записи ] + [родив-шихс < , бракомъ сочетавшихс < и оумершихъ, ]
+ [ на 1887 годъ ] [МК 1887: 1] .
Таким образом , общее в заголовках метриче ских книг конца Х УНТ - начала ХХ вв . в том , что в них указано , откуда книги присланы , с какой целью , кому адресованы , название села и церкви , год заполнения , а различие - в структурнолексическом их оформлении.
Эволюция жанра метрических книг как документа учета населения Флоро-Лаврской церкви села Белоярского Челябинского уезда Оренбургской губернии с 1786 по 1919 гг. четко прослеживается во всех ее основных блоках. Проанализируем первую часть «О родившихся», в которой фиксировалось рождение детей и их крещение.
Метрические книги конца ХVIII в., сохранившиеся в ОГАЧО за 1786 и 1787 гг. Белоярского прихода чертились от руки и состояли из 7 информационных полей [МК 1786: 3]:
№ |
числа |
Часть первая о раждающихся |
звани З е имян И |
Кто были при свя-томъ крещени З и восприемники и восприемницы |
||
м и жес- ка |
Жен-ска |
Рожде-н 3 я |
Креще- Ня |
|||
12 |
– |
тогожъ |
9 |
у крестьянина сам и ила петрова пушкарева сынъ |
1 оанъ |
пономарь василий михайловъ насоновъ |
– |
20 |
17 |
19 |
у крестьянина федора викулова ошмарина дочь |
надежда |
сестра ево родная девка надежда викулова |
Однако этот формуляр не соответствовал предписанию Синодского указа «О форме Метрических книг» [ПСЗ 1830, ХХIХ: 254-256], который делал ссылку на более ранние образцы. Отсюда следует, что священники не всегда со- блюдали обязательные требования к оформлению документов и иногда допускали своеволие.
Метрические книги начала ХIХ в. (1810, 1815, 1820 гг.) заполнялись согласно образцу 1724 г. [ПСЗ 1830, VII: 266-267] и состояли из 5 информационных полей [МК 1820: 1]:
№ |
Число рож-ден З я |
у кого кто родился |
Число кре-щен З я |
кто были воспр i емники |
2 |
3 |
У крестьянина Ивана акиндинова Сумина дочь анис i я |
3 |
Сестра Ему Девка агаф i я |
7 |
13 |
У крестьянина ивана Ушакова сынъ Егоръ |
15 |
Братъ ивану радной никифаръ |
Указ Синода от 28 февраля 1831 г. скорректировал формы метрик [ПСЗ 1832, VI: 203-204]. Были уточнены названия отдельных граф, в записях о рождении введена раздельная нумерация по полу и указание места рождения, отчество и сословие отца, появляется именование матери ребенка, ее имя и отчество. Дата события стала обозначаться прописью. Расширился круг данных о восприемниках новорожденного. Если раньше Къ сему же брещи вамъ накрИпко, чтобы при крещении мужеска пола, или женскаго, прЗемникъ былъ единъ и преемница едина жена [ДАИ 1853, V: 461] и, как правило, фиксировалась его степень родства по отношению к роди- телям новорожденного, то по новым формам метрических книг восприемников стало двое: мужчина и женщина (как бы соответствующих плотским родителям), но без указания родства. Также в метрической книге отмечалось их место проживания, сословная принадлежность, а модель их именования была трехчленная у мужчин и духчленная – у женщин. В 1837 г. выходит указ с уточнением того, с какого возраста можно быть при крещении восприемником: для мужского пола – с 15, для женского – с 13 лет [ПСЗ 1838, ХII: 728-729].
В конце каждой страницы по новой форме ведения метрических книг должна была стоять подпись священника, совершившего обряд [ПСЗ 1832, VI: 203-204], что укрепляло законность регистрационной записи и усиливало меру ответ- ственности представителя церкви за ее подлинность. В Полном собрании законов Российской империи мы находим этому подтверждение: …за неисправное ведение метрических книг … виновные священно и церковнослужители Православного исповедания подвергаются: в первый раз денежному взысканию от одного до пяти рублей, во второй тому же взысканию вдвое, а в третий удалению от должности… [ПСЗ 1846, ХХ: 937].
В Белоярском приходе священнослужитель подписывался под каждой регистрационной записью, Приведем пример из метрической книги 1837 г., которая изготовлена типографским способом [МК 1837: 15 об.] :
Мужеска пола |
Женска пола |
у кого кто родился |
Число крещеня |
кто были воспр i емники |
81 |
– |
Третьего числа, Чумляцкой волости деревни Косулиной у государственного крестьянина Михея Егорова Кокшарова и законной жены его Натал 3 и Макаровой родился сынъ Михаилъ. Молитвовалъ, имя нарекъ и кре-щен 3 е совершилъ тойже церкви св Ь щенникъ Михаилъ Петровъ Кочневъ |
5 |
Тойже волости и деревни государственный кресть-янинъ Андрей Макаровъ-Усольцовъ, и той же волости и деревни государ-ственнаго крестьянина димитря Егорова Кокшарова жена акилина семенова |
Указом Синода 7 февраля 1838 г. была утверждена обновленная форма метрических книг [ПСЗ 1839, ХIII: 91-92] . В соответствии с ней были добавлены графы удостоверения событий церковнослужителем и свидетелями (при рождении). Первая часть этих церковных документов стала иметь 9 граф. В первых двух указывался счет родившихся, пол, в 3 и 4 – месяц, число рождения и крещения, в 5-ой – имя младенца, данное по «Святцам». В том случае, если ребенок родился вне брака, то рядом с его именем стоит пометка: незаконнорожденный. В 6-ой графе записаны родители ребенка: их сословная принадлежность, место проживания, имя, отчество, фамилия отца, имя и отчество матери (для последней делалась пометка – девица или законная жена), православное вероисповедание: Села Б h лоярскаго билетный унтерофицеръ, Михаилъ Матв h евъ Зайковъ изаконная жена его, Христина Трофимова, оба православные [МК 1887: 42 об.]. Крещение иноверца также указывается: Деревни Измайловой Башкирецъ и гометанинъ 22летъ Киръ Зарывовъ Кир h евъ Порезолюции Его Преосвященства отъ 30 декабря 1886 г. За
№ 7396мъ [МК 1887: 5 об.]. В 7-ой графе содержалась информация о восприемниках, то есть о крёстных родившегося: их сословная принадлежность, место жительства, имя, отчество и фамилия: Костромской губ. Юрьевецкаго у h зда, Покровской волости дер. Шалыгиной кр-нъ Васил i й Алекс h евъ Якушовъ и кр. жена Мар f а F еодотова Завьялова [МК 1887: 21]. Помечается в метрической книге рождение близнецов, для каждого из них отдельно записаны восприемники: Села Б h лояр. кр. Осипъ Андреевъ Аг h евъ и кр. жена Меланья Васильева П h льмещикова и Дер. Чесноковки 2-й Иванъ Алекс h евъ Пашнинъ и кр. жена Евдок i я Никитина Коковина [МК 1887: 9] .
В предпоследней графе указывался сан, имя и фамилия служителя культа, осуществлявшего крещение, а также его помощник: Священникъ Павелъ Дроздовъ съ Д i акономъ Петромъ Подья-чевымъ . Последняя графа Р u коприкладство свид h телей записи по желан i ю не заполнена по причине неграмотности населения.
В записях метрических книг конца ХIХ в. появляется большое количество и разные формы типичных сокращений, которые легко восстанавливаются при чтении: закон. жена; кр. дочь; кр-ская дИвица; Дер. Чесноковки и т.д.
Такой формуляр просуществовал в Белоярском приходе всю дальнейшую историю метрик с небольшим изменением: в 5-ой графе после
1910 г. ХХ в. в метрических книгах священником стала добавляться запись рядом с именованием младенца, в честь какого святого был ребенок назван и день памяти этого святого [МК 1913: 13 об.]:
Счет родившихс # |
М И с # цъ и день |
Имена ро-дившихс # |
Зван З е, им # , отчество и фамил З# родителей, и каког о в И роиспов И дан З# |
||
М и жеска пола |
Женска пола |
Рожде-н 3# |
Креще-н з# |
||
41 |
– |
8 |
9 |
1 оаннъ В честь свв.пр.мч. 1 оанна -12 Апреля |
С.Б И лоярскаго крестьянинъ 1 ковъ Р еодоровъ Ц И лищевъ и законная жена его Ирина Михайлова; оба православные Священникъ Николай Шмотинъ Д З яконъ Александръ Протопоповъ |
Таким образом, на примере первой части метрических книг прослеживается содержательность и эволюция жанра исследуемого источника. С одной стороны, она была обусловлена регулирующим воздействием Сената и Синода, с другой стороны, региональные тексты давали достаточную свободу их составителям (церковнослужителям) в выборе номинаций, в структурнолексическом пространстве записей, в графическом и орфографическом варьировании.
Условные сокращения
ГАКО – Государственный архив Курганской области
ДАИ – Дополнения к актам историческим
Кн. – книга ПСЗ – Полное собрание законов Российской
МК – метрическая книга империи об. – оборот Т. – том
ОГАЧО – Областной архив Челябинской об- Ч. – часть ласти
DYNAMICS OF THE DATA CARD OF REGISTERS OF BIRTHS 1786-1919 (ON ARCHIVAL MATERIALS)
Natalia V. Statina
Teacher
Chelyabinsk Polytechnical Technical school
Список литературы Динамика формуляра метрических книг 1786-1919 гг. (по архивным материалам)
- Дополнения к «Актам историческим, собранным и изданным археографической комиссией». СПб., 1853. Т. 5. 510 с.
- МК -Метрическая книга 1786 г. ОГАЧО. Фонд И-226, опись 1, дело 3.
- МК 1820 г. ОГАЧО. Фонд И-33, опись 4, дело 99.
- МК 1837 г. ОГАЧО. Фонд И-226, опись 1, дело 51.
- МК 1887 г. ГАКО. Фонд 244, опись 2, дело 195.
- МК 1913 г. ГАКО. Фонд 244, опись 1, дело 1901.
- ПСЗ -Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. IV. С. 192-193. № 1908 от 14 апреля 1702 г.
- ПСЗ. СПб., 1830. Т. VI. С. 707-708. № 4222 от мая 1722 г.
- ПСЗ. СПб., 1830. Т. VII. С. 266-267. № 4480 от 20 февраля 1724 г.
- ПСЗ. СПб., 1830. Т. ХVI. С. 570-571. № 12061 от 29 февраля 1764 г.
- ПСЗ. СПб., 1830. Т. ХХ. С. 883-884. № 14948 от 23 ноября 1779 г.
- ПСЗ. СПб., 1830. Т. ХХIII. С. 504-505. № 17192 от 29 марта 1794 г.
- ПСЗ. СПб., 1830. Т. ХХIХ. С. 254-256. № 22118 от 7 мая 1806 г.
- ПСЗ. СПб., 1830. Т. ХL. С. 13-16. № 20266а от 17 мая 1825 г.
- ПСЗ. СПб., 1830. Т. ХL. С. 493-494. № 30507 от 28 сентября 1825 г.
- ПСЗ. СПб., 1832. Т. VI. Ч. 1. С. 203-204. № 4397 от 28 февраля 1831 г.
- ПСЗ. СПб., 1838. Т. ХII. Ч. 1. С. 728-729. № 10520 от 27 августа 1837 г.
- ПСЗ. СПб., 1839. Т. ХIII. Ч. 1. С. 91-92. № 10956 от 7 февраля 1838 г.
- ПСЗ. СПб., 1846. Т. ХХ. Ч. 1. С. 937. № 19283 от 15 августа 1843 г.
- ПСЗ. СПб., 1867. Т. ХL. Ч. 2. С. 311-312. № 42740 от 6 декабря 1865 г.
- Антонов Д.Н., Антонова И.А. Метрические книги: время собирать камни//Отечественные архивы. М., 1996. № 4. С. 15-28.
- Белькова А.Е. Метрические книги первой половины XIX века Тюменского духовного правления как жанр деловой письменности: автореферат дисс. … канд. фил. наук. Сургут, 2009. 21 с.
- Качалкин А.Н. Имя русского документа//Русская речь. 2002. №1. С.71-75.
- Розанов Н.П. История московского епархиального управления со времени учреждения Св. Синода (1721-1821). М., 1869. Ч. 3. Кн. 1. 169 с.