Динамика населения цаплевых птиц Ardeidae на Имеретинской низменности

Автор: Шагаров Лев Мерабович, Борель Ирина Витальевна

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 1176 т.24, 2015 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140155323

IDR: 140155323

Текст статьи Динамика населения цаплевых птиц Ardeidae на Имеретинской низменности

В условиях возрастающего антропогенного воздействия на природные комплексы становится актуальным оценка численности тех видов птиц, которые пока не внесены в Красные книги, но их состояние вызывает тревогу. К таковым относятся птицы семейства Ardeidae.

Из-за кардинальной антропогенной трансформации Имеретинской низменности изменились характер пребывания и численность многих видов птиц на этой территории. Благодаря работам таких орнитологов, как К.Б.Лауниц (1912), А.Е.Кудашев (1916) и П.А.Тильба (1989, 1990, 1999), возможно оценить состояние отдельных групп птиц в прошлом. Наиболее полная работа о птицах Имеретинской низменности, в которой проведены данные о численности птиц на этой низменности до строительства олимпийских объектов – это работа Петра Арнольдовича Тильба «Авифауна Имеретинской низменности» (1999). Кроме того, результаты многолетних исследований орнитофауны в доолимпийский период представлены в монографии «Природные комплексы Имеретинской низменности: биологическое разнообразие, созологическая значимость, рекомендации по сохранению» (Акатов и др. 2008). В данной статье приводится анализ сезонной динамики численности цаплевых птиц на Имеретинской низменности в 2014 году.

Регион и методика исследований

Исследования проводились в природном орнитологическом парке в Имеретинской низменности. Его территория состоит из 14 кластеров, представляющих собой небольшие анклавы в обширной и интенсивно эксплуатируемой в рекреационных и иных хозяйственных целях территории Имеретинской низменности и Нижнеши-ловского сельского округа (Шагаров, Борель 2015). В статью включены данные о цаплевых на 8 кластерах общей площадью 102.71 га, расположенных непосредственно на Имеретинской низменности. Ландшафт исследуемой территории представлен озёрами искусственного происхождения с пологими берегами и мелководьями; залежами и пустырями с травянистым покровом разной высоты; открытыми пространствами, чередующимися с заболоченными дренажными каналами, кустарниками, куртинами древесной растительности; а также парковой зоной с пешеходными дорожками и декоративными насаждениями.

Видовой и количественный состав авифауны выявлялся на протяжении всего 2014 года путём абсолютного учёта видового состава и численности птиц для каж- дого кластера. В феврале и ноябре 2014 года проведено по 16 учётов; в январе, апреле, мае, сентябре и декабре – по 17; в марте, июне, июле и августе – по 18; в октябре – 19 учётов. Полученные результаты собраны в единую электронную базу данных и сопоставлены с материалами предыдущих исследований.

Результаты

На территории природного орнитологического парка в Имеретинской низменности зарегистрировано 9 видов птиц семейства Ardeidae. Из них один вид – волчок Ixobrychus minutus – предположительно гнездится на исследуемой территории. В предолимпийский период здесь отмечали 8 видов цаплевых (не было египетской цапли Bubulcus ibis) , из которых волчок характеризовался как очень редкий гнездящийся вид. Наибольшая численность и видовое разнообразие цаплевых птиц наблюдается во время весенних миграций, когда за одну экскурсию можно встретить более 100 особей 8 видов (рис. 1). Осенний пролёт менее выражен. Два вида цапель (серая Ardea cinerea и большая белая Casmerodius albus) зимуют на территории орнитологического парка. Летом численность и видовой состав цаплевых непостоянен, гнездование предполагается только для волчка.

□ Ardeola ralloides

□ Ixobrychus minutus

□ Bubulcus ibis

□ Botaurus stellaris

Рис.1. Динамика численности птиц семейства Ardeidae на Имеретинской низменности в 2014 году

Выпь Botaurus stellaris . Единичные особи встречаются во время весенних миграций (2, 11 апреля 2014) по берегам водоёмов с густыми зарослями кустарников и тростника. В предолимпийский период была редким, но регулярно зимующим и пролётным видом.

Волчок, или малая выпь Ixobrychus minutus . Предположительно гнездящийся вид (на основании встреч в весенне-летний период в подходящем для гнездования биотопе) и немногочисленный пролётный вид. В 2014 году появление волчка зарегистрировано 24 апреля. Во время весенней миграции птицы встречаются как на берегах водоёмов, поросших густыми кустарниками, так и на относительно открытых покрытых травой берегах. Летом малая выпь встречается только на берегах водоёмов с густыми кустарниками. Отсутствие регистраций волчка в конце июня – первой половине июля нельзя считать доказательством его отсутствия на исследуемой территории, учитывая скрытный образ жизни этой птицы. Вопрос о гнездовании волчка на Имеретинской низменности требует дальнейшего изучения.

Кваква Nycticorax nycticorax . Обычный вид во время весенних миграций. Кваквы образуют скопления в зарослях древесной растительности по берегам водоёмов. 28 марта 2013 наблюдалась стая из 34 особей, в 2014 году наблюдались скопления по 7-12 особей. Отдельные особи встречаются также на открытых (не заросших по берегам кустами и деревьями) озёрах природного парка. В 1980-1990-е годы на весенней миграции наблюдались стаи по 10-15 особей, в 2008 году кваква отмечена как редкий пролётный вид.

Жёлтая цапля Ardeola ralloides . Обычный пролётный вид. Держатся поодиночке или парами на берегах водоёмов. С середины апреля до середины мая и в первой половине июня 2014 года проходила весенняя миграция жёлтых цапель, в сентябре и начале октября – осенняя миграция. Картина пролёта схожа с наблюдавшейся в 19801990-е годы, но численность жёлтых цапель в 2014 году увеличилась по сравнению с 1999 и 2008 годами.

Египетская цапля Bubulcus ibis . Две египетские цапли Bubulcus ibis были зарегистрированы на открытом (не заросшем кустарниковой и древесной растительностью) берегу одного из озёр природного орнитологического парка 5 мая 2014 года. Птицы держались неподалёку от стаи малых белых цапель, однако смешанную стаю не образовывали. Во время осенней миграции одна египетская цапля была замечена на той же территории 6 и 7 октября 2014 года (Борель 2014). В 2015 году, 8 июня, здесь снова зарегистрирована египетская цапля. При нашем приближении она перелетела с берега озера на дерево (рис. 2).

Большая белая цапля Casmerodius albus. Немногочисленный вид на зимовке и пролёте. На весенней миграции встречи более регулярны. Зимующие особи в 2014 году отмечались с начала декабря, наибольшая численность на зимовке зарегистрирована в первой декаде февраля. Численность больших белых цапель заметно меньше по сравнению с таковой в 1980-е и 1990-е годы, когда на Имеретинской низменности наблюдались скопления от 6-7 до 20 особей; во время инвентаризации орнитофауны в 2008 году C. albus отмечена как обычный пролётный и зимующий вид, а в 2014 году зимой и на пролёте удалось наблюдать лишь 2-7 особей за экскурсию.

Рис.2. Египетская цапля Bubulcus ibis на территории кластера №5 природного орнитологического парка в Имеретинской низменности. 8 июня 2015. Фото Л.М.Шагарова.

Малая белая цапля Egretta garzetta . Обычный вид на весеннем пролёте (с середины апреля до середины мая наблюдались скопления по 10-50 птиц). Отдельные особи встречаются также в период осенних миграций (в конце августа – начале сентября), а также в конце июля. Значительные скопления малой белой цапли наблюдались на берегах водоёмов природного парка. По сравнению с 1980-1990-ми годами численность этих птиц во время весенних миграций заметно увеличилась: тогда в разгар пролёта отмечались стаи по 6-8 особей, В составе орнитофауны Имеретинской низменности по состоянию на 2008 год E. gar-zetta также была отмечена как редкий пролётный и зимующий вид.

Серая цапля Ardea cinerea. Обычна, встречается круглогодично, однако численность в течение года непостоянна. В 2014 году больше всего серых цапель наблюдалась в апреле (весенний пролёт) и августе (начало осеннего пролёта). На зимовке немногочисленна, хотя встречается регулярно (практически на каждой экскурсии). Летом на озёрах парка держатся, по-видимому, неразмножающиеся особи. Стоит отметить, что ранее серая цапля на Имеретинской низменности в летний период не наблюдалась. На кластерах парка, заросших густой естественной растительностью (озеро с зарослями деревьев и кустарников, болото) серые цапли образуют скопления до 30 особей, однако на открытых берегах озёр держатся поодиночке (рис. 3).

Рис.3. Серые цапли Ardea cinerea под дождём на сухом эвкалипте (кластер №2 парка в Имеретинской низменности). 6 августа 2014. Фото Л.М.Шагарова.

Рыжая цапля Ardea purpurea . Обычный пролётный вид (рис. 4). Пик весеннего пролёта в 2014 году наблюдался в апреле, осеннего – в сентябре. В это время рыжие цапли часто образуют стаи по 5-10 особей. Иногда держатся вместе с серыми цаплями. Отдельные особи встречались в начале июня, а затем в конце июля – начале августа. Похожая картина наблюдалась на Имеретинской низменности и в предолимпийский период, однако первые рыжие цапли на осеннем пролёте появлялись тогда только в конце августа.

Выводы

В целом данные исследования видового состава, численности и статуса пребывания цаплевых в 2014 году схожи с полученными во время исследований в 1981-1989 годах. Однако есть и некоторые отличия. В списке видов Имеретинской низменности появилась египетская цапля. Серой цапле можно присвоить статус круглогодично встречающейся, но не гнездящейся на данной территории (ранее этот вид не регистрировался в летние месяцы). Сократилась численность выпи, большой белой цапли и серой цапли. Численность кваквы, жёлтой, малой белой и рыжей цапель, напротив, увеличилась. Эти данные

Рис.4. Рыжая цапля Ardea purpurea на территории кластера №2 парка в Имеретинской низменности. 13 апреля 2015. Фото Л.М.Шагарова.

свидетельствуют, что, несмотря на значительную антропогенную транс -формацию территории, Имеретинская низменность осталась важным местом зимовки и остановки цапель во время миграций, а кроме того, цапли используют озера природного орнитологического парка в качестве кормовых угодий летом.

Список литературы Динамика населения цаплевых птиц Ardeidae на Имеретинской низменности

  • Акатов В.В., Ескин Н.Б., Тильба П.А., Туниев Б.С. 2008. Рекомендации по сохранению природных объектов//Природные комплексы Имеретинской низменности: биологическое разнообразие, созологическая значимость, рекомендации по сохранению. Сочи; Майкоп: 87-90.
  • Борель И.В. 2014. Первая встреча египетской цапли Bubulcus ibis на Имеретинской низменности//Рус. орнитол. журн. 23 (1063): 3347-3348.
  • Красная книга Краснодарского края (животные). 2007/Адм. Краснодар. края: науч. ред. А.С.Замотайлов. 2-е изд. Краснодар: 1-504.
  • Красная книга Российской Федерации (животные). 2001. М.: 1-862.
  • Кудашев А.Е. 1916. Предварительный список птиц, наблюдавшихся мною в Сочинском округе Черноморской губернии//Орнитол. вестн. 4: 229-239.
  • Кудашев А.Е. 1917. Предварительный список птиц, наблюдавшихся мною в Сочинском округе Черноморской губернии//Орнитол. вестн. 1: 20-36.
  • Лауниц К.Б. 1912. Материалы для орнитофауны Черноморского побережья Кавказа//Птицеведение и птицеводство 3, 3/4: 1-40.
  • Тильба П.А. 1989. Изменение авифауны юго-восточной части Черноморского побережья Краснодарского края под воздействием антропогенных факторов//Синантропизация животных Северного Кавказа. Ставрополь: 85-87.
  • Тильба П.А. 1990. Зимняя орнитофауна низменностей Черноморского побережья Кавказа//Тр. Тебердинского заповедника 11: 215-238.
  • Тильба П.А. 1999. Авифауна Имеретинской низменности. Сообщение 1. Неворобьиные//Кавказ. орнитол. вестн. 11: 166-204.
  • Тильба П.А. 2000. Имеретинская низменность (КД-012)//Ключевые орнитологические территории России. Ключевые орнитологические территории международного значения в Европейской России. М, 1: 1-336.
  • Тильба П.А. 2001. Авифауна Имеретинской низменности. Сообщение 2. Воробьинообразные//Кавказ. орнитол. вестн. 13: 111-138.
  • Тильба П.А., Борель И.В., Шагаров Л.М. 2014. Современное состояние авифауны Имеретинской низменности//Рус. орнитол. журн. 23 (1027): 2257-2266.
  • Шагаров Л.М., Борель И.В. 2015. Значение природного орнитологического парка в Имеретинской низменности для мигрирующих и зимующих птиц в постолимпийский период//Рус. орнитол. журн. 24 (1144): 1743-1749.
Еще
Статья