Динамика представлений россиян о патриотизме

Автор: Савва Е.В.

Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel

Рубрика: Политика

Статья в выпуске: 9, 2023 года.

Бесплатный доступ

Патриотизм является одним из наиболее широких и слабо определенных концептов общественно-политической науки. Как правило, его рассматривают как политический принцип и чувство принадлежности человека к стране. Вербальное принятие и одобрение патриотизма в российском обществе нарастали на протяжении всего периода научных наблюдений 2006-2023 гг., при этом динамика была особенно интенсивной в период 2012-2018 гг. Главным фактором роста патриотических настроений россиян является внешнеполитический. Лояльность власти как компонент патриотизма практически не изменялась в период 2006-2018 гг., а затем быстро и существенно возросла в период 2018-2023 гг. Можно предположить, что такая динамика связана не с внешнеполитическими, а с внутренними социально-политическими факторами.

Еще

Патриотизм, политический принцип, динамика принятия патриотизма, конформизм, внешнеполитические факторы, внутриполитические факторы, лояльность

Короткий адрес: https://sciup.org/149143428

IDR: 149143428   |   DOI: 10.24158/pep.2023.9.7

Текст научной статьи Динамика представлений россиян о патриотизме

Актуальность исследования динамики патриотизма в России определяется большим значением этого процесса для понимания вектора социально-политического развития страны. Мы рассматриваем патриотизм как один из наиболее широких и слабо определенных концептов политической науки, который обычно трактуется в качестве политического принципа и осознания принадлежности индивида к стране.

Конструкт патриотизма является сложным. Это подчеркивает А.В. Селезнева, которая указывает, что его необходимо рассматривать, наряду с прочим, в качестве ценности (Селезнева, 2017: 204). А.Н. Вырщиков и М.Б. Кусмарцев выделяют четыре вида патриотизма: государственный, российский, национальный и местный (Вырщиков, Кусмарцев, 2006). Некоторые исследователи подчеркивают многоаспектность патриотизма (Ильин, Урюпин, 2022). При наличии доминирующей государственной модели патриотизма в российском обществе присутствуют, по мнению А.Н. Осянина и А.М. Рюмина, также другие его формы (Осянин, Рюмин, 2017). Структурная сложность патриотизма делает необходимым его изучение различными методами в рамках разных наук.

Важной особенностью патриотизма как социально-политического явления выступает его инструментальность. По оценке А.И. Паберзса, он является фактором консолидации общества, согласования интересов различных социальных групп, а также создает условия для конструктивного сотрудничества общества и власти (Паберзс, 2009: 35–37). Необходимо согласиться с тем, что наличие общих для двух этих акторов ценностей способствует их взаимодействию. Патриотизм, как справедливо предполагают В.В. Маленков и И.Ф. Печеркина, является одним из оснований гражданской вовлеченности молодежи (Маленков, Печеркина, 2019: 249).

По мнению Э.А. Зелетдиновой и В.В. Дьяковой, данное понятие выступает стержневым элементом гражданской идентичности, ему отводится ключевая роль в качестве основы поиска общих ценностей (Зелетдинова, Дьякова, 2017: 256). В стратегической перспективе, как указывают О.Н. Коршунова и А.А. Шульмин, патриотизм должен стать одним из ключевых конструктов российской национальной идеи (Коршунова, Шульмин, 2013: 288).

Исторический опыт и исследования современности1 показывают, что патриотизм как широко понимаемое чувство принадлежности к стране выступает одной из базовых социально-политических ценностей. Он является ядром системы ценностей, которые формируют значимые внутри- и внешнеполитические приоритеты жителей любой страны.

Целью статьи является постановка научного вопроса о факторах динамики представлений россиян о патриотизме.

В качестве основного в работе использован количественный метод сравнительного анализа простых процентных распределений результатов репрезентативных социологических исследований за сопоставимые периоды времени, что составляет новизну исследования наряду с его результатами. Так, ранее для оценки динамики не использовался сравнительный анализ процентных распределений представлений россиян о патриотизме. Этот количественный метод позволил сделать обоснованные выводы об изменении представлений во времени и выдвинуть предположения о факторах, влияющих на данный процесс.

Исходя из сказанного выше, понимание динамики патриотизма позволяет прогнозировать основные контуры будущих изменений в самых разных сферах общественной жизни. Для исследования этой динамики в XXI столетии автор использовал результаты ранее проведенных панельных социологических исследований. Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) проводит опросы россиян на различные темы, связанные с патриотизмом. Этот массив данных позволяет анализировать динамику представлений жителей РФ на протяжении почти двух десятилетий2.

Длительность периодов наблюдений, в течение которых респондентам задавались различные вопросы, имеющие отношение к их восприятию патриотизма, неодинакова. Нам доступны распределения ответов на следующие вопросы: «Вы считаете или не считаете себя патриотом?» – с декабря 2006 г. по май 2023 г., «С вашей точки зрения, какую часть россиян можно назвать патриотами – всех, большинство, половину, меньшинство или никого?» – с ноября 2001 по май 2023 гг. Распределения ответов на вопросы о причинах, по которым люди становятся патриотами, а также на ряд других доступны с 2017 г. по май 2023 г. Открытость указанных массивов данных позволяет использовать в качестве главного метода исследования вторичный анализ распределений ответов респондентов.

Отвечая на вопрос «Вы считаете или не считаете себя патриотом?» 3 декабря 2006 г. 57 % респондентов ответили «считаю» и 30 % – «не считаю». Результаты опроса 28 мая 2023 г. демонстрируют значительную динамику самосознания граждан за прошедшие 17 лет: 84 % респондентов ответили, что считают себя патриотами, и лишь 12 % не думают так. Рост доли людей, которые рассматривают себя в качестве патриотов, составил 27 пунктов, уменьшение доли не относящих себя к патриотам – 18 пунктов. Если в 2006 г. разрыв между вербальными патриотами и непатрио-тами составлял 27 пунктов, то в 2023 г. – уже 72 пункта. В среднем за год прирост доли осознанных патриотов в РФ составил 1,6 %. Такую динамику необходимо рассматривать как высокую, и у нее должны быть значимые причины.

Мы разделили период с 2006 по 2023 гг. на три примерно равных отрезка времени: с 2006 по 2012 (6 лет), с 2012 по 2018 (6 лет), с 2018 по 2023 (5 лет). Среднегодовой прирост вербальных патриотов на протяжении первого периода составлял 1,17 %, второго – 2,17 %, третьего – 1,4 %. Эту относительную динамику можно обобщить следующим образом: плавный рост ниже среднего в первом периоде, значительное усиление – во втором, небольшое снижение по сравнению со вторым в третьем периоде. Снижение среднегодовых темпов в третьем периоде может свидетельствовать о некоторой «усталости» российского общества после пиковых значений 2012–

2018 гг. Этот подъем можно объяснить как кумулятивным эффектом, характерным для подобных процессов, так и патриотической мобилизацией россиян в период с 2014 г. Тенденция относительной динамики снижения доли людей, которые не считают себя патриотами, в целом совпадает с линией роста. Среднегодовое снижение в первом периоде составляло 0,7 %, во втором – 1,3, в третьем – 1,2 %. Констатируем плавный рост в первом периоде, пик – во втором и стабилизацию на уровне выше среднего – в третьем.

Проверить наличие выявленной выше динамики можно вторичным анализом распределений ответов на вопрос исследований ФОМ «С вашей точки зрения, какую часть россиян можно назвать патриотами – всех, большинство, половину, меньшинство или никого?» (табл. 1).

Таблица 1 – Распределение ответов на вопрос «С вашей точки зрения, какую часть россиян можно назвать патриотами – всех, большинство, половину, меньшинство или никого?» в зависимости от времени исследования

Table 1 – Distribution of Answers to the Question “In your Opinion, which Part of Russians can be Called Patriots – All, Majority, Half, Minority or None?” Depending on the Time of the Survey

Вариант ответа

Дата опроса

3 декабря 2006 г., %

16 декабря 2012 г., %

22 июля 2018 г., %

28 мая 2023 г., %

Всех

1

1

4

4

Большинство

19

19

41

48

Половина

19

20

23

25

Меньшинство

41

36

17

13

Никого

7

9

4

3

Затрудняюсь ответить

14

16

11

7

В первый период динамика отсутствует, отличия ответов не превышают 5 %. Второй этап демонстрирует взрывной рост: более чем вдвое увеличилось количество ответов «Большинство» и более чем вдвое уменьшилось количество выборов ответов «Меньшинство». В третий период проективная оценка уровня патриотизма выросла по сравнению со вторым, но незначительно. Параметры изменений в этом случае очень близки динамике ответов на вопрос «Считаете ли Вы себя патриотом?». Можно сделать вывод о том, что на оценке собственного патриотизма и его проективной оценке отразились кумулятивный эффект и патриотическая мобилизация россиян.

В соответствии с нашей гипотезой, динамика доли вербальных патриотов и мнения о распространенности патриотизма свидетельствует о наличии сильных факторов роста патриотизма в период с 2012 по 2018 гг. Кумулятивный эффект подтверждается. Это объясняется, по нашему мнению, действием двух факторов. Первый из них обусловлен увеличением количества людей, которые считают себя патриотами и становятся носителями и распространителями соответствующих идей за счет роста коммуникаций, в которых они оказывают влияние на остальных членов социума. Второй – состоит в усилении конформизма по мере нарастания доминирования в обществе идей патриотизма. Склонные к нему люди в поисках чувства безопасности присоединяются к мнению большинства.

Основные факторы роста патриотизма можно выявить путем сравнения трех выделенных выше периодов. Мы предполагаем, что ими могут быть события, которые создают возможности для активных общественных кампаний, а также направленность государственной системы средств массовой информации (СМИ). Вектор деятельности последней не зависит от информационных поводов. Они лишь активизируют процессы и в результате усиливают влияние обозначенной системы. Патриотизм стабильно является одной из главных тем российских СМИ. Данный фактор на протяжении исследуемого периода можно рассматривать в качестве константы.

Какие события могли стать информационными поводами для усиления патриотизма в каждый из трех выделенных периодов? Общими для всех временных промежутков являются выборы президента РФ и связанные с ними информационные кампании. Второй период (2012–2018 гг.) отличается от предыдущего и последующего присоединением Крыма, войной на Донбассе и значительным ухудшением отношений РФ и коллективного Запада. Автор полагает, что для этого периода характерно доминирование внешних факторов в формировании представлений россиян о патриотизме. Третий период характеризуется такими значимыми событиями, как референдум по изменению Конституции РФ и начало специальной военной операции на Украине. Существенное усиление динамики патриотизма в 2012–2018 гг. вызвано не внутрироссийскими, а внешнеполитическими факторами. Можно уверенно сказать, что поддержание относительно высокой динамики патриотизма в третий период (2018–2023 гг.) также в некоторой степени вызвано внешними факторами. При этом для третьего периода характерно усиление значения внутренних обстоятельств. Интерес россиян к внешнеполитическим событиям остается высоким, данная повестка дня сохраняет свою активность, но перестает быть доминирующей.

Таким образом, главным фактором динамики патриотизма в РФ является внешнеполитический. Рост российского национального самосознания определен активизацией международного противоборства. Можно сделать вывод о том, что российская патриотическая интеграция относится к военному типу социально-политической мобилизации.

Учитывая низкую определенность содержания понятия патриотизма (Инкижекова, 2017: 35), можно предположить, что оно может изменяться для больших социальных групп. Это тем более вероятно, что в России идея патриотизма распространялась довольно быстро, как было показано выше. При таких высоких темпах динамики трудно надеяться на то, что содержание понятия «патриотизм» будет восприниматься разными людьми совершенно одинаково. Новые вербальные патриоты могли трактовать это понятие под влиянием мотивов, которые повлияли на их выбор в пользу патриотизма. Вторичный анализ результатов социологических исследований ФОМ позволяет сделать предположения о направленности изменений восприятия патриотизма в российском социуме.

Фонд общественного мнения в опросах с 2006 г. задает респондентам вопрос «Скорее, может или, скорее, не может быть патриотом человек, который критикует власти своей страны?». В 2006 г. большинство (58 %) ответили, что «скорее, может»; противоположной точки зрения придерживалось меньшинство (31 %). В мае 2023 г. ситуация уже была иной: 51 % респондентов ответил, что человек, критикующий власти своей страны, скорее, не может быть патриотом, и 44 % опрошенных считали, что может. Очевидно, что за 17 лет наблюдений в восприятии россиянами патриотизма появился значительный сегмент лояльности к власти. Исследуемый феномен стал восприниматься большинством россиян как идея, которая не предполагает возможности критики властей своей страны.

Важно отметить, что взрывная динамика данного показателя характерна не для второго, а для третьего из выделенных нами этапов. Если в период с 2006 по 2012 гг. доля людей, считающих, что человек, критикующий власть, не может быть патриотом, практически не изменилась (31 и 29 % соответственно), а в период с 2012 по 2018 гг. также осталась в пределах погрешности (29 и 31 %), то с 2018 по 2023 гг. она увеличилась на 20 пунктов – с 31 до 51 %. На третьем этапе внешнеполитические факторы уже не были главными в формировании восприятия патриотизма. При всей их высокой значимости, которая сохранялась на третьем этапе, можно говорить о привыкании российского общества к ним и о «возвращении» россиян к внутрироссийской повестке дня как наиболее актуальной. Можно предположить, что взрывной рост лояльности в структуре патриотизма вызван внутренними факторами. При этом, безусловно, необходимо учитывать тесную взаимосвязь и взаимное влияние внешних и внутренних факторов. Например, восприятие коллективного Запада как противника влияет на оценку организаций и людей, которые ассоциируются с ним внутри страны.

В результате исследования мы пришли к следующим выводам. Вербальное принятие и одобрение патриотизма в российском обществе нарастали на протяжении всего периода наблюдений 2006–2023 гг., при этом особенно активно это происходило в период 2012–2018 гг. Главным фактором роста патриотических настроений в российском обществе является внешнеполитический, однако его влияние несколько уменьшилось в третьем периоде наблюдений. Лояльность власти как компонент патриотизма практически не изменялась в период 2006–2018 гг., а затем быстро и существенно усилила свои позиции в период 2018–2023 гг. Можно предположить, что такая динамика данного компонента патриотизма связана не с внешнеполитическими, а с внутренними социально-политическими факторами.

Список литературы Динамика представлений россиян о патриотизме

  • Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. Волгоград, 2006. 140 с.
  • Зелетдинова Э.А., Дьякова В.В. Патриотизм как элемент гражданской идентичности // Вестник экономики, права и социологии. 2017. № 4. С. 255-257. EDN: YKHQOS
  • Ильин Ю.Д., Урюпин В.Н. Патриотизм - духовная основа национальной безопасности России // Военная мысль. 2022. № 1. С. 47-64. EDN: IHEWLO
  • Инкижекова М.С. Категории "национальная идентичность" и "патриотизм" в современном образовательном пространстве // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 4. С. 34-45. DOI: 10.17805/zpu.2017.4.4 EDN: NRUGWV
  • Коршунова О.Н., Шульмин А.А. Концепт патриотизма в постсоветской России: к постановке проблемы // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16, № 23. С. 288-291. EDN: RPSRJD
  • Маленков В.В., Печеркина И.Ф. Патриотическая самоидентификация в системе гражданских ориентаций молодежи // Социология. 2019. № 6. С. 249-262. EDN: ROQPMN
  • Осянин А.Н., Рюмин А.М. Современные факторы формирования патриотического сознания: опыт анализа российских СМИ// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2017. № 3 (47). С. 94-103. EDN: ZRKOAD
  • Паберзс А.И. Военно-патриотическое воспитание молодежи Санкт-Петербурга в 1992-2005 (опыт деятельности государственных органов и общественных организаций) // Власть. 2009. № 7. С. 35-37. EDN: KUBOJP
  • Селезнева А.В. Патриотизм как политическая ценность: политико-психологический анализ // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 38. С. 200-208. DOI: 10.17223/1998863X/38/20 EDN: ZBBDOF
Еще
Статья научная