Динамика промышленного производства в III квартале 2025 года

Автор: Каукин А.С., Левченко А.Г.

Журнал: Мониторинг экономической ситуации в России @monitoring-esr

Статья в выпуске: 28 (208), 2025 года.

Бесплатный доступ

Промышленное производство в РФ в III квартале 2025 г. продолжало находиться в фазе стагнации, которая наблюдается с начала года. Об этом свидетельствуют околонулевые темпы роста трендовой составляющей индекса промышленного производства. Добывающий сектор демонстрирует стагнацию, продолжая тенденцию предыдущего квартала. В обрабатывающих производствах наблюдается значительная внутриотраслевая дифференциация: устойчивый рост в фармацевтике, а также в производстве летательных аппаратов и прочих транспортных средств контрастирует со спадом в машиностроении, автомобилестроении и производстве строительных материалов. Параллельно отмечается стагнация в строительном секторе вследствие сокращения ипотечного спроса и снижения объемов ввода жилья.

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/170211333

IDR: 170211333

Текст научной статьи Динамика промышленного производства в III квартале 2025 года

тенденции и вызовы социально-экономического развития

28(210) ноябрь 2025

ДИНАМИКА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВАВ III КВАРТАЛЕ 2025 ГОДА

Каукин А.С., к.э.н., и.о. руководителя научного направления «Реальный сектор», заведующий лабораторией отраслевых рынков и инфраструктуры Института Гайдара;

Левченко А.Г., н.с. лаборатории отраслевых рынков и инфраструктуры

Института Гайдара

Промышленное производство в РФ в III квартале 2025 г. продолжало находиться в фазе стагнации, которая наблюдается с начала года. Об этом свидетельствуют околонулевые темпы роста трендовой составляющей индекса промышленного производства. Добывающий сектор демонстрирует стагнацию, продолжая тенденцию предыдущего квартала. В обрабатывающих производствах наблюдается значительная внутриотраслевая дифференциация: устойчивый рост в фармацевтике, а также в производстве летательных аппаратов и прочих транспортных средств контрастирует со спадом в машиностроении, автомобилестроении и производстве строительных материалов. Параллельно отмечается стагнация в строительном секторе вследствие сокращения ипотечного спроса и снижения объемов ввода жилья.

Для корректной интерпретации имеющихся тенденций в отдельных отраслях необходимо проводить декомпозицию их выпуска на составляющие: календарную, сезонную, нерегулярную и трендовую1; содержательный интерес представляет интерпретация последней. Авторами была выделена трендовая составляющая рядов индексов производства за 2003–2025 гг.2 на основе актуальной статистики, публикуемой Росстатом.

Результаты обработки ряда для индекса промышленного производства в целом представлены на рис. 1 . На рис. 2 показан результат для агрегированных индексов добывающего сектора, обрабатывающего сектора и производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Для остальных рядов результаты декомпозиции представлены в табл. 1 .

В III квартале 2025 г. динамика трендовой составляющей (100,46% г/г и 100,01% к предыдущему периоду) может свидетельствовать о закреплении промышленного производства в фазе стагнации. На это указывает околонулевая динамика производства в обрабатывающем секторе и секторе добычи полезных ископаемых.

Во II и III кварталах 2025 г. в добывающем секторе трендовая составляющая демонстрирует околонулевые темпы роста после продолжительного нисходящего тренда, который наблюдался с начала 2022 г. В III квартале рост трендовой составляющей достиг 100,35% относительно предыдущего периода и 100,02% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Нефтяная отрасль продолжает работать в условиях введенных антироссий-ских санкций, которые сказываются как на экспорте, так и на инвестиционном климате. В сентябре 2025 г. Евросоюз (в рамках 19-го пакета) и США ввели прямые ограничительные меры против «Роснефти» и «Лукойла». Ключевыми стали полный запрет на транзакции с этими компаниями со стороны ЕС и их включение США в санкционный список SDN, что блокирует расчеты в долларах и угрожает контрагентам вторичными санкциями. Кроме того, меры ЕС (в рамках 19-го пакета) включают добавление в санкционные списки и введение ограничений против китайских нефтеперерабатывающих компаний - покупателей российской нефти1. В III квартале продолжились удары по энергообъектам, что в некоторой степени дестабилизировало бесперебойность экспортных потоков. В частности, была атакована распределительная станция нефтепровода «Дружба», что привело к остановке поставок в Венгрию и Словакию на пять дней2.

Стагнация добывающего сектора в сегменте природного газа обусловлена значительным сокращением экспорта, особенно

Рис. 1. Динамика индекса промышленного производства в 2014–2025 гг. (фактические данные и трендовая составляющая), % к среднегодовому значению 2016 г.

Источник: Росстат, расчеты авторов.

Производство и распределение электроэнергии,

Рис. 2. Динамика индексов производства по отраслям в 2014–2025 гг. (фактические данные и трендовая составляющая), % к среднегодовому значению 2016 г.

Источник: Росстат, расчеты авторов.

в секторе СПГ, и активным поиском альтернативных рынков сбыта. За январь-сентябрь 2025 г. РФ сократила экспорт СПГ на 11% (или на 3,5 млрд куб. м) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что в том числе связано с санкционными ограничениями в отношении среднетоннажных заводов «Газпром СПГ Портовая» и «Криогаз-Высоцк». За январь-сентябрь поставки российского СПГ в Европу сократились на 10% г/г (или на 1,8 млрд куб. м). Более 85% общего объема европейского импорта СПГ из России пришлось на Бельгию, Францию и Испанию1. По итогам III квартала 2025 г. НОВАТЭК сократил добычу углеводородов на 1,2% г/г до 161,4 млн бнэ2.

Угольная отрасль в III квартале 2025 г. столкнулась с убытками и сохраняющимися логистическими ограничениями, что вносит вклад в стагнацию добывающего сектора. Несмотря на рост экспорта за девять месяцев 2025 г. (рост на 3,8% г/г)3, сальдированный убыток угольных компаний за январь-август достиг 258 млрд руб., а доля убыточных компаний выросла до 67%4. Крупнейшими импортерами российского угля в сентябре были Китай (7,8 млн т), Южная Корея (2,7 млн т) и Турция (1,2 млн т). Однако низкие мировые цены и высокие железнодорожные тарифы остаются одним из ключевых факторов, снижающих рентабельность отрасли5. Ограниченная пропускная способность Восточного полигона РЖД также сдерживает потенциал экспорта.

Трендовая составляющая в строительном секторе в III квартале 2025 г. продолжает динамику предыдущего квартала, демонстрируя околонулевые темпы роста (101,66% г/г и 100,00% к предыдущему периоду) по причине сокращения ипотечного спроса и переизбытка предложения. Строительные компании сосредоточились на завершении уже начатых проектов. Это позволяет им поддерживать финансовую устойчивость в условиях дорогих кредитов. Одновременно сокращение объема предложения поддерживает рыночный баланс, снижая риски перенасыщения рынка6. В III квартале 2025 г. ввод жилья в эксплуатацию сократился на 11,9% г/г7. Запуск новых проектов строительства жилья в России снизился в январе-сентябре 2025 г. на 16% г/г. Строительная активность уменьшилась в 56 регионах России, в том числе в Москве (-31% до 2,88 млн кв. м) и Московской области (-32% до 1,31 млн кв. м)8.

В III квартале 2025 г. трендовая составляющая обрабатывающего производства демонстрировала околонулевую динамику (101,01% г/г и 99,77% к предыдущему периоду). Наибольший рост наблюдался в производстве транспортных средств и оборудования, где выпуск летательных аппаратов увеличился на 31,7%, а прочих транспортных средств – на 13,9% за январь-сентябрь 2025 г.1, что может быть частично связано с выполнением гособоронзаказа2. Одновременно произошло существенное сокращение производства машин и оборудования, особенно сельскохозяйственной техники (июль -39,6% г/г; январь-сентябрь -28,9% г/г). Также наблюдается снижение производства автотранспортных средств (январь-сентябрь -16,5% г/г) вследствие удорожания кредитных ресурсов3, а также выпуска железнодорожного подвижного состава (январь-сентябрь -19,4% г/г)4 из-за насыщения парка ОАО «РЖД»5.

Металлургическое производство в III квартале показало спад6. Продажи металлопродукции в июле-сентябре за девять месяцев упали на 10,4%. Основными негативными факторами для отрасли в 2025 г. стали снижение внутренних и экспортных цен на продукцию и усиление конкуренции на внешних рынках, связанное с наличием избыточных мощностей и перепроизводством в Китае и Индии. Внутри России спрос упал, что вызвано снижением активности строительного сектора, сельхозмашиностроения и транспортных проектов7. В производстве готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, в III квартале наблюдался рост, в основном за счет производства паровых котлов и готовых металлических изделий, не включенных в другие группировки8.

В химической промышленности отмечены рост производства агрохимической продукции (январь-сентябрь +18,5% г/г)9 в связи с расширением посевных площадей и внедрением современных агротехнологий10, а также увеличение выпуска фармацевтической продукции (январь-сентябрь +15,4% г/г) благодаря росту спроса на отечественные лекарственные средства, запуску новых производственных участков и расширению ассортимента экспортируемых препаратов11.

Добывающая отрасль сохранит тенденцию к стагнации из-за структурных ограничений и санкционного давления. Предполагается, что рост будет сдерживаться недостатком мощностей транспортной инфраструктуры и высокими логистическими издержками, несмотря на продолжающуюся переориентацию экспорта на азиатские рынки12.

Перспектива строительной отрасли в краткосрочном периоде определяется сохранением контрактивного воздействия высокой ключевой ставки на ипотечный спрос и условия кредитования застройщиков. Динамика

Таблица 1

Изменение индекса выпуска по отраслям экономики, %

Названия отраслей

Доля в индексе промышленного производства

Сентябрь 2025 г. к сентябрю 2024 г.

Сентябрь 2025 г. к июню 2025 г.

Изменения последних месяцев

Индекс промышленного производства

100,46

100,01

стагнация

Добыча полезных ископаемых

34,54

100,02

100,35

стагнация

Обрабатывающие производства

54,91

101,01

99,77

стагнация

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

16,34

108,53

102,10

рост

Текстильное и швейное производство

1,14

106,90

104,89

рост

Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

0,27

93,38

98,52

медленный спад

Обработка древесины и производство изделий из дерева

2,02

94,89

102,17

рост

Целлюлозно-бумажное производство

3,35

73,30

92,73

спад

Производство кокса, нефтепродуктов

17,25

99,11

99,34

медленный спад

Химическое производство

7,56

110,44

102,37

рост

Производство резиновых и пластмассовых изделий

2,14

90,64

97,80

спад

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов

4,02

90,02

99,40

стагнация

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

17,42

117,37

102,75

рост

Производство машин и оборудования

6,97

88,37

95,17

спад

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

6,27

102,81

101,36

медленный рост

Производство транспортных средств и оборудования

6,75

133,99

107,44

рост

Прочие производства

2,42

90,43

96,11

спад

Электроэнергия газ и вода

13,51

100,12

99,51

стагнация

Оптовая торговля

95,49

98,66

медленный спад

Розничная торговля

102,22

101,28

медленный рост

Грузооборот

98,93

99,39

медленный спад

Строительство

101,66

100,00

стагнация

Сельское хозяйство

102,11

100,68

медленный рост

Объемы платных услуг населению

102,38

100,55

стагнация

Источник: Росстат, расчеты авторов.

сектора в ближайшие кварталы будет преимущественно зависеть от изменений в монетарной политике и возможных мер фискальной поддержки1. В краткосрочной перспективе в обрабатывающей промышленности ожидается сохранение разнонаправленной динамики с концентрацией роста в сегментах, ориентированных на государственный заказ и импортоза-мещение. При этом потребительскоориентированные и кредитозависимые подотрасли продолжат испытывать сжатие под воздействием жесткой денежно-кредитной политики. Ключевым ограничивающим фактором выступят конъюнктурные ограничения инвестиционного и потребительского спроса2.