Динамика распространения дубровника Emberiza aureola в Саратовской области

Автор: Завьялов Евгений Владимирович, Мосолова Екатерина Юрьевна, Табачишин Василий Григорьевич

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 704 т.20, 2011 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140152445

IDR: 140152445

Текст статьи Динамика распространения дубровника Emberiza aureola в Саратовской области

В Саратовской области дубровник Emberiza aureola Pallas 1773 является относительно молодым элементом восточносибирского происхождения, распространение которого претерпевает изменения и в настоящее время (Завьялов и др. 2002, 2003). Распространение его в области в достаточной мере не выяснено. Существующие данные указывают на обитание дубровника в долине Волги на юг до 51-й параллели (Степанян 2003).

В начале XIX века область гнездования дубровника не заходила на западную часть Уральских гор, лишь отдельные особи проникали в европейскую часть России в ходе залётов (Паевский 2004). В дальнейшем стали поступать сообщения о гнездовании этих птиц и западнее. В конце XIX века вид заселил практически всю территорию центральных районов европейской части России, появился в Среднем Поволжье. Так, по данным С.А.Резцова (1910), в начале XX века дубровник был относительно многочислен в пойме реки Мокша на северо-западе Мордовии. В Пензенской области вид отмечен 19 мая 1909 в окрестностях посёлка Наровчат (Артоболевский 1923-1924). До этого дубровник уже наблюдался в соседней Симбирской губернии (ныне Ульяновская область) (Богданов 1871).

Первое сообщение об обитании дубровника в Саратовской области в начале ХХ столетия находим в работе И.Б.Волчанецкого (1925). Автором этого сообщения приводятся сведения об обитании вида в окрестностях степных водоёмов и малых рек Саратовского района (Горючка, Курдюм, Гуселка), а также в пойме Волги. Несколько позднее достоверность обитания дубровника в области подтверждается коллекционными сборами, выполненными в августе 1929 года в окрестностях Вольска и 23 августа 1937 на острове Березенский (река Волга) в Воскресенском районе (Барабаш, Козловский 1941). Кроме того, косвенные указания на пребывание вида в долине Волги на широте областного центра в репродуктивный период находим и в последующий период (Волчанецький та iн. 1937). Возможно, что дубровник проник на гнез- дование в пределы северной части Нижневолжского региона ещё раньше, приблизительно в 1890-х годах. Именно с этим временем многими исследователями связывается заселение дубровником территории европейской части России (Портенко 1974; Паевский 2004).

В общем виде распространение дубровника в Саратовской области в конце первой половины XX века представлялось в виде ленты, тянущейся с севера вдоль правого и левого берегов Волги до широты Саратова. При этом наиболее стабильные поселения вида регистрировались на Левобережье Волги и в устье реки Большой Иргиз в пределах Балаковского района (Козловский 1949). Причём на основе увеличения числа встреч дубровника в долине Волги высказывалось предположение об интенсивном расширении границ области гнездования и прогнозировалось заселение дубровником обширной территории Саратовской области (Козлов 1953). Так, Л.А.Лебедева (1967) проводила южную границу распространения дубровника в тот период в саратовском Заволжье по реке Большой Иргиз. Действительно, темпы экспансии изучаемых птиц в период расселения были высокими. Некоторые исследователи (Nowak 1971) указывают, что они составляли до 27 тыс. квадратных километров в год, когда только за 100 лет, до 1925 года, площадь вновь занятой территории составила 2.7 млн. км2 (около 20% современного ареала этого вида).

Наряду с только что изложенным существовало и другое мнение, базирующее на том, что фактическая сторона подобных построений и выводов не вполне безупречна. В частности Г.П.Дементьев и Е.С.Пту-шенко (1940), основываясь на детальном анализе литературы XVIII и XIX веков, высказали сомнения в надёжности и достоверности сформировавшихся и укрепившихся к началу XX века представлений о расселении дубровника. По мнению названных исследователей, следует говорить прежде всего о «транзитивности» границы ареала у предела распространения вида. Помимо расширения гнездовой части ареала, случайные залёты дубровников регистрировались на обширных европейских территориях, а также в Израиле, Иордании и Египте (Паевский 2004).

Мы склонны полагать, что как в прошлом (Дементьев, Птушенко 1940), так и в настоящее время южная граница распространения вида в долине Волги должна проводиться по 51-й параллели. Кроме того, в отношении локального распространения дубровника в пределах Саратовской области, очевидно, следует придерживаться представления о высокой стенотопности вида. У южных пределов распространения дубровник гнездится только по лугам широких речных долин.

В конце XX – первые годы XXI века наиболее отчётливо проявилась тенденция сокращения распространения дубровника на гнездовании в регионе (Завьялов и др. 2004). Поэтому его численность доста- точно низка. В прошлом (26 июня 1940) на лугах у села Николаевка Балаковского района плотность населения дубровника составила 1.0 пару на 1 км маршрута; аналогичные результаты получены в тот период и на острове Березенский в Воскресенском районе (Козловский 1949). Сопоставимые значения обилия характерны для дубровника в сходных биотопах в начале XXI века у села Усовка Воскресенского района и Красная Поляна Марксовского района; здесь в гнездовой период 2001 и 2005 годов обилие вида составило, соответственно, 2.7 и 1.4 особи на 1 км маршрута.

В настоящее время на выделенной территории дубровник крайне редок. Он исчез из большинства районов прежнего стабильного гнездования. Однако на сопредельных территориях в пределах Среднего Поволжья дубровник по-прежнему входит в группу гнездящихся птиц (Лысенков и др. 2001). Например, на Правобережье Ульяновской области во второй половине 1990-х годов размножение вида было редким (Бородин 2008), однако он многочислен в тот же период в левобережной части указанного региона (Назаренко и др. 1999). Дубровник относится к числу гнездящихся видов сопредельной Пензенской и Самарской областей (Муравьёв 2005; Шапошников и др. 2009). Существуют указания на обитание вида и в сопредельной Тамбовской области (Щёголев 2000). На территории Саратовской области, с учётом межгодовых колебаний, ежегодно гнездится предположительно не более 20 пар. Для сравнения укажем, что в целом в европейской части страны на рубеже столетий величина гнездовой популяции дубровника оценивалась в 20000–99999 условных пар (Оценка численности… 2004).

Таким образом, ареал дубровника на севере Нижнего Поволжья, очевидно, всегда был пульсирующим. Территория постоянного его гнездования связана с долиной Волги. В периоды увеличения численности область гнездования вида расширяется в направлении на юг и юго-запад (Завьялов и др. 2009, 2004а). Тогда участки гнездования появляются на значительной части территории области при сохранении строгой привязанности вида к оптимальным пойменным открытым ландшафтам. В периоды снижения численности ареал сокращается и фрагментируется до отдельных локальных участков.

В настоящее время распределение дубровника мозаичное. Очаги гнездования приурочены к наиболее привлекательным участкам пойменных ландшафтов вдоль реки Волги. На современном этапе ареал вида в регионе, очевидно, достиг минимума, дубровник исчез из большинства районов прежнего стабильного гнездования. В отличие от предыдущих лет, возможность восстановления ареала за счёт инвазии из более северных и северо-восточных популяций мала, так как численность вида в соответствующих регионах за последние 25-35 лет также значительно снизилась.

В отношении объективных причин сокращения ареала дубровника дать однозначный ответ сложно. В качестве одной из причин следует считать возрастающие антропогенные (рекреационное и сельскохозяйственное) воздействия на пойменные ландшафты (Завьялов и др. 2004б). Кроме того, возможно, что повсеместное сокращение численности дубровника связано с массовым браконьерским отловом «паутинными» сетями этих красивых птиц во время пролёта и зимовки. Также может рассматриваться гипотеза динамики распространения на основе эндогенно обусловленных изменений территориальных связей птиц и трансформации их ареалов.

Таким образом, представленные данные свидетельствуют о том, что в настоящее время на обширной территории Саратовской области дубровник представлен локальными популяциями, а его численность повсеместно низка. Ограниченность распространения и малая численность вида дают основание для включения его в третье издание региональной Красной книги. Дальнейшая динамика распространения дубровника в области и на сопредельных территориях требует более тщательного изучения.

Статья