Дискурсивная поэтика и кризис наррации

Автор: Молнар Ангелика

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Нарратология

Статья в выпуске: 3 (62), 2022 года.

Бесплатный доступ

В настоящем кратком обзоре проводится опыт рассмотрения некоторых аспектов соотношения дискурсивной поэтики и кризиса наррации. В этой связи придается особое значение научно-исследовательской деятельности профессора Арпада Ковача, разработчика теории и методологии дискурсивной поэтики. Дискурсивная поэтика предполагает интегративный принцип в своем подходе к литературным текстам. Это означает, что любой текстовый элемент должен теоретически обсуждаться на уровне дискурса, на котором знаковые, смысловые и прочие новаторства текста интегрируются. В этом подходе бахтинское понятие «высказывания» употребляется в значении дискурса, т.е. как надъязыковой и надречевой термин, указывающий на «презентацию наррации» и создающий новый, уникальный язык, занимающий место кризиса повествования. Основатель будапештской поэтической и научной школы выдвигает один из своих ключевых тезисов - потребность нового называния и смысла, т.е. письменного поиска не хватающего в речи слова, результат которого, творческий продукт, потом становится частью общей культуры. Акт письма, согласно Ковачу, это способ действия, отличающийся от фабульного, такое событие, которое порождает собственное, личное слово субъекта текста. Здесь изображена история самопонимания, демонстрируется дискурс, обращенный на понимание смысла жизни, скрытого в главном поступке героя. С целью более наглядной демонстрации этих положений, в статье мы прибегаем к произведениям Достоевского и Тургенева, на основании их анализа ученым.

Еще

Дискурсивная поэтика, кризис наррации, арпад ковач, достоевский, тургенев

Короткий адрес: https://sciup.org/149141256

IDR: 149141256   |   DOI: 10.54770/20729316-2022-3-80

Список литературы Дискурсивная поэтика и кризис наррации

  • Ковач А. Дискурс, рассказ и троп. ("Покой" в творчестве Пушкина) // Диалог согласия: сборник научных статей к 70-летию В.И. Тюпы. (ред. О.В. Федунина и Ю.Л. Троицкий). М.: Intrada, 2015. C. 336-349.
  • Ковач А. На пути к литературной антропологии // Studia Slavica Hung. 2009. № 2(54). C. 363-386.
  • Ковач А. Память как принцип сюжетного повествования. "Записки из подполья" Достоевского // Wiener Slawistischer Almanach. 1985. B. l6. P. 81-97.
  • Ковач А. Персонализм литературной антропологии Михаила Бахтина (От феноменологической эстетики к поэтике прозы) // Russian Literature. 2012. № LXXII-I. P. 1-44.
  • Ковач А. Персональное повествование. Пушкин. Гоголь. Достоевский. B. 7. Frankfurt: Peter Lang, 1994. 231 с.
  • Ковач А. Роман Достоевского. Опыт поэтики жанра. Budapest: Tankönyvkiado, 1985. 368 с.
  • Kovacs A. Diszkumv poetika. Budapest: Argumentum, 2004. 338 с.
  • Kovacs A. La metaphore et l'identite generique (L'actualite de Northrop Frye) // Genres et identite dans la tradition litteraire europeenne. Orizons, Comparaisons. Paris: L'Harmattan, 2017. P. 49-62.
Статья научная