Дискуссии о китайском пути
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются дискуссии о выборе китайского пути. Автор излагает смысловые характеристики трех теоретических обоснований при выборе китайского пути, выдвинутых выдающимся китайским марксистом Чэн Сяньда: это «китаизация марксизма» - социалистический путь с китайской спецификой; «конфуцианизация» - возвращение к традициям через реконструкцию китайского социализма и Коммунистической партии Китая; «вестернизация» - обращение к «общечеловеческим» ценностям. Автор приходит к выводу, что китайский путь, по которому КПК ведет китайский народ, является не копией западного пути и модели и не просто шаблоном, представленным в классическом марксизме, а китайской версией марксизма, основанной на глубоком китайском опыте.
Китайский путь, смысловые характеристики, марксизм, реальность, традиция
Короткий адрес: https://sciup.org/170193708
IDR: 170193708
Текст научной статьи Дискуссии о китайском пути
Проблема китайского пути – серьезная проблема, которая привлекает к себе самое пристальное внимание всего мира. Ответы на вопросы, какой путь изберет Китай и куда он пойдет, не только повлияют на судьбу китайской нации и жизненные интересы всего китайского народа, но также изменят политический ландшафт в мире и баланс сил между мировыми державами [Чэн Сяньда 2019: 236]. Направление определяет путь, а путь определяет судьбу. В Китае выбор пути стал предметом серьезных обсуждений среди представителей различных идейных течений. Эта дискуссия ведется давно – с момента основания Коммунистической партии Китая в 20–30-х гг. прошлого века. Она представлена тремя направлениями: это самобытность китайского пути, отстаиваемая идейным консерватизмом; капиталистический путь тотальной вестернизации, отстаиваемый отдельными теоретиками; и путь китайской революции, отстаиваемый Коммунистической партией Китая [Чэн Сяньда 2019: 238]. Китайские ученые в основном соглашаются в том, что победа китайской революции в 1949 г. стала практическим подведением итогов, а работа Мао Цзэдуна «О демократической диктатуре народа» – теоретическим осмыслением этой дискуссии [Мао Цзэдун 1991]. В первые 30 лет после победы китайской революции о существовании различных точек зрения не принято было говорить. Однако по мере обобщения опыта и уроков «культурной революции», после проведения политики реформ и открытости, глубокого переосмысления китайской традиции и идейного вторжения западного неолиберализма и экономической глобализации дискуссия о китайском пути возобновилась. Правда, нынешние аргументы обладают иными временными характеристиками и теоретическим обоснованием по сравнению с традиционным консерватизмом и теорией тотальной вестернизации 20–30-х гг. прошлого века. По мнению профессора Чэн Сяньда, смысловые характеристики этих теоретических обоснований могут быть сведены к трем направлениям: «конфуциани-зации» – возвращению к традициям через реконструкцию китайского социализма и Коммунистической партии Китая; «вестернизации» – обращению к «общечеловеческим» ценностям и «китаизации марксизма» – социалистическому пути с китайской спецификой. При этом необходимо понять суть этих трех направлений с точки зрения исторического материализма, иначе нам не хватит идейной целеустремленности в определении пути с китайской спецификой.
Возвращение к конфуцианству и традициям
Первая позиция: возвращение к конфуцианству и традициям. Наиболее яростным аргументом этой позиции является конфуцианизация Коммунистической партии Китая и социализма. Профессор Чэн Сяньда отмечает, что, на первый взгляд, данная позиция бимодально конфронтационна неолиберальному пути, но на самом деле они ведут к одной цели, хотя разными путями. Социалистическое общество с китайской спецификой – это реальное общество, в котором живет китайский народ, а коммунистическое общество является идеалом. Как выражается Чэн Сяньда, когда человек стоит, он всегда стоит так, чтобы его ноги были на месте, спина была обращена назад, а глаза смотрели вперед [Чэн Сяньда 2019: 240-241]. То же самое можно сказать и по отношению к общественному развитию, которое всегда основано на реальности, опирается на традиции, а нацелено в будущее. Его нельзя оторвать от реальности, и нельзя смотреть только назад, отдаваться прошлому. Разумеется, общественное развитие движется вперед, человеческие стремления не могут идти против направления общественного развития, а могут идти только в том же направлении.
Опираться на традиции – означает наследовать, развивать и обновлять традицию, а не возвращаться в прошлое. Как и конфуцианство, прошлое нужно наследовать, продвигать, но вернуться к нему невозможно. Говоря о роли традиции, профессор Чэн Сяньда пишет, что традиция – это непрерывная культурная нить между прошлым и настоящим [Чэн Сяньда 2019: 240241]. Действительно, прошлое оказывает глубокое влияние на сегодняшнюю реальность, т.е. его культурные гены несут определенную наследственность. Традиция конфуцианства должна наследоваться и развиваться со временем, не возвращаясь в прошлое. Генеральный секретарь Си Цзиньпин четко указал: «История движется вперед. История никогда не ждет никаких колеблющихся, выжидательных, ленивых и слабых. Только тот, кто идет в ногу с историей и разделяет судьбу времени, может выиграть светлое будущее» [Си Цзиньпин 2016: 7].
Обращение к «общечеловеческим» ценностям
Некоторые исследователи полагают, что Китай должен идти в общем направлении развития человеческого сообщества – по пути мировой цивилизации. По их мнению, лучшая культура – это западная культура, берущая свое начало в еврейском иудаизме и древнегреческой философии. С их точки зрения, западный путь – это универсальный путь мира, а социалистический путь с китайской спецификой отклоняется от мировой цивилизации. Он стал следствием феодального деспотизма Китая, существовавшего со времен Цинь Шихуана. Подобное мнение можно услышать время от времени и внутри страны, и за ее пределами. Это мнение полностью раскрывает политические карты теории универсальных ценностей Запада. Профессор Чэн Сяньда высказал свое мнение с точки зрения исторического материализма: «…западная культура – это только один вид культуры, а путь капитализма – лишь важный этап в развитии человечества. Капитализм действительно внес бóльший вклад в мировую историю, чем что-либо в прошлом. Но в то же время он вырыл себе могилу. Капиталистическое общество – это общество, в котором сосуществуют и цивилизация и варварство, и свет и тьма» [Чэн Сяньда 2019: 238-239]. С нашей точки зрения, данное суждение вполне справедливо. В «Коммунистическом манифесте» Маркс и Энгельс восхваляли достижения капитализма, но в то же время безжалостно приговорили его к смертной казни, ударили в погребальный колокол и указали на переходный характер капиталистического общества. Мы согласны с тем, что возникновение и развитие капиталистического общества включено в законы развития человеческого общества, но капитализм не является прекрасным идеалом для человечества и универсальным законом человеческого развития.
Что такое общий путь человечества, и что такое универсальный закон развития человеческого общества? С исторической точки зрения это не капитализм, который выступает за богатство меньшинства людей, а социализм и коммунизм, которые выступают за справедливость, общее богатство и гармонию. По сравнению с классовым обществом и обществом эксплуатации, в котором человечество существовало на протяжении тысячелетий, общий путь человечества состоит в устранении классов, устранении эксплуатации и построении справедливого и гармоничного общества всеобщего благоденствия [Чэн Сяньда 2019]. Согласно китайской философии, этот путь называется путем к общему достоянию мира и единству всего мира; с точки зрения теории развития общественно-экономических формаций этот путь является путем освобождения человечества на пути к коммунизму. Способы следования этим путем могут быть разными. И, безусловно, рано или поздно смена формаций последовательно приведет человечество к такому обществу, в котором не будет эксплуатации. Система частной собственности возникает при определенных условиях, и при определенных условиях она прекратит свое существование, как и капиталистическая система, которая является высшей ступенью развития частной собственности. Устранение эксплуатации, ликвидация поляризации, устранение частной собственности и движение к обществу справедливости и всеобщего благоденствия – вот универсальный закон человеческого развития. Оценивая значение «Коммунистического манифеста», профессор пишет: «...бессмертная ценность “Коммунистического манифеста” состоит в том, что он раскрыл этот универсальный закон всему человечеству и призвал “пролетариев всего мира объединиться” для борьбы за его реализацию» [Чэн Сяньда 2019: 240].
Мы выступаем против теории общечеловеческих ценностей Запада, приобретающих политический смысл. Это не идет вразрез с мировым развитием, потому что мы не против общих ценностей, признанных человечеством, таких как свобода, демократия, равенство, права человека и верховенство закона. Напротив, мы прилагаем все усилия, чтобы построить социалистическую систему свободы, демократии и прав человека. Мы выступаем против того, чтобы определенные западные страны или ученые с точки зрения культурного эгоизма моделировали западные ценности и системы, рассматривая их как общечеловеческую универсальную модель. Суть теории общечеловеческих ценностей заключается в превосходстве и непревзойденной дискурсивной гегемонии западной капиталистической системы, использующей общечеловеческие ценности в качестве ее «мягкой силы».
Ученые внутри страны и за рубежом критикуют социалистический путь с китайской спецификой за то, что он обособляется от пути мирового развития. Они считают, что Китаю следует развернуться в направлении общечеловеческих ценностей. Они мечтают о возвращении Китая к «свободному» и «демократическому» капитализму и об его отказе от «автократического» и «диктаторского» социализма. Фактически таким образом они пытаются заставить Китай пренебречь своими собственными историческими традициями, отказаться от китайских культурных особенностей и социалистического пути.
Социалистический путь с китайской спецификой
Социалистический путь с китайской спецификой – это славный путь, полный трудностей. КПК отдает себе отчет в том, что определенные трудности могут вызвать недовольство простого народа, и ведет с ним обсуждения, направленные на решение этих проблем [Чэн Сяньда 2019: 242]. Ведь проблемы сегодняшнего дня – это реальные проблемы, а не проблемы глубокой древности. Для их решения необходимо твердо придерживаться принципов марксизма, анализировать проблемы с помощью исторического материализма, искать их реальные причины и предлагать эффективные решения. Традиционная культура, построенная на доминировании конфуцианства, может предоставить Китаю идеологические ресурсы и вдохновляющую мудрость для решения этих проблем, но традиционная культура не может предоставить предварительные планы и ответы на вызовы, с которыми она никогда не сталкивалась на протяжении двух тысяч лет. Короче говоря, для современного Китая как конфуцианизация, так и вестернизация – это не выход. Выход заключается в «продолжении изучения и усвоения законов социалистического развития и принципов управления Коммунистической партии Китая в твердом отстаивании социалистического направления и строгом внутрипартийном управлении. Недопустимо нарушать принципы социалистического строительства, так же как недопустимо нарушать решения руководящей партии. А управление партией должно быть строгим» [Чэн Сяньда 2019: 242]. Если партия не управляется должным образом и ключевые внутрипартийные проблемы, вызывающие народное беспокойство, не решаются, то рано или поздно партия потеряет свой правящий статус и неизбежно будет изгнана с исторической сцены. Важнее оказывается понимание исторической диалектики, понимание того, что успех или неудача при определенных условиях переходят друг в друга. И не обязательно далеко ходить за подтверждением старых истин. Китай должен следовать собственным китайским путем, соответствующим законам социализма, оставаясь верным первоначальной цели, работать с усердием и чрезвычайной осторожностью. Коммунистическая партия Китая придерживается марксизма и развивает его с точки зрения новой практики и особенностей времени, научно отвечает на ряд вопросов, касающихся пути развития, этапов развития, основной его задачи, импульса и стратегии развития, политической гарантии воссоединения Родины и международной стратегии. И в результате сформирована теоретическая система социализма с китайской спецификой, и воплощен новый скачок в китаизации марксизма1.
Заключение
Социалистическая модернизация не является копией западной модернизации, однако в Китае придается большое значение ее изучению. Ее достижения и существующие проблемы могут послужить примером и уроком. У КНР как «догоняющей» страны есть возможность избежать многих проблем, которые имели место на Западе, и эту задачу следует решать. Нельзя забывать о влиянии западной модернизации и ее побуждающей роли, но нельзя и согласиться с тем, что движущая сила модернизации Китая является экзогенной и не имеет связи с внутренними требованиями развития самой китайской истории. Внешний толчок – это предпосылка, а внутренний импульс – это причина. Китай – это нация с тысячелетними культурными традициями; это нация, которая накопила потенциал тысячелетней цивилизации; это нация, которая еще совсем недавно пострадала от агрессии и грабежа и обрела огромную силу в стремлении к национальному возрождению, благосостоянию народа и могуществу государства. Нужно смело впитывать знания и учиться у человеческого общества, включая все достижения цивилизации, созданные капиталистическими странами, и, наконец, найти собственный путь социализма с китайской спецификой. Великий китайский путь, по которому Коммунистическая партия Китая ведет китайский народ, является не копией западного пути и модели и не просто шаблоном, представленным классическим марксизмом, а китайской версией марксизма, основанной на глубоком китайском опыте. Китайский путь включает в себя критику капиталистического способа производства и сопротивление существующему мировому порядку. Это путь социализма с китайской спецификой, который направлен на процветание страны, возрождение нации и достижение счастья народа.
Список литературы Дискуссии о китайском пути
- Мао Цзэдун. 1991. Избранные сочинения. Пекин: Народное издательство. Т. 2.
- Си Цзиньпин. 2016. Речь на праздновании 95-летия основания Коммунистической партии Китая. Пекин: Народное издательство.
- Чэнь Сяньда. 2019. Исторический материализм и китайский путь. Пекин: Изд-во Пекинского педагогического университета. 300 с.