Дизайн художественных изделий из металла в зверином стиле. История и современность (на примере территории Западного Забайкалья)
Автор: Старова О.В., Сизов И.Г.
Журнал: Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления @vestnik-esstu
Статья в выпуске: 1 (32), 2011 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрены вопросы становления искусства звериного стиля древних народов Забайкалья, а также особенности традиций в дизайне художественных изделий и их преемственность на современном этапе.
Дизайн, художественная обработка металла
Короткий адрес: https://sciup.org/142142292
IDR: 142142292
Текст научной статьи Дизайн художественных изделий из металла в зверином стиле. История и современность (на примере территории Западного Забайкалья)
Зооморфные изображения появились в большом количестве уже на начальных этапах развития искусства и были излюбленными образами художников-мастеров бронзового и железного веков. Это подтверждают памятники древнего искусства от наскальных изображений, тотемизма (обожествление животных как предков людей) и изделий прикладного искусства, в частности художественных изделий из металла. Орнаментальные мотивы традиционного искусства народов Забайкалья являются отголоском древнего звериного стиля эпохи ранних кочевников.
Время существования карасукской культуры (XIII - VIII вв. до н. э.) является периодом расцвета культур эпохи бронзы. Карасукские племена и есть самые ранние кочевники Центральной Азии. Литейное дело достигло в карасукское время высокого уровня, широкое распространение получило фигурное литье в специальных усложненных формах; литейщиками этого времени широко использовались специальные добавки - мышьяк или олово, но изготавливали и вещи из чистой меди.
Образы животных в сочетании с геометрической орнаментацией наполняют все карасукское искусство. В них реализм удивительно сочетается со стилизацией. Это искусство древних скотоводов, у которых идеи родства, представления о предках, также как и представления о добрых и злых духах, были связаны с животным миром и в значительной степени с домашними животными, игравшими основную роль в их хозяйстве [3]. Кроме того, для стиля карасукских бронз Забайкалья характерно явное предпочтение в качестве объектов изображения образов диких травоядных животных. На навершиях предметов вооружения чаще всего встречаются козлы, бараны, лоси и олени. Предметы, изготовленные из металла, являлись объектами культа и одновременно произведениями искусства.
Карасукская культура, как полный археологический комплекс, изучена лишь в Минусинской котловине, но вещи, характерные для нее (оружие, орудия труда, сбруя, украшения), широко распространены в Монголии, Ордосе, Забайкалье, Туве, в Восточном Туркестане, что свидетельствует о постоянных контактах населения этих областей [6, с.32-33].
В Минусинской котловине карасукская культура развивалась в сложном взаимодействии с предшествующими афанасьевско-окуневскими и андроновскими племенами, где появляются антропоморфные изображения и зачатки звериного стиля, а также сыграла определенную роль в зарождении звериного стиля и в более поздних культурах: скифо-тагарской и хунну.
Поздний бронзовый век носит различное название в зависимости от своего места расположения. Так, другое наименование минусинской культуре было дано С.В. Киселевым - тагарская (VII - II вв. до н. э.) [4, с.187]. В тагарской культуре развивалось искусство звериного стиля. В курганах встречаются бронзовые стилизованные изображения оленей с подогнутыми ногами. Такое предпочтение изображению животных в искусстве и символике объясняется еще и тем, что образы зверей лежали в основе сложных мифов о происхождении людей и Вселенной. Были распространены культы огня, солнца и растительных сил природы. Символами солнца были круглые бляшки и «солнечные» олени с кругами и солярными знаками на крупе. Тагарские мастера были искусными бронзолитейщиками. Выделывая оружие, конскую упряжь, фигурные зеркала, рукояти мечей и кинжалов, бляхи, подвески, пряжки, они украшали их замечательной по выразительности орнаментикой в «зверином стиле». На изделиях татарских мастеров можно видеть лежащих, бегущих, борющихся или свернувшихся в клубок животных. Среди них — кони, олени, бараны, быки, сказочные птицы.
Племена тагарской культуры достигли больших успехов в развитии бронзовой металлургии и металлообработки. Об этом можно судить по громадному количеству дошедших до нас бронзовых вещей. Они значительно улучшили состав бронзы, умели делать сплавы различных качеств. Знаменитая тагар-ская золотистая бронза лучше карасукской, большинство изделий почти не разрушилось от времени. Часто встречаются бронзовые ножи и кинжалы, клинки которых имеют вытянутую форму со сплошной ручкой, прямым или бабочковидным перекрестием и навершием с изображениями голов фантастических грифонов. Тагарское производство изделий из металла оказало мощное воздействие на целый ряд культур восточных областей, где встречаются бронзовые и каменные подражания тагарскому оружию , украшениям и предметам быта.
В целом, поздняя бронза имеет второе название - скифо-тагарская эпоха. В это время в степях Евразии складываются новые самобытные этнические группы (племена и племенные союзы). Но традиции культуры, искусства, хозяйствования у них сходные. Наряду с местными культами возникали имеющие древнюю подоснову общие скифо-сибирские культы: предков, животных, солнца, растительных сил природы (Древа жизни), а позднее, с V в . до н. э., - культ огня. Они являлись отражением представлений о борьбе добра и зла, таинстве круговорота в природе. Отголоски этой сложной мифологической системы прослеживаются и в искусстве звериного стиля , что является убедительным доказательством идеологического единства культур скифо-сибирского мира. До сих пор не решен вопрос о происхождении скифо-сибирского искусства. Существует предположение, что степи, которые были главной транспортной артерией между Западом и Востоком, в эпоху бронзового и раннего железного веков превращались в арену битвы разных культур и идеологий. Кроме этого, кочевники разносили достижения человеческого духа и рук с одного конца евразийского материка на другой. В это время выделяется воинская аристократия, возникают культы вождей, отмеченные курганами, наполненными золотом и оружием. Основным сюжетом искусства этого времени является борьба - борются люди, звери, фантастические существа. Скифо-сибирское искусство и есть творчество героической эпохи евразийских степей [2, с.43].
В Забайкалье появление искусства скифо-сибирского звериного стиля связано с распространением здесь одной из первых древнекочевнических археологических культур - культуры плиточных могил (VII - II вв. до н. э.). Плиточные могилы, разграбленные в древности, все же дают возможность установить, что представители этой культуры были прекрасными мастерами-литейщиками, кузнецами. Представителей культуры плиточных могил связывают с западными кочевниками, в том числе, с причерноморскими скифами, формы оружия и сбруи, бронзовых зеркал и, безусловно, звериный стиль в изделиях прикладного искусства.
К культуре плиточных могил относятся оленные камни . Общим для всего скифо-сибирского мира стало изображение солнечного божества в виде летящего золотого оленя и символов солнца. Фигуры оленей на скаку с заброшенными на спину крутыми ветвистыми рогами и подогнутыми ногами (типа изображенных на Иволгинском оленном камне) живо напоминают стиль скифских мастеров Северного Причерноморья и Средней Азии. Ареал оленных камней отчасти совпадает с территорией плиточных могил - прежде всего в Забайкалье. Их концентрация в степной части этой территории Евразии и набор инвентаря скифской эпохи позволяет поставить вопрос о выделении культуры оленных камней.
Древние племена культуры плиточных могил не исчезли бесследно, их культура была частично вытеснена на север, частично ассимилирована и поглощена культурой кочевой державы хунну (III в. до н.э. -1 в. н.э.).
На основе использования местных месторождений медных и железных руд у хунну территории Забайкалья было развито достаточно широко местное производство . Среди их большого разнообразия инвентаря особое значение имеют художественные изделия бронзолитейного производства, зачастую украшенные позолотой. Появление железа затормозило развитие бронзолитейного производства и изготовление орудий в силу преимущества железа над цветными сплавами. Но цветные металлы из-за своих физико-химических свойств оставались доминирующими в изготовлении украшений и культовых предметов. Активному использованию в быту изделий из металла способствовали не только высокий технологический уровень металлургического и литейного производства, но и близость источников сырья (медные, железные руды, серебро, золото) [8].
Своеобразие хуннского прикладного искусства среди других культур Евразии заключается, прежде всего, в самобытности изображаемых сюжетов, среди которых преобладает специфическая для Центральной Азии фауна: горный баран и козел, як и бык, кулан и лошадь, орел и гриф, волк и лось «в определенной позе или борьбе между собой с достаточным многообразием жанров и стилей изобразительного искусства, многие находки этого стиля у хунну идентичны скифским, но есть и уникальные, присущие только хунну, так, изображение схватки двух лошадей, чего нет у скифов» [5, с.215]. Наряду со скифо-сибирским звериным стилем у хунну известны находки иного стилистического направления, прежде всего, примерами здесь служат три серебряные пластины из Ноин-Улы с рельефными изображениями яков и оленя; поза животных - в профиль с повернутой в фас головой, закинутой назад на спину, их самобытность признает М.И. Артамонов [1]. Уникальны также единичные находки из бронзы и золота лошадей, бычьих голов, запечатленных в ажурных бронзовых пряжках, изображения медведей на бронзовых пуговицах и многое другое. В своем центральноазиатском регионе на фоне предшествующих культур звериный стиль хунну выделяется сложностью композиции, тенденцией к декоративности, т. е. чертами зрелого звериного стиля. Хунну явились той средой, где доживало свой век это великое искусство евразийских кочевников.
Многими исследователями культура хунну не включена в скифо-сибирскую культурноисторическую общность ввиду того, что она хронологически выходит за рамки скифского времени . С ней связывают наступление новой для евразийских степей эпохи - хунно-сарматской, характеризующейся крушением скифо-сибирского единства. Поэтому искусство звериного стиля хунну считается отголоском скифо-сакских художественных традиций. Сторонники изложенной концепции, не придавая должного значения комплексному рассмотрению всей триады (главного объединяющего комплекса вещей: предметы вооружения, принадлежности конского снаряжения и звериный стиль в изобразительном искусстве), основное внимание уделяют происхождению только искусства скифов, и истоки его видят в шумеро-вавилонских древностях [6]. И все же материальная культура скифов и хунну в целом представляет общность, которая проявляется в единстве и сходстве оружия, конского снаряжения и искусства звериного стиля.
Достаточно часто в археологических находках встречаются спиралевидные проволочные серьги, широко распространенные в ранних кочевых государствах Центральной и Средней Азии и Южной Сибири; традиции их изготовления и ношения в качестве украшений восходят к I тыс. до н. э. областей Южной Сибири: серьги, аналогичные хуннским, в виде проволочной спирали. Зооморфный роговидный завиток символизирует домашних животных, олицетворяющих традиционную приверженность народа к животноводству. Этот элемент в декоре скифо-сибирского стиля становится впоследствии основой современного орнамента бурят и других народов .
Таким образом, искусство звериного стиля возникло при определенных условиях именно в кочевнической среде, которая, впитав элементы изобразительных традиций, конструктивно использовала их для создания собственной образной системы и изобразительных приемов.
Древние мастера решали в своих изделиях самые сложные задачи композиции, размещая зооморфные изображения на ограниченном формой изделия пространстве и с максимально заполненной поверхностью. Е.Ф. Королькова отмечает: «Иногда произведения звериного стиля включают множество образов, блестяще соединенных в декоративную замысловатую композицию, похожую на изобразительную головоломку». Далее автор констатирует, что «...стилизация фигур, несущая в себе те или иные изобразительные традиции, обусловлена также и прикладным характером искусства евразийских кочевников. Благодаря этому художественному приему достигается гармония изображения с формой предмета» [7, с.3]. Животные изображались в виде одиночных фигур и в сценах борьбы или терзания; их причудливые позы следуют принципу замкнутого, компактного силуэта. М.И. Артамонов [1] определяет эту особенность следующим образом: «Это стиль искусства, ...поражающий своей приспособленностью к ограниченным, заранее данным формам ...и использованием пространства, компактностью и экономной четкостью контуров. Замечательно умение передавать характерные черты животного, в конечном счете, условными формами. Замкнутое построение фигуры, несмотря на жизненность образа, приводит к упрощению и деформации, соответствующим ее декоративному назначению».
Стремление к максимально заполненной поверхности в ограниченном пространстве приводило к тому, что контур одного зверя вписывается в другой и продолжается в третьем . В подобных изображениях «переплетающиеся» звери имеют общие детали - головы, глаза, уши, копыта. В данном случае, стилизация объединяет разные формы в один декоративный образ зверя.
Дизайн накрепко привязан к культурным традициям. Современное искусство, избирательно наследуя культурные традиции предшествующих эпох, использует их, сохраняя отчасти композиционный прием и символическое содержание, как это мы прослеживаем в бронзовой пластике современных бурятских скульпторов Даши Намдакова и Бато Дашицыренова. Подсознательная стилизация и искажение естественных пропорций животных, которым придаются вычурные условные позы, не соответствующие реальности, но усиливающие выразительность и декоративность изображения, все это является реминисценцией звериного стиля древних культур Забайкалья.