Добыча тетеревятником Accipiter gentilis зайца-русака Lepus europaeus

Автор: Плешак Т.В.

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 132 т.10, 2001 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140149191

IDR: 140149191

Текст статьи Добыча тетеревятником Accipiter gentilis зайца-русака Lepus europaeus

Т.В.Плешак

Северный филиал ВНИИ охотничьего хозяйства и звероводства им. проф. Б.М.Житкова, пр. Советских Космонавтов, д. 38, Архангельск, 163061, Россия Поступила в редакцию 23 января 2001

Пища тетеревятника Accipiter gentilis достаточно разнообразна и в основном состоит из теплокровных позвоночных. Значительное место в ней занимают птицы — чаще всего врановые, куриные, голуби, дятлы и пр., однако доля зверей тоже существенна — белки, мелкие грызуны, зайцы, куницы (Штегман 1937; Дементьев 1951; Птушенко, Иноземцев 1968; Мальчевский, Пукинский 1983 и др.). Заяц-русак Lepus europaeus является завидной добычей для тетеревятника. В отдельных регионах он составляет до 28% рациона ястреба по биомассе (Kalchreuter 1980). Жертвами хищника чаще становится молодняк (Воронин 1967). Есть указания о специализации отдельных особей, в особенности самок, на добывании зайцев (Graulich 1983). Во время охот в Поставском районе Витебской области Белоруссии Рус. орнитол. журн. 2001 Экспресс-выпуск № 132                                                193

нам неоднократно приходилось находить остатки русаков, ставших жертвами тетеревятника и наблюдать в одном случае нападение на зверька, в другом — его поимку. Опишем эти случае подробнее.

10 января 1963 крупная самка тетеревятника преследовала взрослого русака на окраине деревни. Заяц увёртывался от атак хищника, перебегая с одной стороны изгороди на другую. Финала охоты проследить не удалось, т.к. животные скрылись за холмом, не оставляя на твёрдом насте следов. Судя по тому, что тетеревятник и заяц подолгу отдыхали у изгороди, преследование велось уже длительное время.

Случай удачной охоты самки тетеревятника на прибылого (весеннего помёта) русака удалось проследить 14 декабря 1964. Ястреб выгнал русака из редкого ивового куста на окраине деревни, где тот находился на лёжке. Заяц пересёк небольшое поле и около 1.5 км неторопливо, с частыми остановками, передвигался по заросшей ивой и ольхой мелиоративной канаве. Покинув её, он пересёк следующее поле и забился в густую поросль ивы с примесью молодых ёлочек, где много напетлял, долго отлёживался под корягой. Следует отметить, что примерно в 200 м от канавы бег зайца был зигзагообразным, зверёк несколько раз падал на снег, оставляя вмятины. Видимо, он отбивался от хищника задними лапами. Покинув кустарник на опушке, русак пересёк ещё одно небольшое поле и углубился в ольшани-ковое болото с редкими зарослями тростника. Примерно через 300 м троп-ления впереди нас взлетел тетеревятник, присел на ветку и, заметив меня, мгновенно скрылся. На месте взлёта снег был утоптан во время борьбы, валялись клочья шерсти. Уши русака были превращены в лоскутья, но больше никаких видимых ран не было. Тушка была тёплой, поскольку ястреб, видимо, только что убил зверька и к трапезе приступить ещё не успел.

Тетеревятник с упорством преследовал русака на протяжении не менее 6 км целый день и взял его измором. Интересно, что явные признаки нападения — капельки крови — появились на следах зайца лишь незадолго до его гибели.

Статья