Доходы, получаемые преступным путем

Автор: Хинсирова Г.И.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 2-4 (15), 2015 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140112946

IDR: 140112946

Текст статьи Доходы, получаемые преступным путем

Доходы, получаемые преступным путем, зачастую сравниваются с доходами, получаемыми от теневой деятельности субъекта экономических отношений. Так, незаконное предпринимательство считается тяжким преступлением по отношению к системе общественных устоев. Очевидно, что само понимание системы доходов, получаемых преступным путем, несет в себе необходимость уточнения подобного понятия. Движение в направлении контроля за легализацией доходов, полученных преступным путем, следует вести в направлении предотвращения возникновений центров легализации капитала[2].

Также не стоит забывать и том, что легализация преступных доходов происходит в настоящее время в условиях развития всемирной свободной торговли, что позволяет в полной мере утверждать, что легализация преступного капитала в одной зоне свободной торговли позволит найти соприкосновение для дальнейшего проникновения его в подобные страны. Стало быть, речь следует вести о разработке значимых национальных мер по противодействию отмыванию денег. Учитывая, что значительная часть средств, получаемых в России, протекает в среде теневой экономики, можно в полной мере рассматривать проблематику межгосударственного воздействия на процессы. Рассмотрим генезис системы региональной борьбы с отмыванием капитала.

В самом начале 1990-х гг. Советов Европы, осознавшим, что рост преступности перестал быть узконациольной проблемой, были предприняты шаги в направлении создания глобальной системы противодействия отмыванию теневых доходов (ПОД). Теоретически создать систему ПОД в одной стране или в группе стран возможно. Однако в условиях открытого информационного пространства и в той степени взаимопроникновения, в которой пребывают современные финансы большинства национальных хозяйств, такая система не принесет практической отдачи. Полнота и достоверность информации о происхождении денежных средств, поступающих в легальную финансовую систему, могут быть достигнуты, только если все препятствия могут иметь институциональный (например, законодательство о банковской тайне, действующее на оффшорных территориях), технологический (несоответствие внутринациональных правил о передаче финансовой информации международным стандартам) или политический характер (отдельные государства умышленно скрывают информацию об источниках проходящих через их финансовые системы денежных потоков)[1].

Усилиями европейского содружества, а также примкнувших к нему других ведущих государств к началу нового тысячелетия развернуто международное движение борьбы с отмыванием денег, масштабы которого превышают все иные направления межстранового взаимодействия. Затраты на функционирование этого движения несут как государственные бюджеты, сокращая тем самым ресурсы для социальных и экономических проектов, так и финансовые институты, что ведет к удорожанию финансовых услуг для потребителей. При этом существенных побед ни над коррупцией, ни над организованной преступностью до сих пор не достигнуто.

Росту масштабов организованной преступности во много способствовал режим благоприятствования зарубежным финансовым потокам, созданный и поддерживаемый правительствами отдельных стран и даже групп стран - оффшорных территорий. Если в 1960-1980-е гг. основной причиной, по которой зарубежные собственники капиталов предпочитали пользоваться услугами финансовых учреждений оффшоров, были налоговые льготы, то за последние 20 лет их больше привлекает закрытость информации об их операциях. Для таких стран доходы от финансовых услуг составляют весомую часть их национального дохода[1]. Вовлечение в процедуры ПОД неминуемо сократит эти доходы, что, безусловно, негативно отразится на экономике этих стран, в большинстве своем не имеющей других источников развития.

Таким образом, к началу 21 века в мире был создан механизм борьбы с отмыванием денег, не позволяющий ни одной стране избежать участия в движении. Вместе с тем одномоментное практическое внедрение абсолютно всех рекомендаций ФАТФ невозможно не только в тех странах, присоединение которых к ПОД происходит в принудительном порядке, но и в самих странах-инициаторах. Финансовым учреждениям и контролирующим их органам необходимо сформировать квалифицированные кадры, а мероприятия и процедуры организовать по принципу «минимум затрат – максимум результата». Как показывает практика внедрения мер по ПОД, каждый шаг вперед в этом направлении либо ограничивает, либо отменяет тот или иной финансовый инструмент, предназначенный для определенных целей и имеющий своих потребителей.

Список литературы Доходы, получаемые преступным путем

  • Горелова, А.С. Противодействие легализации доходов, полученных незаконным путем в России /А.С.Горелова//Инновационное развитие современной науки. 2014.-С43-46
  • Скобликов, П.Р. Коррупция и ее условное осуждение /П.Р. Скобликов//Юрист. 2013. -N 1.-С. 5-7.
  • Кабанов, П.А. Основные формы взаимодействия институтов гражданского общества с органами местного самоуправления в области противодействия коррупции /П.А.Кабанов//Государственная власть и местное самоуправление. 2012.-N 6.-С. 22 -24.
Статья