Доктринальные основы политики США при администрации Дж. Байдена в отношении Китая и России

Автор: Маматханов Р.С.

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Политика в фокусе

Статья в выпуске: 4, 2023 года.

Бесплатный доступ

Несмотря на различия в идеологических предпочтениях и внешнеполитических установках между демократами и республиканцами, доктринальные основы политики Д. Трампа на китайском и российских направлениях перешли в стратегические документы администрации Дж. Байдена. Главными угрозами для США и их союзников вновь являются Китай и Россия. США готовы военными и невоенными методами сдержать КНР и РФ в надежде сохранить свое лидерство.

Внешняя политика сша, джо байден, национальная безопасность, сдерживание, Россия, китай

Короткий адрес: https://sciup.org/170199991

IDR: 170199991   |   DOI: 10.31171/vlast.v31i4.9759

Текст научной статьи Доктринальные основы политики США при администрации Дж. Байдена в отношении Китая и России

Стратегия национальной безопасности (далее – СНБ-2022)1 и Стратегия национальной обороны (далее – СНО-2022)2 администрации Дж. Байдена были опубликованы практически одномоментно, а именно 12 октября 2022 г. и 27 октября 2022 г. Медленная и проблематичная разработка внешнеполитического курса администрации Дж. Байдена, особенно его военной части, затянулась почти на 2 года из-за ряда причин.

Первая причина – у демократов не было заранее подготовленной стратегии. Демократы не занимались конструктивной критикой Д. Трампа, не предлагали альтернативные решения республиканцам в американской внутренней и внешней политике. Напротив, с 2017 по 2021 г. Демократическая партия преследовала лишь одну цель – вернуть себе власть несмотря ни на что. Это было видно на практических шагах: агрессивные и регулярные разоблачения Д. Трампа по надуманным и ненадуманным причинам в СМИ, которые свя- заны с демократами (CNN1 и The New York Times2), резкое ограничение сотрудничества между партиями в конгрессе, объявление импичмента Д. Трампу. В итоге, когда Дж. Байдену удалось одержать победу на выборах, его команде пришлось действовать по обстоятельствам.

Вторая причина – нестабильность на международной арене. Контрпродуктивные результаты американо-российского и американо-китайского саммитов, украинский кризис, затем и СВО РФ в Украине, военные маневры КНР близ Тайваня, а также потребность США вернуть доверие своих партнеров и союзников в Азии и Европе, которое было утрачено из-за агрессивной политики Д. Трампа, о чем неоднократно говорил сам Дж. Байден3, заставляли американских стратегов постоянно актуализировать данные, изменяя на ходу внешнеполитический курс США.

В связи с этим в настоящей статье предстоит ответить на следующие интригующие вопросы: что из себя представляют новые документы стратегического характера США в самых общих чертах? Что значат эти документы для национальных интересов и безопасности КНР и РФ? Какая роль отводится этим странам в документах? Какова политика администрации Дж. Байдена на китайском и российском направлениях? Следует ли нам ожидать очередной эскалации соперничества между Западом во главе с США и Востоком в лице России и Китая?

Общие доктринальные установки. Стратегия национальной обороны и Стратегия национальной безопасности администрации Дж. Байдена определяют авторитарные государства с ревизионистской внешней политикой в качестве самого главного вызова для США. В данном контексте в СНБ-2022 употребляется следующее противоречивое утверждение: «Мы [США] хотим избежать мира, в котором конкуренция перерастает в мир жестких блоков. Мы [США] не стремимся к конфликту или новой холодной войне»4. Однако вместе с этим США отмечают, что сейчас происходит настоящая борьба между демократическими и авторитарными странами, т.е. Вашингтон четко делит страны на два блока. К демократическим акторам относятся союзники США в Европе и Азии, а также некоторые другие партнеры (в документах не указано, какие конкретно), которые разделяют американское видение лучшего миропорядка. Авторитарные акторы представлены КНР, Россией, Ираном и КНДР, у которых есть некие патологии (в документах не указано, какие конкретно), которые невозможно исправить, и они присущи только высокоперсонализи-рованным автократиям. Именно из-за них авторитарные страны, прежде всего Китай и Россия, хотят радикально изменить миропорядок таким образом, чтобы это привело к потере лидерства Вашингтона. Следовательно, в документах выделяется главная цель американской внешней политики – достижение лучшего, свободного, открытого, безопасного и процветающего миропорядка.

В ответ на угрозы со стороны Китая и России администрация Дж. Байдена в СНБ-2022 и СНО-2022 определяет, что политика США в отношении КНР и РФ будет строиться на базе интегрированного сдерживания. Данная концепция предполагает индивидуальный подход сдерживания в отношении Китая и России во всех регионах мира.

Контуры китайского направления политики США при администрации Дж. Байдена. На китайском направлении политики США отмечают, что экономический, технологический и военный рост КНР продиктован желанием Китая стать глобальным лидером, перестроив миропорядок, а также навязать ценности и нормы своего авторитарного политического режима всем остальным акторам. США будут противостоять таким устремлениям Китая в долгосрочной перспективе следующим образом.

Во-первых, США при Дж. Байдене ориентированы на то, чтобы модернизировать американскую инфраструктуру, производить и внедрять новые материалы, повышающие конкурентоспособность товаров США на внутреннем и внешнем рынках с целью ограничить деятельность китайских компаний и противодействовать угрозам кражи интеллектуальной собственности со стороны Китая. Практическим воплощением данного ориентира стала масштабная инфраструктурная реформа 2022 г., в рамках которой США займутся развертыванием сети 5 G , созданием искусственного интеллекта, производством полупроводников и улучшением инфраструктуры на основе американских технологий1.

США нацелены на перспективное обновление своих вооруженных сил, потому что не исключают будущей агрессии со стороны КНР. Развитие ВС США будет включать в себя форсированное обновление американских систем ПРО, разработку гиперзвуковых ракетных комплексов и формирование специальной военной стратегии с учетом индивидуальных особенностей Китая.

Во-вторых, США, преподнося возможную победу Китая в борьбе за будущий миропорядок в качестве трагедии для всех демократических стран, готовы вовлечь в противостояние с КНР своих европейских и азиатских союзников. Консолидация единой антикитайской коалиции будет происходить на основе углубления сотрудничества в рамках антикитайских военно-политических союзов AUKUS , QUAD и ANZUS , расширения связей со странами ЮгоВосточной Азии, особенно с теми, у кого имеются территориальные споры с Китаем, и посредством военной поддержки Тайваня, Индии, Японии, Австралии и Южной Кореи.

Важно, что США готовы реагировать на системные вызовы КНР в рамках НАТО. Сдерживание Китая со стороны НАТО и потенциальное объединение AUKUS, QUAD и ANZUS в единый военный союз (подобие «тихоокеанского НАТО» или его филиала в Индо-Тихоокеанском регионе) в обозримом будущем могут привести к эскалации американо-китайского соперничества и милитаризации не только в ИТР, но и во всем мире. Первые предпосылки такого прогноза есть, ибо в новой Стратегической концепции НАТО, которая была принята по итогам Мадридского саммита в июне 2022 г., четко написано, что Китай и Россия, их попытки подорвать основанный на правилах международный порядок противоречат ценностям и интересам Североатлантического альянса, а также нацелены на сами страны Союза и наносят ущерб их безопас-ности1.

В-третьих, США объединят усилия со своими европейскими и азиатскими союзниками для конкуренции с КНР в экономической, технологической и социально-политической сферах. США будут привлекать своих союзников к операциям по защите свободы судоходства в Тайваньском проливе и ЮжноКитайском море, поддержке Тайваня, созданию выгодных торгово-экономических соглашений, разработке и принятию санкций против КНР из-за нарушения прав и свобод человека в Тибете, Гонконге и Синьцзяне.

Будущее политики США в отношении России в доктринальных документах администрации Дж. Байдена. США дифференцируют Китай и Россию. В отличие от Китая, Россия не обладает огромными финансовыми ресурсами и глобальным политическим весом, чтобы изменить ключевые элементы сложившегося миропорядка. Однако СВО в Украине и стремление РФ переформатировать систему международных отношений, чтобы вернуть себе былое величие, привели к тому, что Россия, по мнению США, является прямой, постоянной и острой угрозой для евро-атлантической безопасности, а также свободной и открытой международной системы. Следовательно, США готовы сдерживать Россию здесь и сейчас на основе следующих элементов.

Во-первых, это поддержка Украины, которая является центральным инструментом в стратегии сдерживания России. США при Дж. Байдене четко отмечают, что Россия должна потерпеть поражение в Украине. Для реализации этой цели США будут активно оказывать военно-политическую поддержку Украине.

Во-вторых, это усиление военного потенциала НАТО и США. В ответ на расширение российского ядерного арсенала, разработку и применение новейших гиперзвуковых орудий Россией, неофициальное участие в конфликтах в «серых зонах» и СВО в Украине США готовы защищать территорию НАТО, сократить отставание от РФ по созданию наступательных вооружений (США заинтересованы в производстве маломощных ядерных зарядов и гиперзвуковых ракетных комплексов). Также с целью превращения специальной военной операции в стратегический провал Вашингтон ориентирован на расширение боевых возможностей НАТО на восточном фланге.

В-третьих, это укрепление стратегических, политических и экономических связей США со странами постсоветского пространства, Ближнего Востока, Африки, Южной Америки и Азии в противовес росту роли России в данных регионах.

Заключение. Новые доктринальные документы команды Дж. Байдена демонстрируют, что США стараются построить системный и многовекторный, но более агрессивный внешнеполитический курс в отношении Китая и России. Такая внешняя политика несет в себе прямую угрозу не только для КНР и РФ, но и для стабильности всей международной системы. Обвиняя Россию и Китай в милитаризации Европы и Индо-Тихоокеанского региона, США сами формируют антикитайские и антироссийские альянсы, модернизируют как свои вооружения, так и союзников в ИТР и Европе. Такой решительный настрой США обостряет гонку вооружений и усиливает геополитическое соперничество. Продолжение военной накачки Украины и использование ее в качестве антироссийского плацдарма экзистенциально угрожают безопасности России, а американская военная помощь Тайваню сводит на нет диалог между Тайбэем и Пекином.

Список литературы Доктринальные основы политики США при администрации Дж. Байдена в отношении Китая и России

  • Лукин А.В. 2023. Американо-китайское соперничество в АТР: декларации и реальность. - Россия в глобальной политике. Т. 21. № 1. С. 118-137.
  • Тебин П.Ю. 2023. Наша священная оборона - их варварская агрессия. - Россия в глобальной политике. Т. 21. № 1. С. 99-116.
  • Cordesman A.H. 2022. New Biden National Security Strategy. - The Center for Strategic and International Studies (CSIS). URL: https://www.csis.org/analysis/new-biden-national-security (accessed 27.07.2023).
  • Hamilton R.E. 2022. Biden's National Security Strategy: A New Era in Eurasia. - The Foreign Policy Research Institute (FPRI). URL: https://www.fpri.org/article/2022/10/bidens-national-security-strategy-a-new-era-in-eurasia/(accessed 27.07.2023).
  • Neuhard R. 2022. The New US National Security Strategy: Four Takeaways for Asia Policy. - The Foreign Policy Research Institute (FPRI). URL: https://www.fpri.org/article/2022/10/the-new-us-national-security-strategy-four-takeaways-for-asia-policy/(accessed 27.07.2023).
Статья научная