Документирование петроглифов горы Торгун (Горный Алтай)

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521744

IDR: 14521744

Текст статьи Документирование петроглифов горы Торгун (Горный Алтай)

В 2011 г. нами было продолжено исследование памятника наскального искусства на горе Торгун, расположенной в урочище Устю-Айры, на правом берегу р. Каракол, в окрестностях дер. Бичикту-Бом (Онгудайский район Республики Алтай) [Миклашевич, 2003; Миклашевич, Бове, 2010]. Детальное обследование северо-восточного склона горы позволило выявить ряд ранее неизвестных нам плоскостей с петроглифами. Были обнаружены выполненные в технике гравировки и выбивки рисунки, относящиеся к трем хронологическим пластам: скифское время; древнетюркская эпоха; этнографическая современность. Среди изображений скифского времени – фигуры кабанов, фантастических хищников, оленей и козлов (рис. 1). Этот пласт демонстрирует наибольшее разнообразие техник исполнения рисунков: мелкоточечная выбивка по гравированному абрису (рис. 1, 4 ; 2, 1 ); глубокая гравировка; поверхностная эскизная гравировка; гравировка в сочетании с прошлифовкой (рис. 1, 1, 3 ); заполнение гравированного контура частыми штрихами (рис. 1, 2 ). Древнетюркский пласт представлен резными фигурами бегущих животных – козлов, баранов, оленей, а также детализированными изображениями всадников и пеших лучников, часто с проработанными чертами лица (рис. 2, 2, 3 ). Алтайские резные и процарапанные рисунки представляют собой в некоторых случаях подражания древним образам, иногда их подновления или дополнения, но есть и самостоятельные композиции со схематичными изображениями оленей, лошадей, непонятных объектов и т.д.

Новые петроглифы выявлены при осмотре ярусов скальных выходов, расположенных выше ранее изученных плоскостей. Несколько новых изображений найдены рядом с ранее известными. Они обнаружены на сильно накренившихся к земле, небольших по размеру сланцевых выходах, на которых, как мы полагали ранее, петроглифов быть не должно. Кроме того, целый ряд новых фигур выявлен при камеральной обработке полевых материалов – при сильном увеличении сделанных в поле цифровых фотографий на экране компьютера.

Особенности изучаемого памятника таковы:

  • 1)    наличие большого количества рисунков, выполненных тончайшими поверхностными резными и прошлифованными линиями, а также набросков, эскизов и т.п. (к настоящему моменту едва видимых на плос- 182

Рис. 1. Торгун. Петроглифы скифского времени. 1, 3 – полные прорисовки композиций; 2, 4 – фрагменты.

кости камня, зачастую практически не воспринимаемых невооруженным глазом);

  • 2)    сильный отрицательный наклон большинства плоскостей (отсутствие естественного освещения и неудобство подхода к плоскости).

Рис. 2. Торгун. Фото фрагментов скифской ( 1 ) и древнетюркских ( 2, 3 ) композиций.

Они делают невозможным применение традиционного метода документирования посредством переведения линий на прозрачную пленку, закрепленную на поверхности камня (впрочем, этот метод в любом случае уже не удовлетворяет исследователей при документировании гравированных рисунков (см., например: [Черемисин, 2011, с. 146; и др.]). Именно поэтому документирование петроглифов Торгуна проводилось нами главным образом методом фотофиксации на цифровую камеру.

Современная цифровая фототехника и компьютерные программы для обработки изображений предоставляют немыслимые ранее возможности для выявления и документирования наскальных рисунков, особенно тех, которые выполнены в технике гравировки. Некоторые гравированные изображения хорошо видны глазом, но детали их трудно адекватно скопировать из-за чрезвычайной тонкости линий. Другие изображения (например, наброски, эскизы), выполненные легким поверхностным штрихом или слегка протертые по поверхности камня, отчетливо видимые в момент их нанесения за счет контрастности с цветом скального фона, к настоящему времени покрылись патиной такого же цвета, что и сам камень, стали практически невидимыми, сгладились от выветривания. Зачастую исследователь видит: на плоскости «что-то есть», но что именно, различить не может. В таких случаях на помощь приходит фотография. Современные цифровые зеркальные камеры с матрицей большого размера и правильно подобранным объективом могут «увидеть» то, что недоступно человеческому глазу. Качественно выполненные фотографии дают возможность при дальнейшей работе с ними на компьютере получить изображение, которое может быть увеличено по сравнению с оригиналом в несколько раз без потери резкости. Это позволяют выявить мельчайшие, практически исчезнувшие со временем детали и прорисовать детально любой, даже самый миниатюрный и сложный рисунок, точно воспроизвести даже «волосяную» линию. Фотоаппаратом с поворотным экраном можно фиксировать изображения в ортогональной проекции даже на «неудобных» плоскостях с сильным отрицательным уклоном.

Преимущества современного технического оснащения использовались нами при новом документировании петроглифов горы Торгун. Именно с помощью цифровой фотографии выявлены многие рисунки, в том числе едва заметные наброски и эскизы. Выполнены точные прорисовки гравированных композиций, сделаны наблюдения по технике и последовательности выполнения петроглифов. Фиксация всех без исключения обнаруженных следов изобразительной деятельности позволила установить: кроме мастерски и уверенно выполненных в том или ином стиле изображений, на памятнике есть синхронные им попытки воспроизведения эталонных образцов, сделанные неумелой или неопытной рукой, слабыми, быстро исчезающими линиями, без последующей проработки рисунка. Вполне вероятно, что это – результаты деятельности «учеников» древних художников.

Наибольший интерес среди открытий на горе Торгун в 2011 г. представляет композиция раннескифского времени с изображениями оленей и хищников (рис. 1, 4; 2, 1). Эти рисунки были замечены на обломке плиты, отделившейся от скального основания и упавшей рядом. Нами уже отмечалось на примере памятника Бичикту-Бом, что основным фактором деструкции местонахождений наскального искусства в этом районе Алтая является вертикальное расслоение сланцевых выходов, затем постепенный крен верхнего слоя с изобразительной поверхностью книзу и последующее выпаде- ние скальных блоков [Миклашевич, Бове, 2009, с. 333]. На склонах горы Торгун лежат десятки отслоившихся от скального основания фрагментов плоскостей, на которые когда-то были нанесены рисунки. Большинство из сохранившихся до наших дней петроглифов находятся на плоскостях с отрицательным наклоном, а некоторые уже не имеют связи со скальным основанием и держатся лишь за счет расклинивания. Как правило, в результате отделившиеся блоки падают изображениями вниз и как источник утрачиваются навсегда. Из-за тяжести таких блоков и крутизны склона не представляется реальным переворачивать все лежащие на склоне плиты в поисках петроглифов. К счастью, найденная нами плита, отделившись от основания, не упала «лицом» вниз, а лишь встала на узкое ребро (перпендикулярно первоначальному положению), сохранив наружное расположение рисунков. Выпадение плиты произошло, видимо, уже довольно давно, поскольку она покрыта лишайниками, в том числе и в местах скола. Но это не могло случиться ранее, чем 100–300 лет назад, поскольку выпавшая верхняя часть плоскости частично перекрыла собой рисунки на нижней части, оставшейся i^^ sit^^, – схематичные светлые алтайские изображения, процарапанные еще до того, как выпал блок с изображениями скифского времени.

Размеры отделившейся плиты 35×100×15 см, а сохранившейся поверхности со скальной коркой – 25×75 см. Скальная корка ровная и гладкая, покрыта патиной яркого желто-коричневого оттенка. По патине нанесены острием какого-то орудия (скорее всего, шилом) уверенной рукой мастера изящные фигуры трех оленей – два самца (с рогами) и самка. Силуэты внутри гравированных контуров заполнены мельчайшей выбивкой, незаполненными оставлены лишь лопатки, глаза, ноздри. Размеры фигур не превышают 10 см. Между оленями вписаны миниатюрные (2–4 см) изображения трех хищников, выполненные в точно такой же технике. Эти образы сочетают в себе черты пантер, кабанов и волков. У одного из хищников хвост опущен вниз и загнут на конце, как у пантеры, у другого – закручен вверх, как у кабана, у третьего же показаны сразу два хвоста: один закручен вверх, другой опущен вниз. Слева (позади) от оленей изображена еще одна фигура хищника, более крупная, тоже выполненная выбивкой по гравированному контуру. Справа (впереди) от оленей тонкой гравировкой легкими штрихами изображено неопределенное животное с подогнутой передней ногой. Скорее всего, это набросок фигуры кабана, подобной той, что изображена полностью на другой плоскости данного склона (рис. 1, 1 ). Есть и другие резные наброски. Кроме того, гораздо позднее нанесения основной композиции (возможно, в то же время, когда были сделаны рисунки в нижней части плоскости) к изображениям скифского времени были добавлены неумелые схематичные фигуры, а сами они зачерчены беспорядочными наклонными и горизонтальными линиями. В данной публикации мы приводим прорисовку лишь основной группы изображений этой плоскости (рис. 1, 4 ).

Статья