Древнегреческая трагедия как источник спекулятивного мышления

Автор: Найман Евгений Артурович

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Разное

Статья в выпуске: 2 т.9, 2015 года.

Бесплатный доступ

Данная статья посвящена роли древнегреческой трагедии в процессе формирования спекулятивной философии. По мнению автора модель трагедии является прототипом спекулятивной метафизики Шеллинга и Гегеля, а ее диалектическая структура выступает важнейшим средством разрешения философских противоречий между догматизмом и критицизмом, свободой и необходимостью, субъективным и объективным. Спекулятивная система находит в трагедии возможность восстановления тождества свободы и необходиости через конфликт. При сопоставлении идеалистической «философской трагедии» и древнегреческой трагедии выявлены их глубокие генетические связи. Опираясь на исследования Ф.Лаку-Лабрата, П. Зонди и Ж. Батая, автор утверждает, что проект спекулятивной трагедии основан на принципах аристотелевской теории катарсиса, а миметическая природа диалектического мышления тесно связана с поэтикой трагического действия, воссоздающего ритульные формы жертвоприношения.

Еще

Древнегреческая трагедия, мимесис, катарсис, спекулятивное мышление, диалектика, "философская трагедия", аристотель, шеллинг, гегель

Короткий адрес: https://sciup.org/147103424

IDR: 147103424

Список литературы Древнегреческая трагедия как источник спекулятивного мышления

  • Батай, Ж. (1994) «Гегель, смерть и жертвоприношение», Фокин, С.Л., пер. и сост. Танатография Эроса. Жорж Батай и французская мысль середины ХХ века. Санкт-Петербург: 251-275.
  • Гегель, Г.-В-Ф. (1972) «Шеллинг -Гегелю, 4 февраля 1795», Гулыга, А. В., сост.
  • Гегель Г.-В.-Ф. Работы разных лет. В двух томах. Т. 2. Москва: 220-222.
  • Деррида, Ж. (1994) «Невоздержанное гегелианство», Фокин, С. Л., пер. и сост. Танатография Эроса. Жорж Батай и французская мысль середины ХХ века. Санкт-Петербург: 139-181.
  • Деррида, Ж. (2000) «От экономии ограниченной к экономии общей: Гегельянство без утайки», Кралечкин, Д.Ю., пер. и сост. Деррида Ж. Письмо и различие. Москва: 400-445.
  • Жирар, Р. (2000) Насилие и священное. Пер. Г. М. Дашевского. Москва.
  • Ильин, И. А. (1918) Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. Т. 2: Учение о человеке. Москва.
  • Шеллинг, Ф. (1966) Философия искусства. Пер. П. С. Поповой, под ред. М. Ф. Овсянникова. Москва.
  • Шеллинг, Ф. (1987) «Философские письма о догматизме и критицизме», Гулыга, А. В., сост. Шеллинг Ф. Сочинения в двух томах. Т. 1. Москва: 39-89.
  • Шлегель, Ф. (1983) «Об изучении греческой поэзии», Попов Ю.Н., пер. и сост. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. Т. 1., Москва: 91-191.
  • Houlgate, S. (1986) Hegel, Nietzsche and criticism of metaphysics. Cambridge.
  • Lacoue-Labarthe, Ph. (1989) “The Caesura of the Speculative,” Lacoue-Labarthe, Ph. Typography: mimesis, philosophy, politics, edited by С. Fynsk. Harvard Univ. Press, 1989. Cambridge, Mass., London: 208-236.
  • Szondi, Р. (1986) “The notion of the Tragic in Schelling, Helderlin and Hegel,” Szondi, P. Textual Understanding and Other Essays, translated by H. Mendelsohn. Manchester University Press, 1986: 43-57.
Еще
Статья научная