Древнерусская крюковая нотация XV века: преобразования и новации

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются процессы развития основной системы записи церковных песнопений - русской знаменной (крюковой) нотации - на протяжении XV в. по материалам рукописей собрания Троице-Сергиевой Лавры (РГБ, Ф. 304). В течение данного столетия в нотации произошли существенные изменения, отразившие церковные реформы своего времени. Нотация сохранила многие знаки, характерные для периода XI-XIV вв., в том числе стрелы крюковые, отдельные кондакарные невмы, и в то же время выработала новые знаковые образования, необходимые для записи изменившихся распевов. Рукописи демонстрируют процесс постепенного усиления роли мелодических формул (попевок), введения вариантов распевов, теоретического осмысления новаций. Изменения в нотации показывают, что развитие системы пения шло по пути усложнения мелодий, в первую очередь праздничных песнопений, а именно, введения внетекстовых певческих строк, создания многослойных невменных записей, усложнения внутрислогового распева.

Еще

Древнерусское церковно-певческое искусство, крюковая (знаменная) нотация xv в, певческие рукописи, троице-сергиева лавра

Короткий адрес: https://sciup.org/147151051

IDR: 147151051

Список литературы Древнерусская крюковая нотация XV века: преобразования и новации

  • Александрина, А. В. Певческие рукописные книги XV-XIX вв. из библиотеки Троице-Сергиевой Лавры: историко-книговедческий анализ: дис. … канд. ист. наук/А. В. Александрина. -Т. 2: Каталог певческих рукописей XV-XIX вв. Троице-Сергиевой Лавры из собрания НИОР РГБ Ф. 304.I. -М., 2014. -468 с.
  • Бражников, М. В. Лица и фиты знаменного распева. Исследование/М. В. Бражников. -М., 1984. -302 с.
  • Бражников, М. В. Русская певческая палеография/М. В. Бражников. -СПб., 2002. -260 с.
  • Гусейнова, З. М. Комбинаторный анализ знаменной нотации XI-XIV вв./З. М. Гусейнова//Проблемы дешифровки древнерусских нотаций: сб. ст. -Л., 1987. -С. 27-49.
  • Гусейнова, З. М. Руководства по теории знаменного пения XV века: источники и редакции//Древнерусская певческая культура и книжность. Проблемы музыкознания/З. М. Гусейнова. -Вып. 4. -Л., 1990. -С. 20-46.
  • Добрушина, Е. Р. Лексикографическое толкование и шкала лабильности/проблемы толкований в словаре религиозной лексики/Е. Р. Добрушина//XVII ежегодная богословская конф. ПСТГУ: материалы. -М., 2007. -С. 110-117.
  • Лемясева, Ю. М. Дуда, труба, немка -«очевидные» знаки/Ю. М. Лемясева//Древнерусское песнопение: пути во времени. -СПб, 2004. -С. 128-141.
  • Парфентьева, Н. В. Творчество мастеров древнерусского певческого искусства XVI-XVII вв. (на примере произведений выдающихся распевщиков)/Н. В. Парфентьева. -Челябинск, 1997. -339 с.
  • Смоляков, Б. Г. К проблеме расшифровки знаменной нотации/Б. Г. Смоляков//Вопросы теории музыки. -Вып. 3. -М., 1975. -С. 41-69.
  • Филиппова, Е. К вопросу об изменении певческой практики в Русской Церкви в период богослужебной реформы XIV-XV вв./Е. Филиппова//«Иду в неведомый мне путь»: памяти Елены Филипповой. -М., 2006. -С. 8-17.
  • Хачаянц, А. Г. К вопросу о значении «асемантических» слогов в древнерусском церковном пении и народных песнях/А. Г. Хачаянц//Вестник РАМ им. Гнесиных. -2008 -№ 2. -С. 1-4.
Еще
Статья научная