Древнерусские богородичные сказания как исторический источник

Автор: Садыков Петр Дмитриевич

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Вопросы церковного языкознания

Статья в выпуске: 1 (104), 2023 года.

Бесплатный доступ

Существенную часть древнерусской литературы составляют жития. Их авторы своей целью имели прежде всего описание духовных трудов святых, их нелегкий путь к Богу, чудеса, случавшиеся по их молитвам. Но нередко в них присутствуют исторические сведения, открывающие для исследователя ряд дополнительных возможностей при изучении произведения. Каждый агиограф вводит их в свое повествование по-разному: одни прибегают к ним лишь для конкретизации периода, в который случились описываемые ими события, другие стремятся указать на проблемы и болезни своего времени или дать идеологическое обоснование происходящему. В данной статье представлен обзор упоминаний в славянских богородичных сказаниях и некоторых иных агиографических произведениях (прежде всего в житии прп. Стефана Махрищского) реальных событий, церковных и государственных деятелей, а также описание в них церковной жизни того времени, взаимоотношений с властью и обществом.

Еще

Агиография, сказания, жития, история, хронологические рамки, время, источник

Короткий адрес: https://sciup.org/140297598

IDR: 140297598   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2023_1_155

Список литературы Древнерусские богородичные сказания как исторический источник

  • Житие Сергия Радонежского (1999) — Житие Сергия Радонежского // Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1999. Т. 6. С. 254-411.
  • РГБ — Российская государственная библиотека. Ф. 304Л. № 679. Л. 193 об.-209; Л. 218226; Л. 303-335.
  • Сказание о битве новгородцев с суздальцами (1999) — Сказание о битве новгородцев с суздальцами // Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1999. Т. 6. С. 328-351.
  • Будовниц (1966) — Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. М., 1966. 392 с.
  • Голубинский (1997) — Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М., 1997. Т.П.Ч. 2. 616 с.
  • Гудавичюс (2005) — Гудавичюс Э. История Литвы с древнейших времен до 1569 года. М., 2005. 680 с.
  • Жуковская (1987) — Жуковская Л.П. Грецизация и архаизация русского письма 2-й половины XV — 1-й половины XVI вв. (об ошибочности понятия «второе южнославянское влияние») // Древнерусский литературный язык в его отношении к старославянскому. М., 1987. С. 144-176.
  • Журова (1989) — Журова Л. И.Повесть о Луке Колочском // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 2. СПб., 1989. С. 246-248.
  • Кириллин (2017) — Кириллин В.М. Повесть о чудотворной Казанской иконе Богоматери в свете древнерусской литературной традиции // Studia Litterarum. 2017. Т. 2. № 1. С. 150-183.
  • Ключевский (1871) — Ключевский В. О. Жития святых как исторический источник. М., 1871. 479 с.
  • Ключевский (2002) — Ключевский В.О. Русская история: полный курс лекций. М.: АСТ, 2002. Т. 2. 592 с.
  • Лихачев (1987) — Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы // Лихачев Д.С. Избранные труды. Л., 1987. Т. 1. С. 261-654.
  • Макарий Булгаков (1996) — Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. М., 1996. Кн. 3. 690 с. + 47 с. ил.
  • Соболевский (1980) — Соболевский А.И. История русского литературного языка. Л., 1980. 194 с.
  • Успенские (2017) — Успенский Б. А, Успенский Ф. Б. Иноческие имена на Руси. М., 2017. 344 с.
  • Федотов (1997) — Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1997. 220, [3] с.
Еще
Статья научная