Душа, облачающаяся в тела, душа, ткущая тела

Автор: Петров Валерий Валентинович

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Статья в выпуске: 1 т.11, 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются две традиции репрезентации телесности в античности и в средние века: облачение души в тело, как в одежду, и соткание душой своего тела. Применительно к первой традиции рассматриваются тексты Сенеки, Плутарха, Плотина, Макробия, Аристида Квинтиллиана. Показано, что тема перемены тел как одежд обсуждалась в контексте рассуждений о метемпсихозе, а также (у средних платоников) нисхождения души с небес на землю через планетные сферы. Отмечено, что после того, как Филон связал представление о теле как одежде души с библейским сказанием о «кожаных ризах» (Быт 3:21), эта теория получила широкое распространение и встречается у Иринея, Климента, Тертуллиана, Оригена и его последователей, включая Иоанна Скотта Эриугену. Применительно к проблемам телесности также обсуждаются менее распространенные теории, согласно которым душа сама изготавливает свое тело, «сплетает для себя свой хитон». Рассматриваются соответствующие рассуждения Платона, Порфирия, Оригена, Макария Египетского / Симеона Месопотамского, Прокла Константинопольского. В качестве контекста привлекаются близкие теории Плотина, Ямвлиха и Иоанна Скотта.

Еще

Репрезентации телесности, душа, тело, метемпсихоз, кожаные ризы, соткание тела

Короткий адрес: https://sciup.org/147103491

IDR: 147103491   |   DOI: 10.21267/AQUILO.2017.11.4525

Список литературы Душа, облачающаяся в тела, душа, ткущая тела

  • Bostock, D. G. (1980) "Quality and Corporeity in Origen," Origeniana secunda. Second colloque international des études origéniennes. Eds. H. Crouzel, A. Quacquarelli. Edizioni dell'Ateneo, 323-337.
  • Constas, N. (1995) "Weaving the Body of God: Proclus of Constantinople, the Theotokos and the Loom of the Flesh," Journal of Early Christian Studies 3.2, 169-94.
  • Hǻland, E. J. (2004) "Athena's Peplos: Weaving as a Core Female Activity in Ancient and Modern Greece," Cosmos 20, 155-82.
  • Petroff, V. (2002а) "Theoriae of the Return in John Scottus' Eschatology," in James McEvoy and Michael Dunne, eds. History and Eschatology in John Scottus Eriugena and His Time. Proceedings of the 10th Conference of the SPES, Maynooth and Dublin, August 16-20, 2000. Leuven: University Press, 527-579.
  • Петров, В. В. (2002б) «Учение Оригена о теле воскресения и его влияние на богословие Григория Нисского и Иоанна Эриугены», IX Рождественские Образовательные Чтения. Богословие и философия: аспекты диалога. Сборник докладов конференции (25.01. 2001, Иститут философии РАН), под ред. В. К. Шохина. Москва, 22-58.
  • Петров, В. В. (2005а) «Ориген и Дидим Александрийский о тонком теле души», Диалог со временем 15, 37-50.
  • Петров, В. В. (2005б) «Тело и телесность в эсхатологии Иоанна Скотта», Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века (исследования и переводы), общ. ред. П. П. Гайденко и В. В. Петрова. Москва, 633-756.
  • Петров, В. В. (2005в) «Учение Оригена о теле воскресения в контексте современной ему интеллектуальной традиции», Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века (исследования и переводы), общ. ред. П. П. Гайденко и В. В. Петрова. Москва, 577-632.
  • Petroff, V. (2005г) "Eriugena on the Spiritual Body," American Catholic Philosophical Quarterly 79.4, 597-610.
Еще
Статья научная