Двести лет сотворения Радищева

Автор: Коковин Иван Сергеевич

Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki

Рубрика: Философские науки

Статья в выпуске: 4 (5), 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируются тенденции осмысления опыта такого российского культуртрегера как А. Н. Радищев. Обосновывается гипотеза о невостребованности радищевского идейно-политического наследия в современной России. Исследуются предпосылки идеологических трендов в России. Анализируется история становления радищеведения в России девятнадцатого и двадцатого столетий в рамках политико - идеологического дискурса. Согласно основному тезису статьи идейное наследие Радищева не востребованно в России двадцать первого столетия по причине отсутствия идеологических предпосылок. Причиной указанного феномена является как политическая дискредитация революционных идеологем, так и масштабная трансформация социокультурного контекста. Тем не менее потребность в радищевском культурном опыте, лежащем в основании феномена взаимоотношений власти и интеллигенции обостряется в связи с известным кризисом самоидентификации образованного слоя в современной России, породившими ситуацию дезориентации в отношении идеала социального долга и ответственности, как по отношению к обществу, так и к государству. Согласно основному тезису статьи культурный дискурс современной России не включил наследие А. Н. Радищева в круг своих ориентиров, причиной указанного феномена является как распад символического горизонта российской интеллигенции, так и утрата образованным сообществом своего социо - культурного статуса (традиционной роли и миссии). Тем не менее потребность в радищевском наследии, способном дать ответы на актуальные культурно-исторические вопросы современной России обостряется в связи с ситуацией теоретического тупика, породившего неспособность к адекватному осмыслению феномена взаимосвязи таких явлений как «власть», «народ», «интеллигенция». По мнению автора статьи историко - культурная ситуация периода второй половны двадцатого столетия инициировала процесс утраты объяснительной легитимности таких устоявшихся концептов как «угнетение народа властью», «страдание народное», «интеллигентский комплекс вины перед народом», «антигосударственность», «манихейское сознание», «культурная миссия», «нигилизм», «беспочвенность интеллигенции», «диссидентство», «конформизм», «революционность». Цель написания статьи - определение символической ценности наследия Радищева в культурном пространстве Современной России. В процессе написания статьи были применены методы историко - культурного и контекстуального анализа.

Еще

Манихейское сознание, бинарные оппозиции, интеллигенция, диссиденты, радищеведение, символический горизонт

Короткий адрес: https://sciup.org/14112306

IDR: 14112306   |   DOI: 10.5281/zenodo.54589

Список литературы Двести лет сотворения Радищева

  • Ленин В. И. ПСС., Т. 26. М.: Госполитиздат, 1949, 500 с.
  • Ашешов Н. П. А. Н. Радищев, первый русский республиканец. Издание Петроградского Совета Рабочих и Красных депутатов 1919 г.
  • Эйзенштадт Ш. Н. Революция и преобразование обществ: Сравнительное изучение цивилизаций. М.: Аспект-Пресс, 1999. 416 с.
  • Лотман Ю. М. Источники сведений Пушкина о Радищеве//Пушкин. СПб.: Искусство, 2003. 769 с.
  • Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука. 1990. 224 с.
  • Путешествие А. Радищева. С предисловием Искандера. London, Trubner &Co. 1858. 340 с.
  • Сухомлинов М. И. Радищев -автор «Путешествия из Петербурга в Москву». М.: Тип. Императорской акад. наук, 1883. 147 с.
  • Плеханов Г. В. Речь, произнесенная на русском собрании в Женеве 14-го (27-го) декабря 1900 года//Литература и эстетика. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958.
  • Луначарский А. В. Александр Николаевич Радищев -первый пророк и мученик революции. Петроград: Издание Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов, 1918. 25 с.
  • Макогоненко Г. П. А. Н. Радищев. Биография. М.-Л.: Мысль, 1965. 80 с.
  • Макогоненко Г. П. Радищев и его время. М: Госполитиздат, 1956. 180 с.
  • Плимак Е. Г., Карякин Ю. В. Запретная мысль обретает свободу. М.: Наука, 1966. 304 с.
  • Плимак Е. Г., Пантин И. К., Хорос В. Г. Революционная традиция в России: 1783-1883. М.: Наука, 1986. 500 с.
  • Польской С. В. Неизвестное произведение А. Н. Радищева «Опыт о Аглинском правлении»//Известия Самарского научного центра РАН. Т. 14. Вып. 3. 2012. С.187-192.
  • Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре XVIII-XIX веков. СПб.: Искусство,1994. 399 с.
  • Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта: В 2 т. т. Т. 1. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. 804 с.
  • Гершензон М. О. Творческое самосознание//Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. СПб.: Авалон, 2011. 129 с.
  • Воронель А. Трепет забот иудейских. Тель-Авив: Книготоварищество «Москва-Иерусалим», 1981. 208 с.
  • Донских О. А. Воля к достоинству. Новосибирск: Сова, 2007. 207 с.
  • Ключевский В. О. Неопубликованные произведения. М.: Наука. 1983. 416 с.
  • Радищев А. Н. Избранные сочинения. М.: Гослитиздат, 1949. 705 с.
  • Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
  • Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М.: Прогресс,1993. 272 с.
  • Бабкин Д. С. Процесс А. Н. Радищева. М.:Госполитиздат, 1952. С. 359 с.
  • Радищев П. А. Заметки. Отрывок о С. И. Шешковском/Сообщ. П. А. Ефремов//Русская старина. 1870. Т. 2. Изд. 3-е. СПб., 1875. С. 510-512.
  • Гордин Я. Любовные ереси. СПб.: Пушкинский фонд, 2000. 207 с.
  • Кузнецова Е. В. Концепция героического в творчестве А. Н. Радищева//Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2011. Т. 10, Выпуск 2: Филология. С. 123-130.
Еще
Статья научная