Дворцовые усадьбы в XIX в. (Коломенское и Измайлово)
Автор: Бокарева О.Б.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Исторические науки и археология
Статья в выпуске: 8 (47), 2020 года.
Бесплатный доступ
Статья знакомит читателей с историей бытования дворцовых усадебных комплексов в XIX в. (на примере Коломенского и Измайлова). В статье представлены основные этапы развития дворцовых усадеб, их система управления, показаны разные аспекты социокультурной и хозяйственно-экономической жизни в Коломенском и Измайлове.
Коломенское, измайлово, императорские дворцовые резиденции, система управления, управитель, придворная контора, министерство императорского двора, крестьянский мир, зажиточные крестьяне, отечественная война 1812 года, стиль "ампир", измайловская богадельня
Короткий адрес: https://sciup.org/170190856
IDR: 170190856 | DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10923
Текст научной статьи Дворцовые усадьбы в XIX в. (Коломенское и Измайлово)
Коломенское и Измайлово – императорские дворцовые резиденции во главе с управителем (приказчиком), которого назначало дворцовое ведомство. В конце XVIII в. рядом с дворцовыми строениями, храмами, домами священнослужителей находились крестьянские поселения – десятки крестьянских дворов.
Управитель дворцовой усадьбы подчинялся обер-гофмаршалу Придворной конторы, которая до 1882 г. функционировала в системе Министерства императорского двора. Среди управителей были служащие, военные дворяне. Помимо управителей в дворцовых усадьбах проживали люди, обслуживающие дворцовые комплексы: плотники, часовой мастер, конюхи, скотники, сторожа [1, с. 38, 43, 47-48; 2, с. 83].
В своей деятельности управитель руководствовался специальной инструкцией. Основными его функциями были надзор и ведение эффективной экономики в усадьбе. Управитель взаимодействовал со священнослужителями храмов, расположенных на вверенной ему территории, а также со старостой, выбранным крестьянской общиной, с целью выяснения положения дел в усадьбе. В штат управителя входили канцеляристы-делопроизводители, а также специальные офицерские полки для охраны территории.
Коломенское и Измайлово были крупными хозяйственными центрами в системе дворцового ведомства. Хозяйственными единицами дворцовых усадеб считались пашни, фруктовые сады, огороды, рыбные пруды и т.д.
Экономическими и статистическими показателями дворцовых усадеб были налогообложение (денежная рента), демография (рождаемость/смертность, сведения о крестьянских свадьбах, данные о количестве взятых на военную службу и о количестве временно ушедших на заработки в город, а также о перешедших в купечество); данные о строительстве и разборке хозяйственных строений; сведения о флоре и фауне (распашка новых территорий, посадка и вырубка плодовых деревьев и кустарников, появление и исчезновение отдельных видов животных и растений).
Общее состояние подмосковных сел к концу XVIII в. – началу XIX в. было относительно благополучным. Крестьяне могли перемещаться по усадебной территории, заниматься разными видами деятельности (землепашеством, скотоводством, садоводством, овощеводством, рукоделием), арендовать в дворцовых усадьбах сады, пруды и мукомольные мельницы, быть владельцами барж и торговать лесом. Зажиточные крестьяне со временем переходили в купечество. В Коломенском и его окрестностях проживало от 62 до 80% всего старообрядческого населения Московского уезда [3, с. 74]. Однако в докладах инспекторов дворцовых усадебных территорий и на изображениях зданий этого времени видны обветшалость и некоторое запустение [4].
Разорениям подмосковные дворцовые села подверглись во время Отечественной войны 1812 года: грабежи продовольственных запасов и остановки на постой в дворцовых и храмовых усадебных зданиях авангарда французской армии (кавалерийский корпус И. Мюрата, пехота и кавалерия Ю. Понятовского) [5, 6, 7].
В Коломенском от действий наполеоновских войск был нанесен ущерб Екатерининскому дворцу (выбиты окна и двери на нижних этажах, изъята казна и документация, повреждена статуя Минервы с фасада здания), древнему Государеву двору (устроены конюшни и сеновал в палатах Кормового и Хлебенного дворов), храму Казанской иконы Божией Матери (разграблена церковная утварь), главным Передним воротам и примыкающим к ним Приказной и Полковничьим палатам, а также Сытному двору и Фряжскому погребу (разорены подвалы со съестными припасами, устроена конюшня), подклету храма Вознесения Господня (устроено место для хранения фуражных запасов), церкви св. Георгия (устроена конюшня).
На территории рукотворного Измайловского острова ущерб был нанесен Государеву двору (устроена конюшня), Покровскому собору (разведен пожар, устроена конюшня), храму св. Иоасафа царевича Индийского (устроена конюшня), Мостовой башне (устроена конюшня). Пострадал императорский зверинец за пределами Измайловского острова (часть зверей была съедена, остальные разбежались или погибли).
Управители усадеб выехали из Москвы, оставив дворцовые усадьбы на попечение доверенных лиц или выборных старост. Казну и важную документацию они пытались вывезти или спрятать, в последнем случае ее находил неприятель (на территории Коломенского). Священнослужителям и старостам крестьянских общин приходилось взаимодействовать с неприятелем. Местное население оказывало ему сопротивление (участвовало в партизанском движении: «убивали их [французов] десятками и хоронили трупы в садах»). Пе- резахоронение останков солдат и офицеров наполеоновской армии произошло позже на Введенском (Немецком) кладбище г. Москвы.
После окончания Отечественной войны 1812 года комиссией Министерства императорского двора было проведено инспектирование дворцовых усадеб, с 1813 г. началось проведение реставрационных работ и внедрение в жизнь новых стилей и форм [8].
В Коломенском управителем К.Д. Брыкиным было сделано описание всех ветхих конструкций Екатерининского дворца, архитектором Н. Кузьминым был подготовлен план усадьбы с сохранившимися и утраченными зданиями [9]. В связи с невозможностью восстановления ряда строений было принято решение их разобрать: Екатерининский дворец, палаты Кормового двора (кирпич, оставшийся после этого, был использован при строительстве ограды Государева двора) [10].
Также была составлена опись припасов, похищенных неприятелем (70 возов яблок лучших сортов, груш, слив, кедровых шишек и барбариса), и уцелевших предметов интерьера дворца (изразцовые печи и др.) [11].
На Измайловском острове тоже были начаты ремонтные работы: в дворцовых строениях в каре Государева двора, в Покровском соборе, в Мостовой башне [12].
В первой половине столетия дворцовые усадьбы стали не столько хозяйственно жилым объектом, сколько социальным и культурным центром, в котором синтезировались многие направления, появились новые стилистические решения в их оформлении (приобщение к «императорскому стилю» – ампиру).
Восстановление «дворцового» Коломенского произошло благодаря решению императора Александра I обустроить место его юношеского пребывания (память о бабушке, императрице Екатерине II). В 1825 г. архитектор Е.Д. Тюрин спроектировал для него новый дворец в стиле ампир с использованием фундаментов Екатерининского дворца, чтобы император смог останавливаться в Коломенском [13]. Рядом с дворцом располагался павильон, ко- торый был предназначен для проведения праздничных мероприятий [14]. Из Московского Кремля в Коломенское были привезены деревянная модель Коломенского дворца, осветительных приборов, сукон, ковров, а также колесницы из Красных казарм Екатерининского дворца в Лефортове и проч. [15, 16, 17, 18, 19].
Также были спроектированы две липовые аллеи – дорога от дворца к задним воротам. Недалеко от храма Вознесения были посажены ели и пихты [20]. Также был перелит треснувший храмовый колокол и проведены ремонтные работы в церквях Казанской иконы Божией Матери и Вознесения Господня [21, 22, 23, 24].
Император Николай I посетил Коломенское в 1835 г. Его внимание привлек Александровский дворец с павильоном. Николай I решил соорудить в усадьбе грандиозный дворец в стиле русской готики. Придворный архитектор А.И. Штакеншнейдер подготовил специальный план с проектом усадьбы в преображенном виде (1836-1837) [25]. Но по неясным причинам план не был реализован.
Цесаревич Александр II побывал в Коломенском в июле 1837 г. вместе со своим воспитателем В.А. Жуковским (сохранился альбом-отчет придворного). Будучи императором Александр II заказал художнику-резчику Д.А. Смирнову модель деревянного Коломенского дворца [26]. В 1861 г. для членов императорской семьи была устроена экскурсия по территории древней усадьбы, которую провел известный историк-бытописатель И.М. Снегирев.
На Измайловском острове вплотную к Покровскому собору была пристроена богадельня с одним офицерским и двумя солдатскими корпусами для ветеранов и инвалидов [27]. Проект ее был подготовлен архитектором К.А. Тоном в 1837 г. Официальное открытие богадельни состоялось в марте 1850 г. Возглавляли богадельню директора – герои боевых сражений: сенатор А.Е. Толмачев, граф А.В. Олсуфьев [28].
Также проводились реставрационные работы в Мостовой башне и в церкви св. царевича Иоасафа Индийского [29].
В 1859 г. перед Покровским собором был разбит сквер, установлены чугунный фонтан и ворота. От имени купцов-благотворителей было подано заявление о строительстве еще одного, офицерского, корпуса богадельни (проект архитектора В.Ф. Небольсина). Купцами-благотворителями богадельни были А.П. Русинов, И. Сорокин, Д.Л. Тулупов [30].
Вторая половина XIX в. ознаменовалась крупной реформой в России – отменой крепостного права, что повлияло на преобразования в дворцовых усадьбах, на их бытование в целом. Реформа 1861 г. распространялась и на дворцовых (удельных) крестьян, поэтому в 1864 г. крестьяне Коломенского и окрестных селений «вышли на волю» [31].
В правление императора Александра III природная стихия нанесла ущерб Коломенскому, в том числе был сломан древнейший кедр, из которого придворные мастера сделали подсвечник и аналой для храма Вознесения Господня. В 1878 г. был снесен императорский дворец по причине «непригодного состояния». Произошло укрупнение территории Коломенского за счет соединения с селами Нагатино, Новинки и Штатной слободой [32].
В Измайлове продолжала действовать богадельня. За пределами Измайловского острова, на месте императорского зверинца, была открыта царская пасека и организовано дачное строительство [33].
В 1883 г. дворцовое ведомство, курировавшее царские усадьбы, было упразднено. Этими территориями стала заниматься Гофмаршальская часть, которая была ориентирована больше на дворцовые территории Санкт-Петербурга.
В конце XIX в. светская жизнь в дворцовых усадьбах постепенно замирала, разрабатывались проекты по разбивке усадебных территорий под дачные участки (частично реализован в Коломенском, в Измайлове – за пределами рукотворного Острова).
В подмосковных дворцовых селах появились пожарные службы, общежития (художник А.М. Васнецов в съёмной комнате Полковничьих палат), начальные школы для детей крестьян, мещан, инвалидов богадельни, сельские больницы (Павильон 1825 г.) и кабаки, расширились кладбища (Дьяковское, Измайловское) [34, 35, 36].
В дворцовых усадьбах по большим праздникам проходили праздничные мероприятия: ярмарки, кулачные бои, «медвежья потеха» и др.
На пленэры в Коломенское выезжали художники (В.В. Верещагин, В.И. Суриков, А.М. Васнецов, А.К. Саврасов, А.А. Дейнека), останавливались писатели и композиторы. В 1868 г. композитор Г.Л. Берлиоз писал: «Ничто не поразило меня так, как Коломенское, этот памятник древней русской архитектуры. А тут предо мною предстала красота целого мира. Ансамбль Коломенского складывался на протяжении нескольких веков и совпадает с крупнейшими событиями в общественном развитии Русского государства» [37].
Существенную роль в дворцовых усадьбах стало играть зажиточное крестьянство и купечество. Зажиточных крестьян в Коломенском называли «капустными королями Подмосковья». В крестьянских избах имелись самовары, дорогая фарфоровая посуда и одежда. Например, семейство крестьян Юниных покупало платья и галантерею в московском магазине «Мюр и Мерилиз» (ныне – ЦУМ) [38, 39].
Последний русский император не побывал ни в Коломенском, ни в Измайлове. Вероятно, отсутствие прежних дворцовых комплексов в этих усадьбах, а затем и общее настроение, и внешнеполитическая ситуация не способствовали усадебному времяпрепровождению [40].
Но бывшие царские резиденции продолжали ассоциироваться с личностями русских правителей, а Коломенское и Измайлово оказались связанными с историей России и с Романовыми довольно прочной нитью.
Список литературы Дворцовые усадьбы в XIX в. (Коломенское и Измайлово)
- Коломенское: Материалы и исследования. - М., 1991. - Вып. I. - 113 с.
- Варенов А.Б. Дьяково // История сел и деревень Подмосковья XIV-XX вв.: [Сб. тез.]. - М., 1992. - Вып. 1. - 154 с.
- Лукина М.И. К проблеме изучения старообрядчества на территории древней дворцовой Коломенской волости // Коломенское: Материалы и исследования. - М., 1995. - Вып. 6. - 185 с.
- РГАДА. Ф. 1239. Дворцовый архив. Оп. 3. Ч. 60. Д. 29495. 1808 г. 10 л.
- Благовещенский Г. Наполеон I Бонапарт. - М., 2010. - 245 с., ил. - (Ч. 6. Россия: начало конца).