Джетыгарское копье и Синташтинско-Петровская погребальная традиция: к реконструкции образа и представлений

Автор: Сотникова С.В.

Журнал: Краткие сообщения Института археологии @ksia-iaran

Рубрика: Каменный и бронзовый века

Статья в выпуске: 241, 2015 года.

Бесплатный доступ

Автор статьи обращается к ранее опубликованной находке бронзового наконечника копья сейминского типа, случайно обнаруженного близ г. Джетыгар в Северном Казахстане (рис. 1). На втулке копья представлены парные симметричные скульптурные изображения водоплавающих птиц и протом лошадей. В статье дается реконструкция образов и представлений, связанных с этим предметом, в свете синташтинско-петровской погребальной традиции и индо-иранских параллелей.

Бронзовый век, памятники синташтинского и петровского типов, погребальный обряд, наконечник копья

Короткий адрес: https://sciup.org/14328270

IDR: 14328270

Список литературы Джетыгарское копье и Синташтинско-Петровская погребальная традиция: к реконструкции образа и представлений

  • Акишев А. К., 1978. Идеология саков Семиречья (по материалам кургана Иссык)//КСИА. Вып. 154. С. 39-48.
  • Акишев А. К., 1981. Костюм «золотого человека» и проблема катафрактария//Военное дело древних племен Сибири и Центральной Азии/Отв. ред. Ю. С. Худяков. Новосибирск: Наука. С. 54-64.
  • Акишев А. К., 1984. Искусство и мифология саков. Алма-Ата: Наука. 176 с.
  • Акишев К. А., 1978. Курган Иссык. Искусство саков Казахстана. М.: Искусство. 132 с.
  • Бочкарев В. С., 2010. О функциональном назначении петель-ушек у наконечников копий эпохи поздней бронзы Восточной Европы и Сибири//Бочкарев В. С. Культурогенез и древнее металлопроизводство Восточной Европы: Сб. статей. СПб.: Инфо Ол. С. 123-143.
  • Генинг В. Ф., Зданович Г. Б., Генинг В. В., 1992. Синташта: Археологические памятники арийских племен Урало-Казахстанских степей. Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во. 408 с.
  • Егоров В. Л., 1967. Древний штандарт из Хакасско-Минусинской котловины//СА. № 1. С. 250-253.
  • Елизаренкова Т. Я., 1999а. Примечания//Ригведа. Мандалы I-IV. М.: Наука. С. 544-757. (Литературные памятники)
  • Елизаренкова Т. Я., 1999б. Примечания//Ригведа. Мандалы V-VIII. М.: Наука. С. 526-731. (Литературные памятники)
  • Елизаренкова Т. Я., 2007. Комментарии//Атхарваведа (Шаунака). Т 2: Кн. VIII-XII. М.: Восточная литература. С. 205-280. (Памятники письменности Востока; 135).
  • Епимахов А. В., 1996. Курганный могильник Солнце II -некрополь укрепленного поселения Устье эпохи средней бронзы//Материалы по археологии и этнографии Южного Урала/Ред Г. Б. Зданович. Челябинск: Челябинский дом печати. С. 22-42.
  • Зданович Г. Б., 1983. Основные характеристики петровских комплексов Урало-Казахстанских степей (к вопросу о выделении петровской культуры)//Бронзовый век степной полосы Урало-Иртышского междуречья/Отв. ред. Г. Б. Зданович. Челябинск; Уфа: Башкирский ун-т. С.48-68.
  • Калиева С. С., Логвин В. Н., 2009. Могильник у поселения Бестамак (предварительное сообщение)//ВААЭ. № 9. С. 32-58.
  • Ковтун И. В., 2013. Образы и символы джетыгарского копья//Культуры и народы Северной и Центральной Азии в контексте междисциплинарного изучения/Ред. Ю. И. Ожередов. Томск: Томский гос. ун-т. С. 193-205.
  • Костюков В. П., Епимахов А. В., Нелин Д. В., 1995. Новый памятник средней бронзы в Южном Зауралье//Древние индоиранские культуры Волго-Уралья (II тыс. до н. э.)/Отв. ред. И. Б. Васильев : Самарский пед ун-т С 156-207
  • Кузьмина Е. Е., 1977. Конь в религии и искусстве саков и скифов//Скифы и сарматы/Ред. А И Тереножкин Киев: наукова думка С 96-119
  • Кузьмина Е. Е., 1984. Опыт интерпретации некоторых памятников скифского искусства//ВДИ. № 1 С 93-108
  • Кукушкин И. А., 2010. Новые исследования на могильнике Ащису//ВААЭ. № 1 (12). С. 71-75.
  • Мазниченко А. П., 1985. Бронзовый наконечник копья из Кустанайского музея//Энеолит и бронзовый век Урало-Иртышского междуречья/Ред. С. Я. Зданович. Челябинск; Уфа: Башкирский ун-т С 152-154
  • Мелетинский Е. М., 1997 Иггдрасиль//Мифы народов мира/Ред С А Токарев М: Российская энциклопедия С 478-479
  • Раевский Д. С., 2006. Мир скифской культуры. М.: Языки славянских культур. 2006. 600 с.
  • Рапопорт Ю. А., 1977. Космогонический сюжет на хорезмийских сосудах//Средняя Азия в древности и средневековье/Ред.: Б. Г. Гафуров, Б. А. Литвинский. М.: Наука. С. 58-71.
  • Сыркин А. Я., 2003. Чхандогья Упанишада. Комментарии//Упанишады. М.: Восточная литература С 373-463
  • Ткачев В. В., 2007. Степи Южного Приуралья и Западного Казахстана на рубеже эпох средней и поздней бронзы. Актобе: Актюбинский обл. центр истории, этнографии, археологии. 384 с.
  • Топоров В. Н., 1997а. Ашваттха//Мифы народов мира/Ред. С. А. Токарев. М.: Российская энциклопедия. С.143-144.
  • Топоров В. Н., 1997б. Ашвины//Мифы народов мира/Ред. С. А. Токарев. М.: Российская энциклопедия С 144-145
  • Топоров В. Н., 1997в. О структуре некоторых архаических текстов, соотносимых с концепцией «мирового дерева»//Из работ московского семиотического круга/Сост Т М Николаева М: Языки русской культуры С 74-127
  • Черных Е. Н., Кузьминых С. В., 1989. Древняя металлургия Северной Евразии (сейминско-турбинский феномен) М: Наука 320 с.
Еще
Статья научная