Единое нотариальное пространство в рамках Евразийского экономического союза: к вопросу о гармонизации законодательства
Автор: Терещенко Е.И.
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Право
Статья в выпуске: 4, 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается необходимость создания единого нотариального пространства в Евразийском экономическом союзе, которое создаст условия для перехода стран-участниц на более высокий уровень сотрудничества, приведет к повышению эффективности развития гражданского-правовых отношений, позволит мобильно оформлять наследственные права, проводить дистанционные и электронные нотариальные действия, осуществлять удаленный обмен информацией, документами в рамках Евразийского экономического союза. Акцентируется внимание на необходимости заключения соглашений об оказании правовой помощи, о сотрудничестве и дружбе между федеральными нотариальными палатами стран-участниц. Предложен механизм оформления трансграничных наследственных прав, аналог которого существует и эффективно применяется в Европейском союзе. Рассмотрен вопрос об обеспечении конфиденциальности и защите информации за счет использования электронных систем, позволяющих проводить идентификацию граждан, а также гарантировать невозможность утечки персональных данных.
Страны - участницы евразийского экономического союза, европейский союз, международные договоры, нотариат, наследственные права, дистанционные и электронные нотариальные действия
Короткий адрес: https://sciup.org/149144939
IDR: 149144939 | DOI: 10.24158/tipor.2024.4.23
Текст научной статьи Единое нотариальное пространство в рамках Евразийского экономического союза: к вопросу о гармонизации законодательства
Введение . Евразийский экономический союз (ЕАЭС) на данный момент представляет собой интеграционное поле, в рамках которого происходит эффективное движение экономических процессов, в том числе за счет создания единого рынка товаров и услуг. Нотариат не может не являться субъектом данных процессов, так как это механизм, который имеет возможность обеспечивать правовую защиту участников гражданского-правовых отношений в рамках ЕАЭС. Стоит отметить, что нотариальные палаты государств – участников Евразийского экономического союза ведут активную деятельность в рамках сотрудничества, целью которого является формирование единого нотариального пространства внутри объединения. Конечно, состояние нотариата в странах-участницах позволяет провести интеграцию в этой сфере, но необходима гармонизация и совершенствование нотариальной правовой системы объединенного уровня.
На данном этапе в связи с усиливающимися глобализационными и интеграционными процессами по всему миру особую актуальность получили исследования, направленные на анализ и оценку правового опыта зарубежных государств в отдельных правоотношениях.
Следует отметить, что эффективность реализации нотариусом функций по защите прав и законных интересов участников правоотношений зависит от детальности разработки механизмов осуществления нотариальных процедур, что подразумевает объективность правоотношений. Так, в рамках данного исследования необходимо рассмотреть наиболее важные аспекты нотариальной деятельности в странах – участницах Евразийского экономического союза, в частности, России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Кыргызстана. Создание единого экономического пространства, рост объемов товарооборота между указанными государствами приводит к росту количества экономических споров либо необходимости удостоверения какой-либо документации, основанной на ключевых правилах реализации нотариальных действий в исследуемых странах (Тымчук, 2021). Субъекты хозяйствования при выходе на товарные рынки государств – членов ЕАЭС должны знать про эффективные механизмы защиты их прав и интересов, в числе которых, конечно, представлена и нотариальная деятельность.
Материалы и методы . Материалами исследования послужили нормативные документы государств – участников Евразийского экономического союза, регулирующие нотариальную деятельность, в частности, порядок оформления наследственных прав, возможность проведения удаленных сделок, совершения электронных нотариальных действий. Особый интерес вызвали нормативные документы, регулирующие электронный нотариат в Европейской союзе, а именно степень использования цифровых технологий в рамках электронного обмена информацией и документами между нотариусами, гражданами, юридическими лицами. В качестве основного метода исследования послужил сравнительный анализ использования цифровых технологий для осуществления нотариальной деятельности в Европейском союзе, которые позволяют обеспечивать единое нотариальное пространство.
Результаты и обсуждение . С 2021 г. в сфере нотариата стран – членов ЕАЭС начали вступать в силу законодательные нормы, требующие провести цифровизацию. Однако неравномерность развития законодательной базы о нотариальной деятельности в разных странах ЕАЭС не позволила осуществить ее в полном объеме и одновременно. Например, положения, введенные в РФ в 2018–2020 гг., приняты и вступили в силу в Республике Казахстан только в 2021 г. Стоит отметить, что на внедрение цифровых положений большое влияние оказала ситуация, связанная с коронавирусом. Именно она послужила своего рода катализатором, интенсифицировавшим цифровизацию во всех сферах жизни общества (Прощалыгин, 2017).
Вопрос идентичности нотариальных систем в странах – участницах ЕАЭС исследовали Н.В. Буштец и Д.Ю. Лобков. В своей статье «К вопросу о формировании Евразийского союза нотариата» они обращают внимание на применение единого подхода к определению ответственности нотариуса за вред, причиненный в результате оказания нотариальных услуг, установление обязательного страхования нотариальной деятельности, а также на одинаковый уровень цифровизации, в частности, наличие единых информационных нотариальных систем, обязательное подписание документов квалифицированной электронной подписью и последующая регистрация всех нотариальных действий. При этом они обратили внимание на некоторые расхождения в перечне нотариальных действий (Буштец, Лобков, 2022).
Таким образом, для успешной интеграции необходимо унифицировать правовое регулирование нотариальной деятельности на территории государств – членов ЕАЭС. Гармонизация законодательства должна стать взаимной за счет реализации согласованной совокупности мер, которые будут направлены на сближение системы права стран – членов ЕАЭС. Интеграция законодательства должна производиться на основе деятельности международных организаций и заключения странами – участницами объединения соответствующих договоров. В сфере нотариальной деятельности последние должны быть разделены по содержанию на определяющие легализацию документации и регламентирующие наследование с участием зарубежных субъектов.
Правоотношения в рамках нотариальной деятельности, в особенности в сфере наследственных прав, должны быть прописаны в двусторонних договорах между РФ и странами – членами ЕАЭС. Например, они могут касаться вопросов взаимного оказания правовой помощи и особенностей реализации гражданского процесса (передача судебных и нотариальных документов, выполнение судебных поручений по гражданским и торговым делам и др.). Также государства – участники ЕАЭС могут заключить следующие корпоративные соглашения между высшими органами нотариальных систем.
Цель подписания подобных документов заключается в развитии взаимного сотрудничества между нотариальными системами стран – участниц ЕАЭС. Международные договоры, например, о наследственных правах, могут стать базой для развития новых двусторонних отношений при условии их деполитизированного характера (Абламейко, Андрончик, 2020).
Процесс наследования в таком случае требует соблюдения норм международных договоров и конвенций о незамедлительном уведомлении другой договаривающейся стороны, гражданином которой был умерший, о смерти наследодателя и доведения до сведения не только дипломатического или консульского представительства, но и нотариуса всей информации, которая известна в отношении наследников, о составе наследства, о наличии или отсутствии завещания, о том, какие меры предприняты по охране наследства и другой информации. Данные аспекты целесообразно регламентировать в рамках двухсторонних договоров стран-участниц о правовой помощи.
Разрешение проблемы о компетенции по наследственным делам должно осуществляться на основе принципа трансграничного наследования, при этом можно также использовать опыт Европейского союза. Для решения обозначенной проблемы в объединении был принят Регламент № 650/2012 Европейского парламента и Совета Европейского союза под названием «О юрисдикции, применимом праве, признании и исполнении решений, принятии и исполнении нотариальных актов, а также о создании Европейского свидетельства о наследовании»1, также известный как «Рим IV». Подписание такого документа обусловлено интеграционными процессами внутри Евросоюза. Еще в 1966 г. Судья Конституционного суда высказал мнение о том, что противоречивость норм, связанных с трансграничным наследованием, может оказать отрицательное влияние на общеевропейскую интеграцию (Конайков, 2017). Все страны, принявшие «Рим IV», с введением Европейского свидетельства о наследовании2 признают нацеленность нотариальных процедур на интеграцию и действуют в единых рамках, определенных данным документом. Выдаваемое на территории одного государства – участника объединения свидетельство действительно на территории других стран Евросоюза без каких-нибудь дополнительных условий (Кириллова, 2019).
Основным положением в указанном регламенте стало создание принципиально новой коллизионной нормы, в соответствии с которой правом, применимым ко всем вопросам наследования, является право государства последнего постоянного места жительства наследодателя, что дает большую правовую определенность при рассмотрении дел о наследовании.
Представляется, что необходимо сформировать аналогичный акт на уровне государств – участников ЕАЭС, при этом обеспечить функционирование электронных систем, позволяющих нотариусам проводить сбор сведений, предусмотренных законодательством для оформления наследственных прав.
На сегодняшний день проблемой является недостаточно налаженная система информирования между странами – участницами ЕАЭС в сфере наследования (Конайков, 2017). В данный момент любые данные запрашиваются в соответствии с российским законодательством на базе Министерства юстиции РФ. В качестве рекомендательного образца можно использовать опыт Европейского союза, а именно следующие распространенные на его территории сервисы: реестр завещаний, брачных договоров, выданных свидетельств о праве на наследство, сервис для безопасной передачи информации между нотариусами, онлайн-платформу, позволяющую осуществлять обмен данными с государственными и информационными реестрами.
Стоит отметить, что Е.Г. Куропацкая предлагает разделить ответственность по созданию электронного нотариального ресурса с государством, при этом описывает опыт зарубежных стран. Верховный народный суд КНР, например, запустил единую платформу судебного блокчейна Народного суда (в партнерстве с компанией «Alibaba»), направленную на сохранение документов в электронном формате с последующим их использованием в рамках судебного процесса (Куро-пацкая, 2021).
Аналог данной сети можно эффективно использовать в рамках ЕАЭС для того, чтобы обеспечить обмен информацией между нотариусами в онлайн-формате. Для решения данной задачи необходимо заключить международные договоры между странами-участниками, определяющие порядок функционирования электронной платформы, а также объем и способ использования внесенной информации, необходимой для совершения нотариальных действий.
В настоящее время цифровизация позволяет проводить сделки, удостоверяемые двумя нотариусами и более; имеется также возможность получить услугу по совершению определенных нотариальных действий в электронной форме без личного присутствия. Учитывая эти достижения в области применения цифровых технологий, необходимо внедрить аналогичные практики в Евразийском нотариальном пространстве.
Анализ законодательных баз стран показал, что дистанционное нотариальное удостоверение сделок с недвижимым имуществом двумя нотариусами и более возможно в рамках международного гражданского оборота недвижимости. При этом правовым основанием дистанционной формы нотариального действия является ее отличие от традиционной (Иншакова, 2017). Преимущества внедрения удаленного удостоверения трансграничной сделки с недвижимым имуществом заключаются в экономии времени и финансовых средств. Тем не менее реализация данной нотариальной процедуры требует решения технических задач, в частности, разработки электронной инфраструктуры, предусматривающей разработку единого цифрового сервиса по обмену электронной нотариальной документацией в рамках ЕАЭС, дистанционному удостоверению трансграничных сделок с недвижимым имуществом, нотариальных процедур, осложненных зарубежными элементами, соблюдения стандарта использования электронной документации и цифровых подписей.
В рамках электронного нотариального заверения нотариус подтверждает подлинность документации онлайн. Для этого он формирует ее электронную цифровую зашифрованную версию и заверяет своей уникальной электронной подписью. После завершения этих манипуляций документ отправляется по электронной почте клиенту, где бы заказавшее его лицо не проживало. Обычно человек получает отсканированное изображение бумажной копии документации и удостоверение личности с фотографией, хотя может потребоваться видеозвонок или голосовой вызов в офис. Но конкретный алгоритм электронного нотариального заверения находится в зависимости от типа документации, для которой требуется подтверждение1.
При этом для участников гражданских правоотношений это нововведение стало бы прорывом, открывающим множественные возможности для осуществления их прав. Миграция, активное ведение бизнеса в государствах – членах ЕАЭС, создание международных семей заставляют поднять вопрос по поводу формирования упрощенной системы оформления международных правовых отношений.
Стоит сказать несколько слов и о том, что при учете конфиденциальности сведений и информации, которой обмениваются нотариусы и их клиенты, безопасность данных о частной жизни составляет основную задачу Нотариальной палаты. По этой причине была разработана и внедрена платформа, располагающая собственной системой передачи данных и находящаяся на сервере Министерства юстиции, что подразумевает подключение клиентов к нему для пользования услугой электронного нотариуса. Стоит отметить, что во избежание потенциальных угроз реализуется удаленная аутентификация.
Помимо этого, применяется биометрическая система распознавания лиц Veriff, использующая алгоритмы, гарантирующие, что индивид перед экраном соответствует фото на паспорте. Она также была интегрирована с системой электронного нотариуса (Махова, 2017).
Электронные подписи представляют собой базовую составляющую в онлайн-нотариальном заверении. Они соответствуют требованиям отраслевого стандарта (речь идет о Регламенте Евросоюза 910/2014 – eIDAS2), включенного в законодательство. Нотариусы государства пользуются квалифицированной электронной подписью (QES) при осуществлении электронного заверения документов. Это – один из методов, принятых в Министерстве иностранных дел, по делам содружества и развития (FCDO). QES представляют собой усовершенствованную форму электронной подписи AES с наибольшим уровнем безопасности, здесь представлены все те же меры безопасности, а также присутствуют дополнительные методы с целью идентификации и верификации. Эти виды подписей могут формироваться только на основе квалифицированного устройства для создания подписей (QSCD), которые, по сути, является эквивалентом собственноручных.
Требования к идентификации электронных документов такие же, как и для обычного, базового нотариального заверения, здесь полностью соблюдается та же законодательная база. Если лицо не имеет возможности предоставить необходимую документацию, удостоверяющую личность, для того чтобы идентифицироваться и соблюсти требования нормативно-правовых актов, нотариусы не смогут реализовать алгоритм электронного нотариата или апостиля (Астахова, 2019).
Выводы . Таким образом, Европейский союз на постоянной основе формирует и внедряет все новые стратегии для развития цифровой экономики, стимулирования инновационной деятельности. Данные технологии можно взять за образец для создания нотариальной сети в рамках Евразийского экономического союза. При этом данная сеть-платформа будет находиться под контролем министерств юстиции государств-участников, а нотариальные палаты и государственные органы будет ее наполнять информацией. У нотариусов появится возможность получать информацию о заявителе, являющемся гражданином страны – участницы объединения, в режиме реального времени, осуществлять проверку нотариальных и иных документов, совершать дистанционные сделки, направлять заявления в налоговые органы о регистрации и внесении изменений в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также использовать электронные образы документов, тождественные оригиналам.
Невзирая на физическое расстояние, юридическая безопасность гарантирована благодаря квалифицированной электронной подписи нотариусов и защищенной видеоконференцсвязи. Бизнес может производить сделки с уверенностью в том, что их документация будет действительной и аутентичной.
Онлайн-регистрация обществ с ограниченной ответственностью и иные операции, подлежащие регистрации, предлагают предпринимателям гибкий и эффективный механизм для реализации процедур, которые требуются для развития их дела.
Таким образом, создание единого нотариального пространства в странах ЕАЭС послужит оптимизации международных правовых действий и упрощению существующих процедур, а также позволит повысить мобильность и гибкость бизнеса.
Список литературы Единое нотариальное пространство в рамках Евразийского экономического союза: к вопросу о гармонизации законодательства
- Абламейко М.С., Андрончик А.А. Электронный документооборот в странах Евразийского экономического союза: сравнительный анализ и пути унификации // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2020. № 2 (81). С. 36-47. DOI: 10.12737/jflcl.2020.009 EDN: JAZNYJ
- Астахова М.А. Нотариус как субъект международных частноправовых отношений // Нотариус. 2019. № 7. С. 3-5. EDN: MVGZVD
- Буштец Н.В., Лобков Д.Ю. К вопросу о формировании Евразийского союза нотариата // Нотарiальный вѣстникъ. 2022. № 4. С. 15-24. DOI: 10.53578/1819-6624_2022_4_15 EDN: TQCTPB
- Иншакова А.О. Законодательная апробация расширенных полномочий нотариата в сфере гражданского оборота недвижимости: РФ и европейские правопорядки // Современная научная мысль. 2017. № 1. С. 241-256. EDN: ZDNCSX
- Кириллова Е.А. Новеллы законодательства в нотариальной практике // Нотариус. 2019. № 4. С. 16-18. EDN: ZKRPNB
- Конайков М.А. Вопросы юрисдикции при наследовании с иностранным элементом в Европейском Союзе и РФ // Евразийский юридический журнал. 2017. № 1 (104). С. 82-86. EDN: XXRJNJ
- Куропацкая Е.Г. Цифровой нотариат: вопросы настоящего и вызовы будущего // Нотарiальный вѣстникъ. 2021. № 7. С. 49-56. EDN: WQWBCT
- Махова Ю.И. Использование электронных ресурсов в нотариальной деятельности в России и странах ЕС // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. № 10. С. 184-188. EDN: XEQSRP
- Прощалыгин Р.А. Правовое регулирование нотариального удостоверения сделок в электронной форме // Нотариус. 2017. № 5. С. 39-42. EDN: ZCRQSV
- Тымчук Ю.А. Совершенствование законодательства о нотариате стран - участниц ЕАЭС в контексте цифровизации международного гражданского оборота недвижимости // Вестник Сургутского государственного университета. 2021. № 2. С. 135-140. DOI: 10.34822/2312-3419-2021-2-135-140 EDN: EDOMFR