Единоверие в религиозном ландшафте европейского севера России

Бесплатный доступ

Цель данной статьи - исследование истории единоверческих приходов Европейского Севера России. Данный пример впервые позволил выявить региональную специфику единоверия как религиозно-исторического явления, проследить его эволюцию под прессингом церковно-государственной политики и тенденций внутреннего развития. Методологическое акцентирование работы в проблемном поле религиозного ландшафта объясняет специфику выбора источников. Документы Олонецкой духовной консистории по единоверческим приходам вводятся в научный оборот впервые. Использование опубликованного и неопубликованного массива документов позволяет реконструировать религиозный ландшафт Европейского Севера России с учетом исторического опыта единоверческих общин. Объектная идентификация религиозных групп осуществлена на основе 38 культовых построек Севера России. Автор выявил два доминантных периода единоверческого храмостроительства в регионе -эпоху либеральных реформ императора Александра II, отразившую реализацию миссионерского антистарообрядческого проекта Синодальной церкви, и рубеж XIX-XX веков как проявление инициативы самих верующих. Делается вывод, что большинство единоверческих церквей региона относилось к категории сельских, однопрестольных, деревянных, имевших колокольню и приходскую школу. Анализ персоналий приходских лидеров позволил признать, что первое поколение единоверческих священнослужителей - местные крестьяне, знатоки древнерусских традиций богослужения и духовного наставничества. Усилиями прихожан единоверческих церквей были сохранены объекты сакрального наследия старообрядческих скитов и молелен Европейского Севера России. Автор приходит к выводу, что сдерживающими факторами к масштабному распространению единоверия в регионе были не только внешние события XX века, но и специфика самих старообрядческих групп, в которых преобладали не приемлющие священства согласия. Дальнейшее изучение истории старообрядных приходов Православной церкви видится особенно актуальным с учетом возрождения единоверия, активизации религиозного туризма и паломнических практик в современной России.

Еще

Единоверие, единоверческий приход, старообрядчество, европейский север России

Короткий адрес: https://sciup.org/14751300

IDR: 14751300   |   DOI: 10.15393/uchz.art.2018.88

Список литературы Единоверие в религиозном ландшафте европейского севера России

  • Главацкая Е. М. Религиозный ландшафт Урала: феномен, проблемы реконструкции, методы исследования//Уральский исторический вестник. 2008. № 4. С. 76-82.
  • Гуров М. Б. «Священное место» в сакральной географии: определение границ термина//Современные исследования социальных проблем. 2016. № 4-3 (28). С. 95-110.
  • Дроботушенко Е. В., Ланцова Ю. Н. Вопросы о единоверии на Поместном соборе православной российской церкви 1917-1918 гг. и Сибирское единоверие//Современная научная мысль. 2017. № 3. С. 29-35.
  • Дронова Т. И. Борьба православной церкви по искоренению староверия в Усть-Цилемской волости в период правления Николая I (1825-1855)//Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 9 (174). С. 14-20.
  • Калуцков В. Н. Культурно-ландшафтное районирование Русского Севера: постановка проблемы//Рябининские чтения -2007. Петрозаводск, 2007. С. 54-57.
  • Кауркин Р. В., Павлова О. А. Единоверие в России (от зарождения идеи до начала XX в.). СПб.: Алетейя, 2011. 199 с.
  • Костромин К. Есть ли у единоверия свой исторический путь//Христианское чтение. 2012. № 3. С. 184-186.
  • Кравецкий А. Церковная миссия в эпоху перемен (между проповедью и диалогом). М.: Культурный центр «Духовная библиотека», 2012. 708 с.
  • Палкин А. С. Единоверие в середине XVIII -начале XX в.: общероссийский контекст и региональная специфика. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. 338 с.
  • Первушин М. В. Единоверие до и после митрополита Платона (XVII-XX вв.)//Угрешский сборник. Труды преподавателей Николо-Угрешской православной духовной семинарии. 2012. № 2. С. 120-142.
  • Пивоварова Н. В. Старообрядческие моленные и скиты Новгородской губернии в середине XIX в. По материалам РГИА//Новгородский исторический сборник. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2011. Т. 12 (22). С. 233-247.
  • Плаксина Н. Е. Великопоженский скит в период правления Николая I//Известия Коми научного центра УрОРАН. Сыктывкар, 2016. № 2 (26). С. 75-83.
  • Савицкая О. Н., Назарова М. П. Теоретико-методологические проблемы изучения религиозного ландшафта//Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. № 4. С. 158-162.
  • Саранча Е., св., Миролюбов И., св., Зимина Н. П. Краткий очерк истории Единоверия. М.: Линия График, 2009. 125 с.
  • Секирин А. А. Миссионерские съезды и миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в борьбе с расколом старообрядчества и сектантством во второй половине XIX века//Христианское чтение. 2017. № 3. С. 278-298.
  • Сибирь и Русский Север: проблемы миграций и этнокультурных взаимодействий (XVII -начало XXI века). Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2014. 296 с.
  • Хрушкая Л. Н. Из истории единоверческого прихода в с. Усть-Цильма (сер. XIX -нач. XX в.)//Вторые Мяндинские чтения: Материалы республиканской научно-практической конференции: В 2 т./Отв. ред. Т. Ф. Волкова. Т. 1. Сыктывкар, 2010. С. 218-229.
  • Marsden T. The Crisis of Religious Toleration in Imperial Russia: Bibikov’s System for the Old Believers, 1841-1855. Oxford, 2015. 304 p.
  • Paert I. Old Believers, religious dissent and gender in Russia, 1760-1850. Manchester, 2003. 257 p.
  • White J. Orthodox Old Belief: Edinoverie as a Movement for Religious Rejuvenation in the Russian Church, 1905-1918//Russian History. 2016. № 43. P. 181-208.
Еще
Статья научная