Единство креативности и самореализации в культурном пространстве усадьбы
Автор: Ипполитова Анастасия Георгиевна
Журнал: Креативная экономика и социальные инновации @cesi-journal
Статья в выпуске: 2 (15), 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье раскрываются особенности культурного пространства повседневности как «жизненного мира» человека на примере усадьбы. Усадьба - феномен культуры, который является манифестацией креативного мышления и самореализации человека в контексте повседневной реальности. Это находит воплощение в уникальных артефактах усадебного пространства (материальный мир). Они отражают духовные ценности его обитателей в тесном взаимодействии с окружающим миром.
Усадьба, культурное пространство, жизненный мир, креативная культура
Короткий адрес: https://sciup.org/14239067
IDR: 14239067
Текст научной статьи Единство креативности и самореализации в культурном пространстве усадьбы
Усадебный мир – уникальное явление в истории русской культуры, отражающее нашу ментальность, а также духовные и материальные ориентиры разных эпох в едином культурно-географическом пространстве в плоскости обыденного мира. Он сочетается с реализацией творческого потенциала ее обитателей, создающих собственный неповторимый мир в русле художественных и культурных тенденций эпохи, а также традиций и устоев общества.
Креативная экономика и социальные инновации Creative Economics and Social Innovations
Характерно, что в мире усадьбы происходит соединение творческой деятельности социума с реализацией мировоззрения и мироощущения конкретного человека или семьи, владеющей таким объектом.
Для понимания актуализации креативных тенденций жизненного пространства дома в форме усадьбы как способа самореализации необходима детализация тесно сопряженных между собой категорий - «культурное пространство» и «жизненный мир».
Согласно определению Э. Гуссерля, жизненный мир - «глухая скрытая атмосфера» основополагающих ценностей человека и его жизненного поля [9, c. 201]. Речь идет именно о живом, обыденном осмыслении, основанном на созерцании [9, с. 201] и одновременно погружении в культурное пространство. Иными словами, через жизненный мир происходит самореализация обитателей любого локального культурного пространства. Это происходит благодаря формированию индивидуального образа мира, нашедшего свою материализацию в обстановке «дома».
Трансляция личного творческого «Я» в жизненном мире происходит через преодоление временных и пространственных границ, погружение в жизненный мир. Человек обретает культурные смыслы и ценности, а его культурное пространство определенные рамки, которые позволяют символически обозначить индивидуальный мир для внешнего мира [4].
Примечательно, что границы не означают замкнутости, ведь само понятие культурного пространства подразумевает размытость и коммуникацию с внешним миром, выраженную в духовных проявлениях. Культурное пространство — не просто мир артефактов человеческой деятельности, обозначающий границы его существования. Это духовная конструкция, влияющая на становление человека в особом культурном мире с уникальным набором ценностей, обозначающим магистрали личностного
Креативная экономика и социальные инновации Creative Economics and Social Innovations развития, эволюция которых связана с социальным взаимодействием. Культурная среда проектируется как многосоставное пространство, в котором предметы, символические отношения и коммуникативные связи определяют её ландшафтную спецификацию, художественную стилистику и структурную организацию [4; 5; 13].
В данной связи интересно мнение профессора С.Н. Иконниковой, которая пишет: «Динамизм культурного пространства обнаруживает волны культурных контактов, исходящих из внешних или внутренних регионов. … Они могут затрагивать на первый взгляд автономные области: будь то мода на одежду, новинки техники, реклама товара, «заморские» продукты, породы собак, оформление офиса или городские вывески. В любом случае все это меняет облик, а иногда даже «лицо» культурного пространства» [3, с. 44]. Отталкиваясь от такой позиции, становится очевидно, что культурное пространство предполагает насыщенность духовными процессами, которые аккумулируются в творческом процессе создания собственного мира.
Одновременно пространство отражает личностное начало, выраженное в объективной окружающей его обстановке жизненного мира, границы которого условны. Ведь отражение личности возможно через коммуникацию с внешним миром, что исключено, если внутреннее пространство ограничено жёсткими рамками, закрыто для коммуникации.
Именно открытость и гибкость жизненного мира позволяет обрести персонификацию и уникальность (неповторимость). В таком контексте, он воспринимается как смысловой образ культурной реальности, выстраиваемый самим человеком через совокупность разнообразных культурных феноменов, внутри которых он существует. Следует подчеркнуть, что речь идет о каждодневном, будничном существовании.
Креативная экономика и социальные инновации Creative Economics and Social Innovations
Значительную часть времени человек существует в культурном пространстве именно повседневной реальности, или буднях, которые находят воплощение и отражение в любом человеческом доме.
Творческие искания повседневности воплощаются в конечном итоге в создании индивидуального пространства, которое метафорично можно обозначить как «дом». Он, в свою очередь, выполняет «сакральную функцию защиты от невзгод, где человек может найти помощь и поддержку» [3, с. 38]. Иными словами, это некий мир индивидуальных границ, в котором сконцентрирован жизненный мир человека, где реализуются образы повседневности. Типы подобных культурных домов следующие: дом-крепость, дом-вокзал, дом-келья и конечно, дом-очаг [3, с. 38-39].
Именно метафора «дом-очаг» как символическая и духовная реальность культурного пространства повседневности отражает жизненный мир усадьбы, где встречается обыденность и праздник, материальный и духовный мир, безграничность культуры с ее локализированным миром имения, дачи и пр.
Усадьба в действительности русской культуры всегда представляла собой действенный способ самореализации ее обитателей через манифестацию в самобытных образах. Это - креативные потенциал, посредством которого получает материализацию жизненный мир человека. Например, транслятором личного «Я» становится искусство. Здесь уместно сослаться на мнение Ю.М. Лотмана, который подчеркивал сопричастность искусства с бытовой жизнью, которую выражает усадебное пространство наряду с духовным миром человека [11, 12]. Он писал, что «искусство -самый экономный и компактный способ хранения и передачи информации» [11, с. 76] Собственно говоря, таким хранилищем информации является творческое пространство усадьбы, внутри которого сосуществуют артефакты
Креативная экономика и социальные инновации Creative Economics and Social Innovations разных историко-культурных периодов, стилей, этнокультурных регионов и пр.
Благодаря концентрации разнообразной информации становится возможным самовыражение человека на обыденном уровне в уникальном некопируемом мире, в котором объединяются и сосуществуют:
-
- материальные артефакты, являющиеся логическим продолжением идей и чувств обитателей усадьбы;
-
- эстетические и этические идеалы жителей;
-
- нормы и правила усадебного общежития;
-
- границы и степень готовности к диалогу с другими «домами».
Итак, усадьба - это воплощение метафизики [14, с. 463.] культурного дома-очага, где последний выражает пространственное бытиё человека. Здесь отражается все многообразие человеческой жизни, хотя и ограниченной конкретным географическим, но не культуральным пространством.
Усадьба не является замкнутой системой. Наоборот, она транслирует культурные ценности эпохи, национальный характер и одновременно мир обывателя. Не случайно, в любом туристическом маршруте наибольший интерес вызывают именно камерные дворцы, загородные резиденции, дома-музеи. Все они воплощают жизненное пространство не только отдельно взятых личностей, но в целом, предшествующих поколений. При этом возникает иллюзия сближения с ее жителями, ведь здесь идёт констатация обыденности, а не актуализация глобальных и значимых событий (битвы, научные открытия, реформаторство и пр.). Зато мы погружаемся в креативный процесс через своеобразный диалог с пространством усадьбы и получаем возможность самовыражения через фантазии и иллюзии, соприкасаясь с повседневностью прошлого.
Креативная экономика и социальные инновации Creative Economics and Social Innovations
Говоря о русской усадьбе, следует заметить, что в разных работах наблюдается общность идеи о том, что она выражает ее ментальность, нравственное состояние и ценностные магистрали отечественной культуры [6; 7; 8]. Так Звягинцева М.М. пишет, что усадьба «осмысливается как некий знак России, символ отечественной культуры. Неизменно ее присутствие в изобразительном искусстве, литературе, музыке» [2]. Это связано, с тем, что усадебную культуру отличает, по замечанию О.И. Ереминой, «универсальная многогранность» [1], выраженная в сочетании разнообразных видов деятельности, которые содержат в себе самореализацию и креативные тенденции, что обнаруживается непосредственно в артефактах, а также истории усадеб. Например, имение или дача становились интеллектуальной площадкой для:
-
- создания самобытной светской и религиозной архитектуры;
-
- соединения с природой через трансформации природного ландшафта в образах парков и садов;
-
- коллекционирования (библиотеки, украшения, оружие и пр.), являющегося богатым информационным источником;
-
- научных и творческих экспериментов, которые реализовывались в русле актуальных проблем или модных тенденций времени.
Всё это одновременно аккумулировалось в жизни владельцев, а также воплощалось в общем облике, отражающем неповторимый колорит и дух усадьбы. Не случайно, М.А. Полякова подчеркивает, что именно синкретичность является одной из характерных примет русской усадебной культуры, внутри которой происходит концентрация «разнородных форм деятельности» [6].
Кроме того, акценты на конкретных видах деятельности, их актуализации и манифестации в усадебной жизни явно демонстрируют
Креативная экономика и социальные инновации
Creative Economics and Social Innovations магистрали историко-культурных процессов разных периодов. Мы можем составить культурно-психологический портрет повседневной жизни, исследуя усадебную культуру и устанавливая ее взаимосвязь с творческой, социально-исторической и одновременно обыденной судьбой владельца.
В усадебном пространстве деятельность хозяина могла проявляться в разнообразных ипостасях: непосредственно хозяйственной, интеллектуальной, научно-творческой, художественной, праздничной. Любая из сфер проявлялась как в отражении личности, уникальности жизненного мира, так и существовала в русле общекультурных тенденций, что выражает повседневная реальность усадебной культуры.
Одновременно, несмотря на деятельность владельцев, они будто безымянны, не отражают авторства. Ведь в домашнем мире нет необходимости сертифицировать изобретения и артефакты. Это – место отдыха, а не работы. А для отдыха характерна провинциальность, которая позволила усадьбе транслировать исторический опыт, осуществлять приобщение к родной культуре именно благодаря локальности усадьбы. Ведь здесь есть возможность осознать общие черты облика культуры на уровне обыденного сознания и повседневности в уникальном мире усадьбы.
Таким образом, реализация креативного начала в культурном пространстве повседневности очевидна в жизненном мире усадьбы, которая является не просто зеркалом или оттиском портрета культурной эпохи, но и путём самовыражения личности. Через творческое «Я» мы наблюдаем идентичность как отдельно взятого человека, так и культурной действительности в её «живых» манифестациях.
Список литературы Единство креативности и самореализации в культурном пространстве усадьбы
- Еремина О.И. Культура повседневности загородной дворянской усадьбы второй половины XIX -начала XX вв. Автореф. дис. … канд. филос. наук. -М., 2003//Научная библиотека диссертаций и авторефератов. -Режим доступа: http://www.dissercat.com (дата обращения 11.01.2015).
- Звягинцева М. М. Русская усадьба как культурно-исторический феномен. Автореф. дис. … канд. культурологии.-Спб, 2002.//Научная библиотека диссертаций и авторефератов. -Режим доступа: http://www.dissercat.com (дата обращения 1.02.2015).
- Иконникова С.Н. История культурологических теорий. -СПб: Питер, 2005. -474 с.
- Ионесов В.И. Культура как организованный миропорядок: символические формы и метафоры трансформации//Вестник Челябинского государственного университета.-2014. -№25 (354).-С.7-13.
- Ионесов В.И. Вещи в пространстве культуры: предметы, меняющие мир//Креативная экономика и социальные инновации.-2012.-№ 2 (3).-С. 75-94.
- Истомина Э.Г., Полякова М.А. Русская усадебная культура: проблемы и перспективы -Режим доступа: http://oiru.org/biblio/102.html (дата обращения: 26.01.2015).
- Каждан Т.П. Художественный мир русской усадьбы. -М.: Традиция, 1997. -320 с.
- Кауфман Р.С. Очерки истории русской художественной критики XIX века. От Константина Батюшкова до Александра Бенуа. -СПб: Искусство, 1990. -367 с.
- Культурология. ХХ век: энциклопедия: в 2 т. -СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. -Т. 1. -381 с.
- Культурология. ХХ век: энциклопедия: в 2 т. -СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. -Т. 2. -370 с.
- Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII -начало XIX века). -СПб: Искусство, 1994. -339 с.
- Лотман, Ю.М. Структура художественного текста//Библиотека Гумер. -Режим доступа: http://www.gumer.info (дата обращения: 26.01.2015).
- Нестеренко В.М., Ионесов В.И. О некоторых гуманистических основаниях разнообразия и идентичности в системе межкультурной коммуникации//Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. -2012. -№ 2 (18).-С. 148-153.
- Философия: Энциклопедический словарь. Под ред. А.А. Ивина.-М.: Градарики, 2004. -564 с.