Ель с золотой вершиной, или дерево предков (материалы по карельской мифологии и обрядности)

Бесплатный доступ

Статья посвящена роли ели в карельских народных представлениях и обрядах. В карельской эпической поэзии «ель с золотой вершиной» имеет признаки Мирового древа и связана с основными героями эпоса - Вяйнямёйненом и Илмариненом. Ель - место рождения первозверей (под елью рождаются медведь и другие звери, а на ели - куница и кукушка, обе - с золотыми грудками). Ель в народной традиции, по материалам XIX века, чаще других деревьев выступает как жертвенное дерево рода и семьи, то есть в качестве дерева предков. В то же время ель - главное дерево потустороннего мира: старые карельские кладбища были ельниками. «Погребальная» семантика ели, вероятно, имеет глубокие исторические корни, что подтверждает сравнение с верованиями родственных карелам народов, а ветви ели в похоронном обряде оказываются вместилищем души умершего. На деревенских кладбищах и в жертвенных рощах происходили совместные ритуальные действа, где в том числе приносили в жертву животных. Таким образом, здесь соединялось почитание умерших предков и природных духов-хозяев.

Еще

Карельский эпос, "ель с золотой вершиной", ель как родовое жертвенное дерево, еловые рощи - карельские кладбища, ель - дерево потустороннего мира

Короткий адрес: https://sciup.org/147226349

IDR: 147226349   |   DOI: 10.15393/uchz.art.2018.238

Список литературы Ель с золотой вершиной, или дерево предков (материалы по карельской мифологии и обрядности)

  • Научный архив Карельского научного центра РАН. Ф. 1. Оп. 2. Колл. 43. Ед. хр. 49.
  • Архив Финского литературного общества (SKS) Helmi Helminen, 1488, 1943. Относительно посадки дерева с функцией охранителя рода читаем также у вепсов: «В южновепсской деревне Федорово в военные 1940-е годы М. И. Шиловой около дома была посажена ель как оберег семьи от бед» (Винокурова И. Ю. Календарные обычаи, обряды и праздники вепсов (конец XIX -начало ХХ в.). СПб., 1994. С. 48).
  • SKS Uno Holmberg, 584, 588.
  • Полевые записи Светланы Жульниковой 1992-2002 гг. С. 4. Юркостров, Вешкелица.
  • SKS Hyvärinen J. 361, Kotkatjärvi, 1936.
  • Грандилевский А. Н. Родина Ломоносова//Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1909. № 12. С. 42; 1910. № 4. С. 11.
  • Агапкина Т. А. Ель//Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 2. М., 1999. 697 с.
  • Винокурова И. Ю. Мифология вепсов: Энциклопедия. Петрозаводск, 2015. 524 с.
  • Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск, 1994. 384 с.
  • Голева Т. Г. Дерево -человек: сравнительные параллели в мировоззрении коми-пермяков//От конгресса к конгрессу: Материалы Второго Всероссийского конгресса фольклористов: Сб. докладов. Т. 2. М., 2011. С. 148-156.
  • Ершов В. П. Вечнозеленые, вечноживущие. Ель -дерево предков. Петрозаводск, 2017. 320 с.
  • Ингерманландия глазами Самули Паулахарью. Велоэкспедиция летом 1911 года. Ингерманландия, 2014. 112 с.
  • Каргополье: Фольклорный путеводитель (предания, легенды, рассказы, песни и присловья)/Под общ. ред. А. Б. Мороза. М., 2009. 616 с.
  • Конкка А. П. Материалы по календарной мифологии и обрядности сямозерских карел//История и культура Сямозерья. Петрозаводск, 2008. С. 301-342.
  • Конкка А. Карсикко: деревья-знаки в обрядах и верованиях прибалтийско-финских народов. Петрозаводск, 2013. 286 с.
  • Конкка А. На плечах Большой Медведицы: Избранные статьи. Петрозаводск, 2015. 342 с.
  • Конкка У С. Поэзия печали. Карельские обрядовые плачи. Петрозаводск, 1992. 296 с.
  • Конкка У С., Конкка А. П. Духовная культура сегозерских карел. Л., 1980. 216 с.
  • Кундозерова М. В. Большой дуб: происхождение мирового древа в карельских эпических песнях//Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2012. № 7 (128). Т. 1. С. 88-90.
  • Мифология коми. М.; Сыктывкар, 1999. 479 с. (Сер. «Энциклопедия уральских мифологий». Т. 1.)
  • Низовцева С. Г. Образ медведя в коми загадках//Коми-пермяки и финно-угорский мир. Сыктывкар, 1995. С. 114-115.
  • Соколова В. К. Весенне-летние обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1979. 287 с.
  • Соколова З. П. Пережитки религиозных верований у обских угров//Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX -начале ХХ века: Сб. музея антропологии и этнографии XXVII. Л., 1971. С. 211-238.
  • Сурхаско Ю. Ю. Семейные обряды и верования карел. Конец XIX -начало XX в. Л., 1985. 172 с.
  • Угрюмов А. Кокшеньга -край чуди заволочской//Север. 1981. № 4. С. 95-106.
  • Швед И. А. Образ ели в белорусской фольклорной картине мира (в общеславянском контексте)//Этноботаника: растения в языке и культуре. СПб., 2010. С. 362-370.
  • Шутова Н. И. Дерево в традиционном удмуртском мировоззрении//Ежегодник финно-угорских исследований. 2011. № 2. С. 56-71.
  • Шуя, июнь 1929. Быт севернорусской деревни/Сост. Ю. И. Дюжев. Петрозаводск, 2006. 154 с.
  • Щепанская Т. Б. Молитва у ели: к исследованию религиозных традиций вепсского населения Ленинградской области//Радловский сб.: Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2007 г. СПб., 2008. С. 317-323.
  • Haaviо M. "Sitä kuusta kuuleminen, jonka juurella asunto"//Haavio M. Esseitä kansanrunoudesta. Jy väskylä, 1992. S. 25-46.
  • Haavio M. Pyhät puut//Haavio M. Esseitä kansanrunoudesta. Jyväskylä, 1992. S. 47-63.
  • Har va U. Suomalaisten muinaisusko. Porvoo, 1948. 518 s.
  • H äy h ä J. Vuodenajat: kuvaelmia itäsuomalaisten vanhoista tavoista. Helsinki, 1982. 402 s.
  • Jevsejev V. Sananlaskut kuusesta ja M. Kuusi sananlaskuista//Kalevalaseuran vuosikirja 55. Helsinki, 1974. S. 151-153.
  • Krohn J. Suomen suvun pakanallinen jumalanpalvelus. Helsinki, 1894. 194 s.
  • Krohn K. Suomalaisten runojen uskonto. Helsinki, 1915. 372 s.
  • Sarmela M. Suomen perinneatlas. Helsinki, 1994. 598 s.
  • SKVR -Suomen kansan vanhat runot I -XXXIV. Helsinki, 1908-1948, 1995.
  • Turunen Aimo. Kalevalan sanat ja niiden taustat. Pohjois-Karjalan kirjapaino OY, 1981. 415 s.
  • Viron hiidet. Available at: http://jumalasuomi.tripod.com/hiietaguse.htm (accessed 20.05.2018).
Еще
Статья научная