Ещё одна встреча тонкоклювой камышевки Lusciniola melanopogon в окрестностях "Леса на Ворскле"

Автор: Бардин А.В.

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 293 т.14, 2005 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140150152

IDR: 140150152

Текст статьи Ещё одна встреча тонкоклювой камышевки Lusciniola melanopogon в окрестностях "Леса на Ворскле"

В 1974 и 1975 годах одна пара тонкоклювых камышевок Lusciniola melanopogon гнездилась в одном и том же месте на очень сыром лугу в Борисовском рыбхозе, расположенном в долине речки Гостенки, левом притоке Ворсклы (50°34 с.ш., Зб°ОЗ в.д.). Самца удалось отловить паутинной сетью для определения (Овчинникова 1999). Ни до, ни после этого за все 70 лет исследования фауны “Леса на Ворскле” и его окрестностей тонкоклювая камышевка не отмечалась. Как пишет Н.П.Овчинникова, “по-видимому, случайно залетевшая пара после успешного гнездования вернулась на то же самое место на следующий год”.

В связи с этим нужно вспомнить, что 30 июля 1890 одну тонкоклювую камышевку добыл Н.А.Зарудный (1892) в Харьковской губернии, в долине верхнего течения Орчика (правый приток Орели), в тростниковом болоте около дер. Гряково. Этот случай трактуется им как залёт.

7 июля 2005 мне довелось встретить выводок тонкоклювой камышевки в широкой заболоченной пойме Локни выше с. Красный Куток. Речка Локня соединяется с Готней, впадающей в излучину Ворсклы у западных границ заповедного “Леса на Ворскле”. Встреча произошла в точке с координатами 50°39.0' с.ш., 35°57.6 в.д. В этом месте в долину Локни впадает балка, по дну которой течёт пересыхающий летом ручей. Остепнённые и выбитые скотом склоны долины спускаются в болотистую, местами топкую широкую пойму, заросшую осоками, рогозом и тростником, с редкими куртинами невысоких ив Salix pentandra. По руслу ручья кое-где стоит вода, земля истоптана скотом и превращена в труднопроходимую грязь.

В 13 ч 30 мин по местному солнечному времени, пробираясь к руслу речки, я услышал характерные тревожные крики, совершенно непохожие на голос других камышевок и сверчков, обитающих в этих местах. Эти довольно мягкие звуки весьма напоминали крик “чер-р-р" ополовника Aegi-thalos caudatus. Птицы держались в топком месте в густых зарослях тростника, рогоза и осоки с отдельными ивовыми кустиками. На глаза показы- вались очень редко. Порой было видно, как взрослые приносили корм слёткам, державшимся среди густой растительности. Несколько раз птиц удалось хорошо рассмотреть. Обращали на себя внимание длинная широкая светлая бровь, более тёмный по сравнению со спиной верх головы, а также манера задирать хвост, несвойственная другим камышевкам.

Описанная встреча произошла примерно в 11 км к северу от того места, где Н.П.Овчинникова нашла гнездо тонкоклювой камышевки.

Статья