Есть ли янтарь на Среднем Урале?

Автор: Мартиросян О.В.

Журнал: Вестник геонаук @vestnik-geo

Рубрика: Научные статьи

Статья в выпуске: 6 (306), 2020 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена анализу свидетельств, относящихся к XVII - началу XX в., которые в той или иной мере подтверждают наличие ископаемых смол на территории Среднего Урала. Показано, что ранее ошибочно все они именовались «янтарем». Наиболее полные данные по составу ископаемых смол и их физико-химическим свойствам приведены для Колчеданского проявления и участков Александровский Лог и Новый Лог. Образцы «колчеданского янтаря» представляют собой кранцит, а ископаемые смолы участков Александровский Лог и Новый Лог - шрауфит. Для остальных выделенных проявлений данные отсутствуют, что затрудняет отнесение смол к определенным разновидностям. Необходим тщательный анализ перспектив смолоносности выделенных проявлений на основе как широких полевых поисково-ревизионных работ, так и детального изучения состава, свойств и особенностей химической структуры находок ископаемых смол.

Еще

Янтарь, кранцит, шрауфит, ископаемые смолы, средний урал, shraufitе

Короткий адрес: https://sciup.org/149129433

IDR: 149129433   |   DOI: 10.19110/geov.2020.6.5

Текст обзорной статьи Есть ли янтарь на Среднем Урале?

Самое крупное месторождение янтаря (сукцинита) находится на побережье Балтийского моря [13]. Однако сукцинит — не единственный вид ископаемых смол. В настоящее время известны ископаемые смолы более 120 видов. Все они отличаются от него своими физическими и химическими свойствами, а также временем своего образования. На территории России ископаемые смолы встречаются также на европейском побережье Ледовитого океана, Таймыре, Сахалине и Камчатке [3, 4, 9]. При этом Урал не является исключением — здесь, на западном склоне Среднего Урала, к настоящему времени выявлено несколько проявлений этого самоцветного камня (см. рисунок).

Однако в геологической литературе сведения о находках ископаемых смол на Урале случайны, отрывочны и неполны, более или менее систематического свода этих данных пока не имеется. В нашей статье впервые обобщаются сведения о распространенности, местонахождениях и геологических условиях локализации уральских ископаемых смол.

Проявления ископаемых смол в бассейне р. Висим

А. И. Александровым в 1949 г. были описаны ископаемые смолы, найденные на правом притоке р. Висим, к востоку от пос. Висим, на участках Новый Лог и Александровский Лог [1]. Полоса палеогеновых отложений на участке Александровский Лог протягивается вдоль междуречья Шайтанки и Сисимы, ближе к последней. В толще черной глины были найдены кусочки выветрелого, рассыпающегося в порошок «янтаря» совместно с многочисленными древесными остатками. Полоса отложений на участке Новый Лог, так же, как и в Александровском Логу, протягивается вдоль междуречья Межевой Утки и Висимы. Здесь в серовато-серой глине палеогенового возраста были найдены частицы «янтаря» в ассоциации с обуглившимися обломками древесины, коры, листьев и других остатков растений. Сам А. И. Александров ископаемые смолы с вышеупомянутых участков разделил на три разновидности: красно-бурую, соломенно-желтую, бледно-кремовую. Им был проведен химический анализ смол, изучено их поведение при термолизе и воздействии растворителей, исследована люминесценция.

Белкинское

Немногочисленные находки ископаемой смолы отмечались на Белкинском месторождении огнеупорных глин, которое расположено на восточной окраине пос. Белка, находящегося в настоящее время в границах пос. Рудничный (бывший пос. Ауэрбах). Посёлок

Ю1СВО

ВЕСЕЛ!

"ЛЫМ

ГАРИ

Л СЕВА

ИРБИТ

[Еискии

'СУХОИ-ЛОГ

JMPOh

Генск-уральскии эурни^ныи

СЕРОВ

1НСК / АРТЙ

КОЛЬЦОВО

ШАБРОВСКИЙ Ч

5 БОБРОВСКИЙ'

НОВАЯ ЛЯЛЯ

.СЕРГИ >        .

Ниж.Серги ДЕП^РСК,,

КО@ЬЯ /W J"""-^ ВАЛЕРИ АЙбВСК^ ЕЛКИН О

Г КАЧКАНАР t ниж.Тура

10ЛЕВСК0Й

СЕВ@>ОМ>АЛЬО< ЧЬЯ

ПОКРЫВ СК УРАЛЬСКИЙ/—— / ЦйДроты.

ВОЛЧА|ф /нотурьинск^

верхотурье -

" восточный

ТУРИНС юш

1 ТАЛИЦА ТРОИ!

ПЫШМА

КАмышлсе

ВЕНТУРА/             ^НЁВОТ ~ '

Г КРАСНОУРАЛЬСК-р-<                  /

*-*ЛаШВА <      ;      /    ,

МРуН МИНСКИЙ i     У БАСЬЯГОВСКИЙ

/ горноуральгО ВЕРХ.САЛДА

\                     1 1-ниж,сАлда верх.синячих^

^ЖаГИ^ но^^" v

■^рндисточинск ниьидсъьм. неиво-шАитанскии

Йгме^ткЛа^ уралец асбестовский ,. зб/ряновский

V / I ^ВИСИМ ЛЁВИХА- 'Д' -!      .—.,

Ч КАРПУШИНА We^m^       1

V Ч I WC6 ГРАД. П.ЕРШИНО ^КОВО

ШАЛЯ ^В^'Р^^^ВЁРХ-НЕЙВИНСХИЙ Р^Ж      '---

БЕЛОРЕЦКА- У - ДРТ^ОВСКИЙ

CTAPO^IHCk ^ое-^алышева- новсЧЧверхЛ1ышма 1 --—

ПЕРВОУРАЛЬСК

?бисерть РЕВДА КЛЕЮ

Проявления ископаемых смол на Среднем Урале: 1 —на участках Александровский Лог и Новый Лог; 2 — Белкинское;

3 — Высокогорское; 4 — Колчеданское; 5 — Курьинское (Сухоложское); 6 — Шарташское

Occurrences of fossil resins in the Middle Urals: 1 — Alexandrovsky Log and Noviy Log; 2 — Belkinskoe; 3 — Visokogorskoe; 4 — Kolchedanskoe; 5 — Kurinkoe (Suholojskoe); 6 —Schartashskoe располагается на р. Кривошапка, в 15 км южнее г. Краснотурьинска и в 25 км северо-западнее г. Серова. Ископаемые смолы здесь находили в пласте темно-серых глин позднемелового возраста в комплекте с угле-фицированными остатками ископаемой древесины [2].

Высокогорское

Высокогорское медно-железорудное месторождение — одно из старых и наиболее крупных на Урале. Оно находится на северо-западной окраине г. Нижний Тагил. Добыча руды на горе Высокой (высота 380 м) была начата еще Демидовыми в 1721 году. Сейчас на месте горы располагается Главный карьер месторождения — воронкообразный котлован глубиной до 200 м. В 1990 г. добыча руды открытым способом здесь была прекращена, карьер в настоящее время затоплен [10]. В 1972 г. в северо-восточном борту Главного карьера, в самой глубокой его части, на контакте позднекаменноугольных известняков с диорит-сиенитовой интрузией была вскрыта крупная карстовая полость в известняках, рассеченных трещиной в 1 м шириной, минерализованная малахитом и хризоколлой. В песках триасового возраста, заполняющих эту полость, было найдено множество частиц ископаемой смолы размерами до 1.5 см [11].

Колчеданское

Поселение Колчедан, находящееся в 18 км от Каменского завода на р. Исети, возникло в 1673 году как Колчеданский острог. В 1735 г. В. И. Геннин первый описал примечательности Колчеданской слободы [5]. В августе 1770 г. академик П. С. Паллас, возвращавшийся из путешествия по Сибири, проезжая через село Колчедан, отметил в отчете темно-серую глину, перемешанную с кусками дерева, «которое почти в уголь превратилось и серным богатым колчеданом проросло» [17, c. 359]. Месяцем ранее по этой территории проезжал другой ученый-путешественник — академик И. И. Лепехин. Однако ни он, ни П. С. Паллас не сообщали о находках ископаемых смол.

Первым о присутствии «янтаря» близ Колчеданской слободы написал выдающийся путешественник-натуралист, профессор минералогии, академик И. Г. Георги в 1798 г. [15]. Несколько позже, в 1802 г., и более подробно об этом информировал Н. Р. Мамышев, который управлял Каменским заводом. Согласно его свидетельству, при раскапывании площади бывшего поселения «находили истлевшие деревянные обломки, поленья, щепы и пр. бурого цвета, унизанные кубиками серного колчедана, и еще на них и около них кусочки янтаря». Эти «кусочки» горным инженером Г. Германом были доставлены в Санкт-Петербург академику Т. Е. Ловицу, который и определил их как настоящий янтарь [16].

В 1836 г. начальству екатеринбургских заводов было поручено собрать подробные сведения о месторождении «янтаря». На тот момент управителем Каменского завода уже был горный инженер И. А. Бароцци де Эльс. Выписка из его рапорта была опубликована в «Горном журнале» [8]. В ней горный инженер детально описал берега р. Исеть, где в пласте «серой вязкой глины, перемешанной с разрушенным бурым углем» были обнаружены «небольшие куски янтаря. Ниже сего пласта следует малоразрушенный лигнит... В сем лигните янтарь попадается в большем количестве и куски его крупнее» [8, с. 184]. Далее следовало подробное описание находки: «Найденный здесь янтарь, по вынутии на дневную поверхность, не имеет той твердости, какую получает впоследствии, полежав на воздухе; только лишь вынутый из недр земли, имеет запах древесной и в особенности сосновой смолы, который впоследствии теряет. Некоторые куски его обладают вязкостью, напротив же, другие, подобно резиниту, вовсе не имеют оной. Излом раковистый; янтарь сей на огне горит, при горении плавится, но не каплет, и во время сгорания, издавая ароматический запах, сильно коптит, оставляя, по сгорании, разрушенную массу угля. Цветов встречается различных: восковаго медоваго, желто- и красно-бураго и желто-белаго; блеск его масляный. Встречается кругляками, зернами, тупоугольными массами с неровной поверхностью, а также в виде капельников. Некоторые куски плавают, а другие в воде тонут» [8, с. 185—186]. Позднее академиком А. П. Карпинским возраст отложений, где встречается данная ископаемая смола, был определен как эоценовый [6].

Курьинское (Сухоложское)

Курьинское (Сухоложское) месторождение огнеупорных глин и каменного угля расположено в 15 км от ст. Богданович Свердловской железной дороги, по правую сторону р. Пышмы, на юг от д. Курьи. Наиболее ранним сообщением о геологии этого места является отчет П. С. Палласа, побывавшего в д. Сухой Лог летом 1770 г. и отметившего хорошее качество здешней белой глины [17]. При этом каменный уголь, который впоследствии оказался углеродистым глинистым сланцем, был открыт в 1803 г. крестьянами Филимоном Хорковым и Кондратием Векшиным, а само месторождение огнеупорных глин было констатировано лишь в 1940-х гг. Однако сообщений о находках здесь ископаемых смол тогда не последовало.

Впервые о спорадических находках ископаемой смолы на Сухоложском месторождении глин сообщил В. Н. Шишонко в 1889 г. в «Пермской летописи». Он указал, что «янтарь имеет нечистый бурый цвет и встречается как зернами, так и мелкими валунами» [14, с. 161].

Позже, в 1966 г., увлеченный геологией работник Белорецкого металлургического комбината В. Н. Желтов обнаружил кусочки ископаемой смолы размером 5—12 мм среди каолиновых глин палеогенового возраста совместно с обугленными шишками хвойных деревьев и обугленными фрагментами коры и древесины в карьерах, расположенных к югу от д. Курьи, в 4—5 км восточней от нынешнего г. Сухой Лог [18].

Шарташское

6 ноября 1893 г. на собрании Уральского общества любителей естествознания секретарь О. Е. Клер в своем докладе «О новом месте нахождения ископаемой смолы (янтаря?) на Урале», сообщил о «куске янтаря», найденном вблизи оз. Шарташ, котловина которого располагается в северо-западной части Шарташского гранитного массива. В настоящее время этот участок находится в пределах г. Екатеринбурга. По словам докладчика, этот «кусок» имеет прозрачный янтарный цвет и «реагирует на все испытания, которыми обладает янтарь, т. е. размягчается, горит и имеет эффект притяжения, если его натереть» [7]. Заметим, что ранее озеро относилось к бассейну р. Исеть.

Заключение

Таким образом, из приведенного обзора следует, что ископаемые смолы в пределах Среднего Урала приурочены главным образом к осадочным породам каменноугольного (Высокогорское), мелового (Белкинское) и палеогенового (Колчеданское) возраста. При этом смолы, как правило, встречались в пропластках глин среди песков, часто совместно с унифицированными остатками ископаемой древесины. Одна находка была сделана в пределах выходов гранитов.

Из находок ископаемых смол на Среднем Урале наиболее охарактеризованными являются смолы, найденные вблизи пос. Колчедан и часто именуемые в литературе как «колчеданский янтарь», а также на участках Александровский Лог и Новый Лог.

Цвет и свойства «колчеданского янтаря» тщательно описаны И. А. Бароцци де Эльс [8]. Термические свойства, растворимость и элементный состав были определены в 1935 г. в лаборатории ВНИГИ по образцам из Горного музея при Ленинградском горном институте. В результате эти образцы были идентифицированы как кранцит [12]. Последний представляет собой своеобраз ную группу ископаемых смол, которые, имея высокую степень преобразования, демонстрируют тем не менее свойства, говорящие о «незрелости» смол. К таким свойствам относят мягкость и эластичность, особенно заметные при свежем состоянии образцов. На воздухе такие смолы быстро отвердевают. По составу кранцит почти идентичен сукциниту, но при этом не содержит серу. Академик Т. Е. Ловиц, живший в XVIII веке и не имевший возможности сделать полный химический анализ ископаемой смолы, вполне мог допустить мысль о том, что встречающиеся на Урале ископаемые смолы — настоящий янтарь. Как известно, количественный метод анализа элементного состава янтаря-сукцинита был разработан Я. Берцелиусом только в 1815 г. В 1859 г. К. В. Бергеманом кранцит был впервые идентифицирован и описан как отдельная разновидность ископаемых смол, а назван в честь немецкого натуралиста А. А. Кранца, передавшего на исследования кусочки ископаемой смолы из местечка Латторф близ г. Бернбург.

Ископаемые смолы с участков Новый Лог и Александровский Лог на основании результатов химического анализа, а именно высокого содержания кислорода (до 20 %) и низкого содержания водорода (до 8 %), почти полной растворимости в спирте и эфире, высокой температуры плавления с разложением, были отнесены А. И. Александровым к смолам семейства шрауфита.

В отношении других уральских находок смол в силу их полной неизученности можно только гадать, что именно авторы этих находок называли «янтарем». Следует подчеркнуть, что в течение долгого времени и до сих пор все находки ископаемых смол, внешне похожие по цвету на янтарь, именовались и именуются «янтарем». Однако такой поверхностный подход и в настоящее время приводит к ошибочным определениям и досадным недоразумениям. В действительности к собственно янтарю следует относить только смолы-сукциниты, встречающиеся на побережье Балтийского моря. Другие разновидности ископаемых смол не являются янтарем, поскольку структурно не имеют существенного сходства с сукцинитом. Именно поэтому в нашей работе применительно к уральским смолам слово «янтарь» ставится в кавычки.

К сожалению, специализированных работ по поиску и изучению ископаемых смол на Урале до последнего времени не проводилось. Поэтому каждое из упомянутых выше местонахождений в связи с вероятностью открытия новых смолоносных районов в России заслуживает проведения специализированных поисково-ревизионных работ и углубленного комплексного изучения состава, микростроения, физико-химических и минералогогеохимических свойств собственно ископаемой смолы. Не исключено, что именно в ходе таких исследований выявятся вязкие разновидности, сходные с кранцитом или шрауфитом — потенциальное сырье для современной ювелирной промышленности, а также хрупкие разновидности (ретинит, геданит), которые рассматриваются в настоящее время как ценное химическое сырье.

Список литературы Есть ли янтарь на Среднем Урале?

  • Александров А. И. Янтареподобные смолы из мезозойских отложений западного склона Урала // Записки ВМО. 1949. Ч. 78. № 2. С. 127.
  • Белкинское месторождение огнеупорных глин // Уральская советская энциклопедия. Свердловск: Уралоблисполком, 1933. C. 293-294.
  • Богдасаров М. А. Ископаемые смолы в кайнозойских отложениях Северной Евразии // Литосфера. 2006. № 2(25). С. 87-92.
  • Богдасаров М. А. Мезозойские ископаемые смолы Северной Евразии // Вестник ИГ Коми НЦ УрО РАН. 2017. № 7. С. 3-11.
  • Геннин В. И. Описание уральских и сибирских заводов. 1735. М.: История заводов, 1937. 656 с.
Статья обзорная