Фактор миграции в современных мирохозяйственных связях

Автор: Сидоров Виктор Александрович, Попов Назар Олегович

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Экономические науки

Статья в выпуске: 4, 2012 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается фактор миграции как основной воспроизводственный ресурс современной экономики мирохозяйственных связей. Проведен анализ причин миграции и трансформации миграционных потоков под действием научно-технического прогресса. Определены важнейшие направления регулирования миграции на примере России.

Рынок труда, миграция, миграционный процесс, миграционный поток

Короткий адрес: https://sciup.org/14934320

IDR: 14934320

Текст научной статьи Фактор миграции в современных мирохозяйственных связях

Современный мир характеризуется все возрастающей мобильностью трудовых ресурсов, связанной не только с процессами международного разделения труда, но и возрастающей дифференциацией доходов на фоне неравномерного развития национальных экономик. Этот фактор оказывает все возрастающее давление на трансформацию рынка базового фактора производства - трудовых ресурсов. Дело в том, что наступление эпохи интернационализации вызвало усиление социального вектора рыночного развития, что, в свою очередь, определило приоритетами национальной экономической политики подъем уровня благосостояния титульной нации, в связи с чем, рынок труда развитых стран перестал носить либеральные черты 1970-1980 гг. и стал более консервативным. Динамика рынка труда превратилась в важнейший индикатор макроэкономического регулирования. Поскольку миграционные потоки рабочей силы формируются в подавляющем объеме за счет населения развивающегося мира, где главным мотивом выступает разница в уровнях оплаты труда в странах-донорах и странах-реципиентах, постольку проблемы международной миграции остаются в числе приоритетных вопросов мирового сообщества, что и обуславливает актуальность их обсуждения на страницах открытой печати.

В современных условиях миграция порождает множество проблем, требующих согласования усилий практически всех государств и выработки глобальных подходов к их решению. Численность населения ежегодно «втягивающегося» в миграционные отношения оценивается в 2-3 % жителей земного шара. Только в странах Европейского Сообщества количество иностранцев достигло 25 млн. человек, а доля Европы в общем объеме международной миграции увеличилась до 22 %. Основными же центрами притяжения остаются США, Канада и Австралия, где доля иностранцев среди занятого населения достигает 30 % [1].

Современная миграция стала более динамичным и сложным явлением, которое связано не только с социально-экономическими причинами. Сегодня уже невозможно определить позиции страны в этапах миграционных процессов (страны эмиграции, иммиграции и транзита), все больше стран не только изменяют свой статус, но и абсорбируют характеристики двух или даже трех категорий. Например, в Европе потеряли статус страны-эмиграции Греция, Италия, Португалия и Испания, в Азии - Южная Корея, Малайзия, Тайвань, Таиланд, некогда экспортирующая рабочую силу Мексика столкнулась с наплывом иностранных работников. Сформировался и обратный поток, протекающий из стран Запада на Восток - в страны с новыми экономическими возможностями: Польшу, Чехию, Венгрию, которые вместе с Болгарией, Россией, Белоруссией, Украиной, приобрели статус транзитеров для мигрантов из Африки, Азии и Среднего Востока.

Основную массу переселенцев составляют трудовые мигранты, главной причиной притяжения которых выступает стремление к повышению уровня жизни, который на родине оказывается для них недоступным. Именно они и составляют большинство всех иммигрантов, причем их доля в экономически активном населении, как правило, заметно больше доли иммигрантов во всем населении принимающих стран.

В последние годы отмечены качественные изменения международных миграционных потоков, которые связаны с развитием научно-технического прогресса. Их суть состоит не столько в росте доли квалифицированных специалистов в общем объеме мигрантов, сколько в трансформации самого процесса миграции – на смену «утечке мозгов» пришла их циркуляция, связанная с диверсификацией направлений миграции; принципиально новым явлением стало перемещение рабочей силы, обусловленное движением капитала; модифицировался организационный уровень миграции, базисом которого стало возникновение устойчивой тенденции адресного поиска специалистов странами-реципиентами; наконец, произошла интеграция системы высшего образования, в результате которой унифицированы требования работодателей к качеству рабочей силы, что «размывает» национальные профессиональные барьеры и придает дополнительный импульс перетоку претендентов на рабочие места.

Можно констатировать, что современный мировой миграционный процесс приобрел новые черты: миграция обрела массовый характер (к концу 2010-х гг. в мире насчитывалось около 50 млн. трудящихся-мигрантов), причем кардинальным образом трансформировались ее направления: если в последней трети XX в. миграция шла в основном в направлении индустриально развитых стран, то уже с начала 2000-х гг. образовался встречный поток, обусловленный перемещением рабочей силы в обратном направлении; доминирующим стал исключительно экономический мотив трудовой миграции; развитие современных технологий производства, основанных на принципах международного разделения труда в системе мирового хозяйства, придало качественно новые требования к мигрантам; возросла нелегальная миграция рабочей силы (например, в США нелегалов насчитывается свыше 13 млн. чел. [2]; в миграционных потоках по отношению к странам традиционной миграции (США, Канада, Австралия, ЮАР) существенно увеличилась доля выходцев из Азии, Латинской Америки, Африки и Карибского бассейна, тогда как в недавнем прошлом в них преобладали европейцы; все более активным становится вмешательство государства в этот процесс.

Современные тенденции в мировых миграционных процессах иллюстрирует следующая статистика. С 2000 г. по 2010 г. на американском рынке труда было создано 18 млн. новых рабочих мест, 10 млн. из них заняли иностранцы, в этот же период иммигранты заняли две трети новых рабочих мест в странах Восточной и Южной Европы, вклад иммигрантов в национальную экономику Великобритании в 2010 г. составил 8 млрд. фунтов стерлингов, увеличение количества мигрантов к 2025 г. всего на 3 % в развитых странах может принести мировой экономике около 400 млрд. долл., экономический эффект от полного открытия границ может составить в течение ближайших 25 лет до 40 трлн. долл., тогда как сейчас только на помощь отстающим странам мир тратит ежегодно 70 млрд. долл., а потенциальная выгода от полной либерализации международной торговли может превысить 100 млрд. долл. [3].

Приведенная информация показывает, что миграция прочно вошла в современную жизнь, стала неотъемлемой чертой мирохозяйственных связей, существенно влияющей на развитие глобальной рыночной экономики.

Особо следует сказать о миграции в рамках постсоветского экономического пространства. Советский Союз в 1980-е гг. активно импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи, сегодня к их числу добавились рабочие из Германии, Китая, Афганистана, не считая гасторбайтеров (рабочие-гости) из стран СНГ. По официальным данным, только в 2010 г. в Россию прибыло около 200 тыс. чел., из которых примерно 170 тыс. чел. из стран СНГ и 30 тыс. чел. из стран дальнего зарубежья, в числе которых 5,3 тыс. чел. из Грузии, 2,6 тыс. чел. из Германии, 1,4 тыс. чел. из Китая. На просторах страны трудятся 40 тысяч китайцев, примерно столько же вьетнамцев и Северокорейцев [4]. Наряду с организационным импортом рабочей силы имеет место стихийный приток мигрантов из Китая. По некоторым данным, численность нелегалов только в г. Москве перевалила в феврале 2012 г. за 2 млн. чел. [5].

Сильны тенденции миграции рабочей силы в Россию из стран ближнего зарубежья: Украины, Белоруссии, Молдавии, Таджикистана. Ее причины чисто экономические – рабочие едут на заработки. Крупнейшим импортером рабочей силы является Москва, принимающая около 70 тысяч чел. в год. Здесь работают иностранные рабочие и специалисты из 78 стран мира. Вслед за Москвой наиболее крупными работодателями являются Ханты-Мансийский AО –

30 тыс. чел. и Ямало-Ненецкий АО – 20 тыс. чел. Подавляющее большинство мигрантов (85 % от общей численности), задействованы в отраслях материального производства, а совокупная доля легальной миграции в общей доле иностранцев составляет 8 % [6] , то есть смело можно утверждать, что общее количество мигрантов в нашей стране перевалило за 10 млн. чел.

Из приведенного материала следует, что миграционная политика России является недостаточно взвешенной. По многим параметрам она повторяет меры регулирования, принятые в странах ОЭСР: визы и пограничный контроль, внутренний контроль над нелегальной миграцией, амнистии для нелегальных мигрантов, процедуры депортации, процедуры натурализации. Слепое копирование миграционного контроля сложившегося в странах Европейского Сообщества себя не оправдывает, поскольку ситуация в Европе и у нас существенно отличается. В России потребность в дополнительной рабочей силе стоит острее, издержки миграции существенно ниже, дифференциация культурных различий не так высока как в Европейских странах.

Продолжающаяся репрессивная миграционная политика с высокой степенью вероятности создает условия перетока прибывающей рабочей силы в неформальную экономику. Как следствие – издержки от нелегальных мигрантов выше, нежели в развитых странах, интенсивность миграционных потоков диктуется не столько реальной потребностью экономики, сколько отношениями в ее теневом секторе, профессиональный состав мигрантов тяготеет к простому труду, качество человеческого капитала оставляет желать лучшего.

Для поддержания устойчивости ситуации в стране сегодня нужна продуманная твердая, комплексная миграционная политика, направленная на национальную интеграцию и консолидацию. Она должна строиться как на глобальном, так и общегосударственном уровнях. Разработка рекомендаций для экономической политики в области миграции представляется задачей достаточно актуальной. На наш взгляд, необходимо создавать инструменты, которые позволили бы достичь: 1) упорядочения миграционных потоков; 2) рационализации структуры навыков мигрантов; 3) рационализации пространственного направления движения иммигрантов.

Опыт принимающих стран показывает, что превышение доли нелегальных мигрантов 5-7 % величины рабочей силы создает дополнительную нагрузку на экономику, которую она не в состоянии вынести [7]. В этом случае выручают программы упорядочения миграции, применяющиеся в большинстве принимающих стран. Такие программы являются важным инструментом иммиграционной политики в странах Южной Европы в их рамках предоставляется постоянный или временный легальный статус значительной части мигрантов. Для нашей страны этот опыт имеет существенное значение, поскольку в ближайшие несколько лет придется принимать такое решение. Для того чтобы эта программа удалась, требуется четкое представление о навыках мигрантов, странах-донорах, расширение межгосударственного диалога по миграции и реальная интеграция в этот процесс институтов гражданского общества. Только так можно выстроить такую систему управления миграцией, которая будет способна преодолеть межстрановые опасения по поводу потери под влиянием взрывного напора мобильности национальной и культурной идентичности и обеспечить противостояние разрастанию масштабов глобальной бедности и нищеты.

Ссылки:                                        References (transliterated):

  • 1.    Куклина Н.И. Международный диалог по пробле-1.

    Kuklina N.I. Mezhdunarodniy dialog po problemam migratsii: tendentsii i perspek-tivy // Migratsionnye protsessy v stranakh Azii i Afriki – opyt gosudar-stvennogo regulirovaniya. M., 2010.

    Shcherbakova E. Mezhdunarodnaya migratsiya: ten-dentsii i perspektivy // Perspektivy. 2010. 26 marta.

    Rost migratsionnykh potokov prineset mirovoy ekonomike trilliony dollarov // Vedomosti. 2011. July 27.

    Rossiya v tsifrakh. 2011. M., 2011.

    Akimov A. Rossiya na mezhdunarodnom rynke truda // Ural-Biznes. 2012. № 7.

    Kilyazov S. Migratsiya v Rossiyu // Migratsiya 21 vek. 2011. № 1.

    World Migration Report 2009. International Organization for Migration.


    мам миграции: тенденции и перспективы // Миграционные процессы в странах Азии и Африки – опыт государственного регулирования. М., 2010.

  • 2.   Щербакова Е. Международная миграция: тенден-2.

  • 3.   Рост миграционных потоков принесет мировой3.

  • 2011. 27 июль.
  • 4.    Россия в цифрах. 2011. М., 2011.4.

  • 5.  Акимов А. Россия на международном рынке5.

  • 6.   Килязов С. Миграция в Россию // Миграция 21 век.6.

  • 2011. № 1.
  • 7.   World Migration Report 2009. International Organiza-7.

ции и перспективы // Перспективы. 2010. 26 марта.

экономике триллионы долларов // Ведомости.

труда // Урал-Бизнес. 2012. № 7.

tion for Migration.

Список литературы Фактор миграции в современных мирохозяйственных связях

  • Куклина Н.И. Международный диалог по проблемам миграции: тенденции и перспективы//Миграционные процессы в странах Азии и Африки -опыт государственного регулирования. М., 2010.
  • Щербакова Е. Международная миграция: тенденции и перспективы//Перспективы. 2010. 26 марта.
  • Рост миграционных потоков принесет мировой экономике триллионы долларов//Ведомости. 2011. 27 июль.
  • Россия в цифрах. 2011. М., 2011.
  • Акимов А. Россия на международном рынке труда//Урал-Бизнес. 2012. № 7.
  • Килязов С. Миграция в Россию//Миграция 21 век. 2011. № 1.
  • World Migration Report 2009. International Organization for Migration.
Статья научная