Факторы макроэкономической стабильности в сложившихся условиях

Автор: Ачмизов К.М.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 10 (65), 2019 года.

Бесплатный доступ

В XXI веке мир оказался перед лицом серьезнейших опасностей, угрожающих существованию человечества. Обеспечение стабильности развития национальных экономик становится главной проблемой мирового сообщества. Нации, не создавшие надежной системы безопасности экономической системы, рискуют потерять свою самоидентичность, раствориться в бурном потоке истории, а то и вообще сойти с исторической сцены. В связи с этим, выработка механизма обеспечения макроэкономической стабильности становится необходимым условием самосохранения. Государство должно, прежде всего, обеспечить безопасность своего собственного народа.

Уровень инфляции, мировая экономика, макроэкономическая стабильность, оптимизация расходов, фискальная политика

Короткий адрес: https://sciup.org/140246011

IDR: 140246011

Текст научной статьи Факторы макроэкономической стабильности в сложившихся условиях

Аналитики агентства Fitch считают, что ЦБ будет по-прежнему сосредоточен на достижении стабильно низкого уровня инфляции посредством осмотрительного цикла смягчения и укрепления институционального авто- ритета и устойчивого закрепления ожиданий. ЦБ РФ отмечает, что на повестке дня остается ряд рисков, таких как фискальная политика Минфина, замедление роста мировой экономики, геополитический фактор, волатильность мировых цен на нефть и высокие инфляционные ожидания. Однако, по словам экспертов Сбербанка РФ, сохраняются некоторые среднесрочные риски, способные повлиять на инфляцию, такие как возможное начало расходования средств Фонда национального благосостояния на инвестиционные проекты. Поскольку правительство еще не определилось с конкретными проектами для финансирования (и, соответственно, объемами), данный риск не был полностью учтен в прогнозах Центробанка. Аналитики предполагают, что Центробанк может снизить ключевую ставку уже на следующем заседании, которое состоится 6 сентября.

Ожидается, что фискальная политика останется консервативной и будет поддерживать улучшение макроэкономической стабильности, сохранение профицита бюджета и сокращение ненефтяного федерального бюджетного дефицита. После профицита ВВП в 2018 году (+2,6%) федеральный бюджет в этом году также останется в профиците (1,8% ВВП). И так будет происходить до 2021 года, хотя и на более низком уровне, поддерживаемом более высокими, чем планировалось в бюджете ценами на нефть, положительной динамикой ненефтяных доходов и запланированными расходами на нацпроекты.

Летом инфляция продолжала замедляться. Так в июне цены остались на уровне мая, инфляция с учетом сезонных эффектов также была очень низкой, базовая инфляция (без учета цен на фрукты и овощи, регулируемых тарифов на топливо) составила 0,2% в месяц. В июле рост цен ускорился: с 1 по 22 июля цены повысились на 0,3%, аналитики Сбербанка говорят о том, что с учетом таких тенденций можно ожидать, что уровень помесячной инфляции за июль будет на уровне 0,3–0,4%, а годовая инфляция может опуститься до 4% к концу года.

В июне производство в базовых отраслях, включая сельскохозяйственный сектор, промышленное производство, транспорт, строительство, торговлю увеличилось на 1,9% относительно июня 2018 года (в мае было зафиксировано падение на 0,3%). Такой показатель достигнут за счет роста в секторе промышленного производства (+3,3%) и в оптовой торговле (показатель в июне был ниже на 2,1%, чем в 2018 году, но существенно превысил майский). В других секторах показатели июня были на уровне майских или несколько выше.

Таким образом, во 2 квартале 2019 года производство в базовых отраслях превысило уровень 2 квартала прошлого года на 1,5%, что, по мнению экспертов Сбербанка, говорит об ускорении по сравнению с предыдущим кварталом (рост составлял 0,9%). Рост данного показателя может считаться одним из индикаторов положительной динамики ВВП. Возможно, показатель роста ВВП составит во 2 квартале порядка 0,7–0,9%.

По данным Счетной палаты России, объем расходов на национальные проекты остается ниже запланированного. В 1 полугодии совокупные бюджетные расходы составили 8 трлн руб. или 43% годового бюджета. На нацпроекты было направлено 0,6 трлн руб., что составило 32% годового плана. По информации Счетной палаты, наиболее значительные отклонения отмечены в финансировании сектора «Цифровая экономика» (8,3% плана), «Безопасные и качественные автодороги» (12,2%), «Экология» (11,6% плана), «Повышение производительности труда и поддержка занятости» (17,7%). Ожидаемое увеличение расходов на нацпроекты во втором полугодии должно поддержать инвестиционную активность и рост ВВП в целом [3,4].

На российском рынке акций, как и на глобальном рынке не происходило значительных колебаний. Стоит отметить две противоречивые тенденции на развивающихся рынках: фундаментальные показатели продолжают ухудшаться, прогнозы прибылей пересматриваются в сторону понижения, при этом остаются надежды инвесторов на положительный эффект от снижения ставки ФРС.

По мнению Агентства Fitch, повышенная гибкость обменного курса и соблюдение фискального правила поддерживают способность экономики противостоять реальным, финансовым и геополитическим шокам и ограничивают влияние волатильности цен на нефть на экономику. После резкого обесценения (на 17% по отношению к доллару США в 2018 г.) рубль укрепился на 10% в 1 полугодии 2019 года, что отражает снижение восприятия инвесторов к рискам в отношении санкций, несмотря на более низкие средние цены на нефть. Корреляция между рублем и ценами на нефть, инфляционное давление ослабли, поэтому средняя инфляция будет оставаться близкой к целевому показателю в 4% в 2020-2021 годах.

В июле 2019 года международные резервы выросли до 520 млрд долл. - самого высокого показателя после мирового финансового кризиса, и увеличатся до 537 млрд долл. в 2019 году (591 млрд к 2021 г.). Профицит счета текущих операций составит порядка 5,2% ВВП в 2019 году и снизится до 2,5% в 2021 году. К концу 2019 года охват резервов увеличится до 13,6 месяцев, и останется близким к этому уровню в 2020–2021 гг., что более чем в 2 раза превысит прогнозный показатель «BBB» и станет самым высоким в категории «ВВВ».

По данным Fitch, чистая позиция внешнего кредитора России (прогноз на уровне 35% ВВП в 2019 году) подкреплена сокращением доли заемных средств банков и корпораций и большей гибкостью обменного курса. Обслуживание внешнего долга будет соответствовать текущему прогнозу «BBB», составив в среднем 13,5% текущих внешних поступлений в 20192021 гг. Согласно прогнозам, долг госсектора может достигнуть в 2019 году 14,9% ВВП, что является самым низким показателем в категории «BBB» с относительно более низкой подверженностью валютному риску - 21% в иностранной валюте [1, 2].

В августе правительство США объявило о новом раунде санкций Госдепа, которые включают в себя меры против финансовой и технической поддержки МФИ России, предотвращение участия американских банков в выпуске суверенных первичных облигаций без рубля и ограничения на химический и биологический экспорт. Однако Fitch констатирует, что «укрепление политической структуры РФ, низкая зависимость от внешнего финансирования и надежные валютные буферы предоставляют России гибкость в адаптации своей стратегии к новым санкциям».

Сроки и фактическое введение дальнейших санкций США пока не известны, однако они несут в себе ряд потенциальных рисков из-за геополитических горячих точек (Украина, Сирия, Венесуэла), противоречий во внутренней политике США, а также санкций в отношении российских госбанков, суверенного долга, проекта Nordstream II [2]. По мнению Агентства, слабые перспективы роста остаются за кредитным сектором России. По оценкам Минэкономразвития, в первом полугодии рост в секторе замедлился (- 0,7% к прошлому году), в то время как исполнение бюджетных расходов, динамика частного потребления и внешнего спроса превысят ежегодный рост в текущем году на 1,2%. Fitch говорит о том, правительство планирует увеличить рост за счет устранения проблем на рынке труда, а инвестиционные ограничения сталкиваются с рисками, связанными с задержками реализации инвестиционных проектов и ограниченным прогрессом в увеличении частных инвестиций.

Товарная зависимость России с точки зрения экспортных и налоговых поступлений остается высокой по сравнению с оценочными аналогами, а рейтинг страны, по показателям Всемирного банка, значительно ниже медианного показателя. Таким образом, новые санкции и неопределенность в отношении потенциальных санкций будут продолжать влиять на перспективы роста и продолжать проверять устойчивость макроэкономики и финансового сектора России.

Список литературы Факторы макроэкономической стабильности в сложившихся условиях

  • Ершов Е. Какая экономическая политика нужна России в условиях санкций / Е. Ершов // Вопросы экономики. - 2017. - № 12. С. 37-54
  • Клинова, М. Экономические санкции и их влияние на хозяйственные связи России с Европейским союзом / М. Клинова, Е. Сидорова // Вопросы экономики. - 2016. - № 12. С. 67-80
  • Кудрин, А. Новая модель роста для российской экономики / А. Кудрин, Е. Гуревич // Вопросы экономики. - 2018. - № 12. - С. 4-37
  • Ломиворотов, Р. Влияние внешних шоков и денежно-кредитной политики на экономику России / Р. Ломиворотов // Вопросы экономики. - 2018. - № 11. - С. 122-134
Статья научная