Факторы риска при эрозивно-язвенных заболеваниях полости рта у детей

Автор: Кожоназарова Гульсара Кенжебаевна

Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki

Рубрика: Медицинские науки

Статья в выпуске: 1 т.9, 2023 года.

Бесплатный доступ

Эрозивно-язвенные заболевания полости рта у детей достигают 9% распространенности среди воспалительных заболеваний зубочелюстной системы и имеют склонность к рецидивированию и хронизации процесса. При этом вопросы этиопатогенеза остаются до конца нераскрытыми, в связи с чем целью данной работы является изучение факторов риска возникновения эрозивно-язвенных поражений (ЭЯП). Исследование проведено на базе Национального центра охраны материнства и детства. Проведен ретроспективный анализ историй - 548 детей, проходивших стационарное лечение в отделении челюстно-лицевой хирургии. 100 пациентов с рецидивами ЭЯП полости рта наблюдались амбулаторно в отделении гастроэнтерологии, где им проводилось углубленное клинико-лабораторное и инструментальное исследование. Факторы риска изучались по специально разработанной карте-анкете. В процессе исследования выяснилось, что ЭЯП полости рта у детей в основном встречаются у детей дошкольного возраста, особых различий в половом составе не выявлено. Изучена ранговая значимость риск-факторов возникновения ЭЯП полости рта у детей. Выявлено, что первый по значимости фактор - это патология желудочно-кишечного тракта до 1 года (OR=324,927, PPV=92%, p function show_abstract() { $('#abstract1').hide(); $('#abstract2').show(); $('#abstract_expand').hide(); }

Еще

Дети, эрозивно-язвенные поражения, стоматит, факторы риска

Короткий адрес: https://sciup.org/14126065

IDR: 14126065   |   DOI: 10.33619/2414-2948/86/28

Текст научной статьи Факторы риска при эрозивно-язвенных заболеваниях полости рта у детей

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №1. 2023

УДК 616.311-002.44-053.2                         

Нарушение равновесия в системе защиты желудочно-кишечного тракта может стать причиной развития инфекционно-воспалительных заболеваний разных отделов слизистой оболочки ротовой полости, ведущих к эрозивно-язвенным поражениям (ЭЯП). Одной из наиболее широко распространенных нозологий является стоматит — воспаление слизистой оболочки полости рта с образованием различных элементов на слизистой оболочке рта и губ. По клиническому проявлению стоматиты протекающие с эрозиями и язвами разделяются на язвенные и афтозные [1, 2]. Зачастую заболевания желудочно-кишечного тракта, такие как эзофагит, гастрит, дуоденит, колит, паразитозы, нарушение биоценоза кишечника, заболевания гепато-билиарной системы и др. могут стать причиной стоматита [3].

Заболевания полости рта, в том числе эрозивно-язвенные в настоящее время являются индикаторами соматического здоровья у детей. В связи с чем, изучение хронических, рецидивирующих язвенных и афтозных стоматитов как проявлений системных заболеваний, в первую очередь болезней органов пищеварения, занимают большое внимание ученых всего мира. Поскольку этиология этих заболеваний зачастую неизвестна, вопросы диагностики и лечения являются актуальной проблемой для педиатров, семейных врачей, стоматологов и других специалистов узкого профиля. При наличии большого количества исследований остается неизвестным патогенез данного заболевания [4].

В связи с этим затрудняется разработка методов профилактики и выбор способов лечения, что приводит к широкому распространению данной патологии и трудностями терапии. Сообщается, что распространенность язв в полости рта у детей составляет 9%, однако диагностика поражений полости рта может быть сложной задачей, поскольку стоматиты могут быть неспецифическим симптомом нескольких заболеваний [5, 6].

Дифференциальный диагноз может варьироваться от классического детского инфекционного заболевания до недостаточности питания, желудочно-кишечных расстройств или хронических системных заболеваний. Существующие взаимосвязи между эрозивноязвенными поражениями слизистой оболочки рта, губ, языка и патологией органов пищеварения, должны быть прерогативой не только врачей стоматологов, но врачей соматического профиля – семейных врачей, педиатров, гастроэнтерологов [7, 8].

При несистемном подходе к диагностике и лечению эрозивно-язвенные поражения ротовой полости имеют склонность к хронизации процесса, частым рецидивам и трудно

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №1. 2023 поддаются лечению. Поэтому изучение данной проблемы, в частности факторов риска возникновения ЭЯП, представляется актуальным в связи с высокой распространенностью в нашей республике [5].

Материалы и методы исследования

Обследовано 648 детей с эрозивно-язвенными поражениями ротовой полости, 100 детей обследованы в амбулаторных условиях отделения гастроэнтерологии и у 548 детей проведен ретроспективный анализ историй болезни отделения челюстно-лицевой хирургии НЦОМиД. Данная группа пациентов была выделена в группу, которая позиционировалась как стоматологическая. У всех детей был диагноз рецидивирующие афты полости рта (МКБ-10 – К12.0).

В контрольную группу (166 человек) были включены дети с различными нарушениями пищеварительного тракта функционального характера (функциональная диспепсия), у которых при обследовании не были обнаружены заболевания воспалительного и деструктивного характера.

Изучение факторов риска проводилось по специально разработанной карте обследования пациента, в которую входили вопросы анамнеза перинатального периода, развития раннего возраста, нутритивного статуса, анамнеза заболевания, наследственного фактора.

Результаты и их обсуждение

При проведении ретроспективного анализа в отделении челюстно-лицевой хирургии было выявлено, что на стационарном лечении, как правило, находились дети в состоянии, которое расценивалось как тяжелое и средней тяжести. Клиническая картина протекала с выраженными воспалительно-деструктивными изменениями слизистой полости рта, с симптомами интоксикации, высокой температурной реакцией организма, и требовалось наблюдение и лечение в условиях стационара. В отделении гастроэнтерологии амбулаторно наблюдались дети с рецидивом эрозивно-язвенного процесса, и которым требовалось проведение углубленного клинико-лабораторного исследования с целью выявления причины и факторов риска возникновения повторного заболевания для определения дальнейшей тактики ведения. По МКБ 10 в группу «рецидивирующие афты полости рта» (К12.0) входят следующие заболевания: афтозный стоматит, афты Беднара, герпетиформный стоматит, рецидивирующий слизисто-некротический периадентит, рецидивирующая афтозная язва. В Таблице 1 продемонстрировано распределение диагнозов у обследованных детей с ЭЯП ротовой полости.

Таблица 1

ЭРОЗИВНО-ЯЗВЕННЫЕ ПОРАЖЕНИЯ РОТОВОЙ ПОЛОСТИ У ОБСЛЕДОВАННЫХ ДЕТЕЙ С ДИАГНОЗОМ РЕЦИДИВИРУЮЩИЕ АФТЫ ПОЛОСТИ РТА (МКБ-10 – К12.0)

Основной диагноз

Стоматологическая группа

абс.

%

Рецидивирующий слизисто-некротический периаденит

204

31,5

Афтозный стоматит (большой) (малый)

310

47,8

Герпетиформный стоматит

34

5,2

Рецидивирующая афтозная язва

100

15,4

Всего

648

100,0

Как видно из Таблицы наибольшее количество пациентов было с диагнозом афтозный стоматит — 310 детей (47,8%), 204 детей с диагнозом рецидивирующий слизистонекротический периаденит, что составило 31,5%, на третьем месте по распространенности были пациенты с рецидивирующей афтозной язвой — 100 детей (15,4%), и герпетиформный стоматит наблюдался всего у 34 детей (5,2%).

На первом этапе анамнестического исследования изучался возрастной и половой состав пациентов. Учитывая анатомо-физиологические различия в разные периоды детского возраста, все пациенты были поделены на три возрастные группы: младшая 0–7 лет, средняя 8–12 лет и старшая 13–17 лет (Таблица 2).

Таблица 2

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБСЛЕДОВАННЫХ ДЕТЕЙ ПО ВОЗРАСТАМ

Возрастная группа

1 группа (стоматологическая)

Контрольная группа

абс.

%

абс.

%

0-7 лет

578

89,2

55

33,1

8-12 лет

52

8,0

84

50,6

13-17 лет

18

2,8

27

16,3

Всего

648

100,0

166

100,0

Как видно из Таблицы 2, большинство детей со стоматитами относятся к младшей возрастной группе — 89,2%, в возрасте от 8 до 12 лет — 8,0% и в старшей группе всего 2,8%. В контрольной группе детей с функциональными расстройствами пищеварительной системы — 50,6% составляют пациенты в возрасте от 8 до 12 лет, 33,1% — пациенты младшей возрастной группы. Что касается распределения по полу детей с эрозивно-язвенными заболеваниями ротовой полости и функциональными расстройствами, то особых различий не выявлено, что продемонстрировано на Рисунке 1. Девочек несколько больше в обеих группах – 50,2% в основной и 53% в контрольной группе соответственно.

47,0

53,0

49,8    50,2

1 группа

группа контроля

  • ■    Мальчики ■ Девочки

Рисунок 1. Распределение обследованных детей по полу, %

Также не выявлено радикальных отличий по выявлению заболеваемости соответственно возрасту и полу в группе детей со стоматитами — мальчиков всего на 0,6% больше чем девочек в младшей и старшей возрастных группах, и на 1,2% меньше в возрасте от 8 до 12 лет (Рисунок 2).

На следующем этапе исследования проводился анализ факторов риска возникновения эрозивно-язвенных заболеваний ротовой полости. Изучались следующие позиции: течение беременности и родов, патология в период новорожденности, патология желудочно-кишечного тракта в возрасте до 1 года, вскармливание в раннем возрасте, режим питания, качество питания, наследственный фактор, перенесенные заболевания, прием большого количества медикаментов.

При изучении перинатального анамнеза выявлено, что неблагоприятное течение беременности (токсикоз, обострение хронических заболеваний, угроза выкидыша, многоводие и др.) наблюдались у матерей 159 пациентов с ЭЯП полости рта, что составило 24,5% от общего числа детей. Течение родов было благополучным у основной массы матерей – 90,6%, преждевременные роды наблюдались в 48 (7,4%) случаях, и у 13 детей (2,0%) была патология в родах (травмы, асфиксия, неправильное положение плода, предлежание плаценты и др.).

88,9 89,5

8,6 7,4 2,5 3,1

0-7 лет 8-12лет 13-17 лет

  • ■    девочки % ■ мальчики %

Рисунок 2. Распределение обследованных детей основной группы по возрастно-половому составу, %

При сборе анамнеза многие родители отмечали патологию в период новорожденности – у 632 (97,5%) детей. На самом деле как патология больше позиционировались такие состояния, как желтуха новорожденных, младенческие колики, срыгивания, трудности с вскармливанием и др., то есть состояния, которые можно расценить как физиологические.

Интересным оказался результат о патологии со стороны желудочно-кишечного тракта у детей до 1 года, которая была у всех 648, то есть в 100%. Чаще всего это диареи и запоры, реже наблюдались рвота.

По типу вскармливания в период раннего возраста распределение оказалось примерно в равных долях — искусственное у 203 (31,3%), ранее смешанное у 208 (32,1%) и грудное кормление у 237 (36,6%) детей.

Режим питания у большинства детей был регулярным — 466 (71,9%) случаев, нерегулярное — у 182 детей, что составило 28,1%. Это объяснимо с позиции того, что исследуемые дети в основном были из младшей возрастной группы, для которых требуется уход родителей. Тем не менее, при изучении качества питания (однообразный несбалансированный рацион, еда всухомятку, употребление вредных продуктов и т. д.), выяснилось, что у большинства имеются нарушения — 601 (92,7%).

Фактор наследственности также немаловажен при изучении результатов исследования. Учитывая высокий рост заболеваемости органов пищеварения у нас в республике и в мире в целом [6–8], результаты анкетирования оказались предсказуемыми. У 524 пациентов (80,9%) родственники первой линии (родители) страдали различными заболеваниями со стороны пищеварительной системы, у 73 (11,3%) родственники второй линии (братья, сестры).

Перенесенные заболевания, такие как частые ОРВИ встречались у 374 (57,7%), кишечные инфекции у 106 (16,4%), заболевания ЛОР-органов у 193 (29,8%), глистные инвазии у 57 (8,8%) детей со стоматитами. Прием большого количества медикаментов наблюдался у 11 детей (1,7%).

На основании проведенного изучения факторов риска была проведена статистическая обработка и выявлена их ранговая значимость. Вычислены такие показатели как чувствительность (Se), специфичность (Sp), информативность (J), прогностичность положительных случаев (PPV), прогностичность отрицательного результата (NPV) и отношение шансов (OR). Данные представлены в Таблице 3.

При проведении оценки ранговой значимости риск-факторов выявлено, что первое место занимает патология ЖКТ до 1 года (OR=324,927, PPV=92%, p<0,05). Далее по ранговой значимости (по убыванию значения OR) следуют патология новорожденности (OR=67,992,

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №1. 2023

PPV=91%, p<0,05), качество питания (OR=47,861, PPV=94%, p<0,05), заболевания ЖКТ у родственников (OR=19,636, PPV=91%, p<0,05), режим питания (OR=4,644, PPV=89%, p<0,05), вскармливание (OR=3,597, PPV=88%, p<0,05) и течение беременности(OR=1,751, PPV=86%, p<0,05).

Таблица 3 РАНГОВАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ФАКТОРОВ РИСКА

ЭРОЗИВНО-ЯЗВЕННЫХ ПОРАЖЕНИЙ ПОЛОСТИ РТА У ДЕТЕЙ

Фактор

Se

Sp

PPV

NPV

J

OR

95% ДИ

Нижняя

Верхняя

Течение беременности

24,5

84

86

22

0,37

1,751**

1,111

2,760

Патология новорожденности

97,5

63

91

87

0,91

67,992**

37,765

122,411

Патология ЖКТ до 1 года

99,4

67

92

97

0,93

324,927**

115,445

914,526

Вскармливание

63,4

67

88

32

0,64

3,597**

2,505

5,165

Режим питания

71,9

64

89

37

0,70

4,644**

3,236

6,663

Качество питания

92,7

79

94

74

0,90

47,861**

29,714

77,089

Заболевания      ЖКТ      у

родственников1

92,1

63

91

67

0,86

19,636**

12,837

30,036

Частые ОРВИ

57,7

15

73

8

0,49

0,242**

0,154

0,381

Вирусный гепатит

0,8

99

83

20

0,21

1,283*

0,149

11,058

Кишечные инфекции

16,4

74

71

18

0,28

0,559**

0,373

0,839

Глистные инвазии

8,8

49

40

12

0,17

0,094**

0,063

0,142

Заболевания ЛОР-органов

29,8

77

83

22

0,39

1,381*

0,929

2,053

Большое количество медикаментов

1,7

98

73

20

0,21

0,699*

0,220

2,225

* — p>0,05; ** — p <0,05; 1 — 3-я линия не является фактором риска

Выводы

Таким образом, изучая заболеваемость эрозивно-язвенными поражениями ротовой полости у детей выявлен ряд риск-факторов, которые относятся к социальным, биологическим и гигиеническим. Основной вывод заключается в том, что данное исследование требует продолжения с целью определения основных звеньев этиопатогенеза для поиска доступных и малоинвазивных методов диагностики и создания алгоритма действия для предотвращения рецидивов на всех этапах здравоохранения. Дети с данной нозологией должны наблюдаться не только у врачей стоматологов, но наблюдение должно быть комплексным с подключением специалистов педиатров, семейных врачей и гастроэнтерологов.

Список литературы Факторы риска при эрозивно-язвенных заболеваниях полости рта у детей

  • Волков Е. А., Бутова В. Г., Позднякова Т. И. Клинические рекомендации протокол лечения при заболевании слизистой оболочки рта "Хронический рецидивирующий афтозный стоматит" // Медицина и здравоохранение. 2014. №5. С.35-49.
  • Рейзвих О. Э., Шнайдер С. А., Нонева Н. О. Взаимосвязь частоты стоматологических заболеваний с уровнем соматического здоровья детей (Обзор литературы) // Iнновацiї в стоматологiї. 2014. №3. С. 125-133.
  • Косюга С. Ю. Повышение эффективности лечения рецидивирующего афтозного стоматита, ассоциированного с Helicobacter pylori у подростков и учащейся молодежи // Здоровье и образование в 21 веке. 2019. №1. С. 60-63.
  • Заркумова А. Е. Структура заболеваемости слизистой оболочки полости рта // Вестник КазНМУ. 2017. №3. С. 168-175.
  • Суеркулов Э. С., Юлдашев И. М., Мамыралиев А. Б., Токтосунова С. А., Цепелева А. С., Сооронбаев А. А. Распространенность и структура заболеваемости стоматитами у детей // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. №11. С. 91-96.
  • Légeret C., Furlano R. Oral ulcers in children-a clinical narrative overview // Italian Journal of Pediatrics. 2021. V. 47. №1. P. 1-9.
  • Зорина О. А., Петрухина Н. Б., Козлова Л. М. Лечение афтозного стоматита у подростков // Педиатрическая фармакология. 2014. Т. 11. №3. С. 22-29.
  • Сарап Л.Р. Клинико-организационные аспекты профилактики стоматологических заболеваний у детей с учетом эколого-географических факторов: автореф. дисс…. д-р мед. наук. М., 2015.
Еще
Статья научная