Факторы роста в ткани различных стадий рака яичников
Автор: Кит О.И., Франциянц Е.М., Моисеенко Т.И., Вереникина Е.В., Черярина Н.Д., Козлова Л.С., Погорелова Ю.А.
Журнал: Злокачественные опухоли @malignanttumors
Рубрика: Онкогинекология
Статья в выпуске: 4S1 (21), 2016 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140222697
IDR: 140222697
Текст статьи Факторы роста в ткани различных стадий рака яичников
Статистическую обработку полученных результатов проводили с помощью пакета программ Microsoft Excel (Windows XP).
Результаты. Было установлено, что VEGF-А в ткани доброкачественных опухолей яичников (цичтаденом) не имел достоверных отличий от показателя в условно интактной ткани, хотя имела место выраженная тенденция к увеличению. При этом уровень VEGF- R1 был достоверно ниже на 27% (Р < 0,05). Известно, что VEGF-R1 является растворимым рецептором, который ингибирует VEGF-А – опосредованные сигналы в эндотелиальных клетках, блокируя ангиогенез. Соотношение VEGF-А/VEGF-R1 показывает содержание свободного эндотелиального фактора и характеризует ангиогенную активность в ткани. Оказалось, что показатель VEGF-А/VEGF-R1 в ткани доброкачественной опухоли яичников значимо повышался в 1,7 раза относительно условно интактной ткани.
При развитии рака яичников в ткани отмечено резкое возрастание не только абсолютного уровня эндотелиального фактора, но и соотношения его с рецептором-1. Так в ткани опухоли при стадии T1N0M0 (односторонний процесс) содержание VEGF-А превосходило значения в условно интактной ткани в 21,8 раза при неизменном содержании VEGF-R1. Поэтому соотношение VEGF-А/VEGF- R1 оказалось в 22,1 раза выше.
Мы сочли целесообразным изучить указанные факторы в контралатеральном непораженном опухолью яичнике. Найдено, что уровень VEGF-А был выше, чем в условно интактной ткани в 3,2 раза, но значительно в 6,9 раза ниже, чем в ткани злокачественно перерожденного яичника. Содержание VEGF- R1 при
XX РОССИЙСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС • ТЕЗИСЫ
ОНКОГИНЕКОЛОГИЯ
этом было снижено в 1,9 раза (Р < 0,01), а соотношение VEGF-А/ VEGF- R1 превосходило контрольный показатель в 6,2 раза, но было снижено относительно ткани опухоли в 3,5 раза .
При прогрессировании рака яичников до T2N0 M0 и T3 NxM0 отмечено дальнейшее нарастание уровня VEGF-А в 1,9 раза и 1,5 раза соответственно относительно показателя при T1N0M0 и увеличение содержания VEGF-R1 в среднем в 1,5 раза, что, естественно, сопровождалось повышенной ангиогенной активностью ткани опухоли: при T2N0 M0 показатель VEGF-А/VEGF- R1 составил 245,7±31,5 против 196,9±23,6 при T1N0M0 и 8,9±2,1 в условно интаткной ткани яичников; при T3 NxM0 этот показатель составил 208,3±35,9. Несколько неожиданным оказалось снижение уровня VEGF-А и VEGF- R1 в ткани опухоли при T4Nx-1M0 относительно показателей при II и III стадиях процесса, однако соотношение VEGF-А/VEGF- R1 показало дальнейшее нарастание ангиогенной активности ткани, показатель составил 507,7±65,6.
Наши результаты согласуются с иммуногистохимическими исследованиями, показавшими повышенную экспрессию VEGF в эпителиальном раке яичников (Wong et al., 2003; Smerdel et al., 2009; Siddiqui et al., 2010; Siddiqui et al., 2011; Ravikumar G., Crasta, 2013). А изменения уровня VEGF-А, VEGF-R1 и их соотношения в контралатеральном яичнике свидетельствует о возможной начавшейся его малигнизации, во всяком случае, об изменении ангиогенной характеристики ткани еще не пораженного раком органа.
Изучение содержания в тканях яичников уровня EGF и его рецептора EGFR показало, что в ткани цистаденом их показатели не имели достоверных отличий от значений в условно интактной ткани яичников. Однако при раке они претерпевали значимые изменения. Так в ткани опухоли при стадии T1N0M0 содержание EGF превосходило значения в условно интактной ткани в 1,6 раза (Р < 0,01), при несколько сниженном содержании sEGFR: на 27% (Р < 0,05) относительно контрольных величин. Уровень EGF и его рецептора sEGFR в ткани контралатерального яичника не имел достоверных отличий от показателей в условно интактной ткани.
В ткани рака при T2N0 M0 и T3 NxM0 отмечено дальнейшее нарастание уровня EGF в 1,9 раза и 2,5 раза соответственно относительно показателя при T1N0M0, при этом содержание sEGFR оставалось неизменным. В ткани опухоли при T4Nx-1 M0 найдено снижение уровня EGF до значений, характерных для T1N0M0, а содержание sEGFR оказалось ниже контрольных величин в 2,9 раза и было более чем в 2 раза ниже, чем при II и III стадиях процесса.
Изучение уровня TNF-α в ткани доброкачественных опухолей яичников показало увеличение содержания этого цитокина относительно ткани условно интактных яичников в 1,8 раза (р < 0,01). Увеличенное содержание относительно контрольных величин определялось и тканях при раке яичников: в 1,5 раза при T1N0M0 (р < 0,05), в 1,6 раза при T2N0M0 (р < 0,05) и в 1,3 раза при T3Nx-1M0 (р < 0,05). Однако в ткани злокачественных опухолей вне зависимости от стадии процесса показатели уровня TNF- α были ниже, чем в ткани цистаде-ном: в 1,3 раза (р < 0,05), 1,2 раза (р < 0,05) и 1,4 раза (р < 0,05) соответственно. Вместе с тем в ткани контралатерального яичника не пораженного злокачественной опухолью при T1N0M0 содержание TNF-α было выше, чем в ткани условно интактного яичника в 1,9 раза (р < 0,01) и не имело достоверных отличий от показателя в ткани доброкачественных опухолей.
Заключение. Анализируя полученные результаты, следует заключить, что развитие эпителиального рака яичников сопровождается прогрессивной активацией ангиогенной активности ткани опухоли, обусловленной повышенной экспрессией свободных форм ростовых факторов: сначала VEGF, а затем EGF и поддерживаемой повышенным уровнем TNF-α. Но особый интерес, на наш взгляд, представляют результаты, полученные при изучении ткани контралатерального яичника, дающие некоторое понимание патогенеза злокачественного перерождения яичников. Можно предположить, что основой для малигнизации ткани яичников является асептическое (иммунологическое) воспаление, о чем свидетельствует повышенный уровень TNF-α, сопровождаемое повышенным уровнем VEGF-А, особенно его свободной формы – VEGF-А/ VEGF-R1. И такое состояние метаболизма ткани контралатерального яичника сходно с состоянием ткани доброкачественной опухоли – цистаденомы, в которой также повышен уровень TNF-α и содержание свободной формы VEGF-А.