Факторы социально-политической деятельности населения на муниципальном уровне(на примере Саратовской области)
Автор: Иванова Ксения Николаевна
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Политические науки
Статья в выпуске: 4, 2013 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена изучению влияния внутренних факторов на процесс реализации населением социального контроля в системе местного самоуправления на примере Саратовской области. При анализе были использованы эмпирические данные, полученные автором в ходе изучения общественного поведения населения Саратовского региона.
Общественно-политическая деятельность, факторы, население, местное самоуправление, регион, социальный контроль
Короткий адрес: https://sciup.org/14935314
IDR: 14935314
Текст научной статьи Факторы социально-политической деятельности населения на муниципальном уровне(на примере Саратовской области)
Во времена Конфуция, Аристотеля и Платона сформировался «классический подход» понимания социального контроля как механизма поддержания равновесия социальной системы. И только в конце двадцатого столетия обращение представителей политической науки к теоретическому наследию М.Я. Острогорского, П.А. Сорокина, Л.Ф. Уорда и Т. Парсонса позволило переместить изучение социального контроля в плоскость общественно-политической деятельности населения, в том числе и на муниципальном уровне.
В ряде научных работ, посвященных проблемам осуществления населением контроля за деятельностью представителей власти, была предложена модель, раскрывающая сущность процесса социального контроля в системе местного самоуправления, установлено «корректирующее влияние» на него внутренних и внешних факторов, обуславливающих уровень, характер и содержание контролирующего воздействия со стороны общественности на степень соблюдения государственными органами условий осуществления своих полномочий [1, с. 33-34], выделены сущностные характеристики населения как субъекта социального контроля и соответствующей общественно-политической деятельности [2]. В связи с этим представляется необходимым дальнейшее исследование автором социального контроля как одной из форм осуществления общественно-политической деятельности населения на местном уровне с привлечением актуальных эмпирических показателей.
На наш взгляд, жители муниципального образования в процессе реализации социального контроля в системе местного самоуправления непосредственно влияют на качество своей социально-политической деятельности, которое обусловлено способностью быть субъектом такого рода деятельности и субъективными (внутренними) детерминантами, составленными личностным и структурно-функциональным факторами.
Личностный фактор характеризует население муниципального образования и его отдельных представителей на предмет способности последних осуществлять социальный контроль в системе местного самоуправления. В его структуре выделяются три компонента: когнитивный, нормативно-ценностный и деятельностный [3]. Когнитивный компонент - это уровень знаний о социальном контроле в системе местного самоуправления. Нормативно-ценностный компонент включает в себя определение норм поведения и целей акторов в процессе соотношения их мотивов деятельности с ценностями. Деятельностный компонент характеризует определенные действия субъектов социального контроля. Наличие структурно-функционального фактора обусловлено существованием определенной структуры системы местного самоуправления, а также функциональными обязанностями ее элементов. По нашему мнению, структурно- функциональный фактор характеризуется: уровнем социальной активности населения; степенью участия граждан в осуществлении местного самоуправления, эффективностью работы органов местного самоуправления; самостоятельностью населения в осуществлении местного самоуправления; уровнем информированности населения о системе местного самоуправления и ее составных элементах.
Необходимость в более глубоком научном анализе влияния компонентов субъективных факторов на качество общественно-политической деятельности населения муниципального образования, потребовала от автора обратиться к эмпирическим исследованиям. С этой целью был проанализирован эмпирический материал по изучаемой проблематике, полученный в результате авторского социологического исследования, которое проводилось в первом квартале 2012 г. на территории Саратовской области. Метод исследования – формализованное интервью с использованием опросной анкеты. Количество респондентов составило 1 250 человек. Для получения репрезентативных данных опрос проводился по месту жительства и работы респондентов с использованием квотно-гнездовой выборки. Выборка репрезентативна по полу, возрасту и пространственной локализации населения.
Для оценки влияния внутренних факторов на возможности реализации населением социального контроля в системе местного самоуправления была разработана авторская методика с применением элементов сравнительного и регрессивного анализов и построением графических рисунков показателей внутренних детерминант с наложением линии тренда.
Таким образом, анализ полиномов линий тренда, выстроенных в соответствии с социологическими данными, полученными в различных группах населения по социальнодемографическим характеристикам и пространственной локализации, продемонстрировал примерно одинаковые возможности в реализации социального контроля групп населения по пространственной локализации и половой принадлежности и разные возможности в возрастных группах. Например, влияние личностного фактора увеличивает возможности городского населения по сравнению с сельским в реализации социально-политической деятельности на местном уровне. Однако более сильная позиция структурно-функционального фактора снижает в целом возможности городского населения в осуществлении социального контроля до отметки 46 %, в то время как сельскому населению данный фактор обеспечивает возможность реализации 49 %.
Мужской части населения высокий потенциал возможностей реализации социального контроля (94 %) обеспечивает нормативно-ценностный компонент в структуре личностного фактора (потребность реализации социального контроля). В то же время достаточно низкий уровень знаний о своих возможностях в сфере реализации социального контроля, а также показатели уровня социальной активности, оценки эффективности работы органов местного самоуправления и крайне низкая степень участия в формах осуществления местного самоуправления снижают его до 7 %, обеспечивая тем самым только половину возможности в реализации социального контроля местным населением (50,5 %).
На возможность реализации социального контроля женской части населения Саратовской области, несмотря на достаточно высокий показатель участия в муниципальных выборах (деятельностный компонент), в структуре личностного фактора в большей степени оказывают влияние нормативно-ценностный компонент и когнитивный критерий. За счет чего обеспечивается возможность реализации социального контроль только на 48 %. Неодинаковые возможности в реализации социального контроля в мужской и женской части населения области объясняются различием психофизических свойств.
В возрастной группе населения Саратовской области в большей степени потенциалом социального контроля обладают граждане в возрасте от 35 до 49 лет (48 %). Очевидные различия в возможностях участия появляются в возрастных группах под действием когнитивного критерия личностного фактора и в оценках эффективности работы органов местного самоуправления. Показательным примером является молодежь в возрасте от 18 до 24 лет. Если в вопросах знания сущности социального контроля данная группа обнаруживает крайне низкие результаты (1 %), то в оценках эффективности работы органов местного самоуправления преобладают высокие показатели (40 %). Во многом благодаря этому потенциал реализации социального контроля возрастает до 46 %. Тем не менее тенденция полинома возрастной группы от 18 до 24 лет за счет личностного фактора убывающая, что свидетельствует о снижении возможности реализации социального контроля данной возрастной группы в перспективе. Полиномы других возрастных групп свидетельствуют об увеличении возможности реализации социального контроля населением при повышении уровня социальной активности и эффективности работы органов местного самоуправления. На наш взгляд, отличие в возможностях реализации социального контроля в возрастных группах объясняется разным уровнем жизненного опыта, возрастных ценностей, мотивационных факторов и условий внешней среды, где проходила политическая социализация личности.
Из всех форм участия граждан в реализации местного самоуправления преимущественное положение занимают муниципальные выборы. Однако высокий показатель участия в муниципальных выборах (71 %) не демонстрирует широкие возможности реализации населением социально-политической деятельности в системе местного самоуправления: фактически население при существующей политической субъектности на отметке 47 % реализует свой потенциал в осуществлении социального контроля только на 44 %, что не только не обеспечивает должного качества подобной деятельности, но и свидетельствует о недостаточном уровне политической субъектности населения в системе местного самоуправления.
Таким образом, полагаем, что расширение возможностей реализации населением социального контроля возможно за счет повышения когнитивной составляющей личностного и структурно-функционального факторов внутренней детерминанты. Другими словами, решение этой задачи возможно посредством увеличения муниципальной грамотности населения, повышения эффективности работы органов системы местного самоуправления, развитие институтов гражданского общества. Кроме того, мотивация граждан к политическому участию в местном самоуправлении опирается на укрепление экономических основ муниципальных образовании, их организационной составляющей и информационной открытости.
Ссылки:
-
1. Викулов А.М., Иванова К.Н. Социальный контроль как дальнейшее развитие системы местного самоуправления // Власть. 2012. № 4.
-
2. Иванова К.Н. Население в системе местного самоуправления: феномен субъекта социального контроля // Проблемы местного самоуправления. 2012. № 53. URL: http://www.samoupravlenie.ru/53-02.php .
-
3. Романенко Л.М. О методике исследований российского общества // Социс. 1995. № 1.